БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Беренгар Турский
Berengarius Turonensis) (ок. 1000, Тур, -1088, остров Сен-Ком близ Тура), французский богослов и философ, представитель ранней схоластики. Учился в Турской школе, затем в Шартрской школе, где был учеником Фульберта; с 1029 г. преподаватель грамматики и риторики в Турской школе, с 1040 — ее глава. Б. Т. принадлежал к характерному для интеллектуальной ситуации XI в. направлению т. н. диалектиков — теологических рационалистов, стремившихся поверить церковную доктрину школьной логикой («диалектикой» в средневековом смысле). Главный труд Б. Т. «О Евхаристии» (De sacra coena) направлен против ставшей для католицизма догматом доктрины о пресуществлении, согласно которой в таинстве Евхаристии субстанции хлеба и вина пресуществляются в субстанции Тела и Крови Христа, удерживая, однако, акциденции — чувственно воспринимаемые приметы хлеба и вина. Б. Т. возражал, что акциденции не могут существовать вне своей субстанции; следовательно, хлеб и вино приобретают духовный смысл как символ невидимой благодати, так что вместо «пресуществления» (trans-substantiatio) надо говорить об «умопостигаемом превращении» (соп-versio intelligibillis). Символико-спиритуалистическая концепция Б. Т. вызвала критику Гуго и Адельмана Шартрских, Ланфранка и др.; в 1050-79 она была осуждена на ряде соборов. Однако у Б. Т. были последователи в схоластике XII в. Открытое возвращение к доктрине о Евхаристии как символе имело место в некоторых направлениях Реформации, прежде всего у Цвингли. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ
Berengarius Turonensis) (ок. 1000–1088) – франц. философ и богослов, представитель прогрессивного направления в ранней схоластике; руководил наиболее известной во Франции Турской школой. В гл. соч. "О святой трапезе" ("De sacra coena", 1049) Б. т. выступил против мистич. учения церкви о таинстве причащения, к-рое трактовал рационалистически, утверждая, что вкушение хлеба и вина только производит особое просветление в душах верующих. Полемизировал с реалистом Ланфранком, по свидетельству к-рого ("De corpore et sanguine domini", Migne, PL, t. 150, col. 426–27) Б. т. утверждал примат разума перед авторитетом церкви, заявлял, что все познается разумом, и решительно отвергал реальность универсалий: "нет ничего реального помимо субстанции, а субстанция... есть принадлежность только того, что доступно ощущению внешних чувств (по крайней мере здесь, в земной жизни)". Следуя Августину, Б. т. полагал, что диалектика (в смысле процесса логич. мышления) стоит во главе искусств и научных дисциплин, дает познание того, как учить и как создавать науку. Т.о., учение Б. т. содержало элементы материалистич. сенсуализма и явилось наиболее ранним (еще до Росцелина) проявлением номинализма. Оно было неоднократно осуждено церковью как еретическое. Соч. Б. т. сжигались, его самого преследовали и принуждали отрекаться от своих взглядов, но он продолжал вновь их отстаивать. Учение Б. т. отразило новые тенденции в идейном развитии ср.-век. Европы, представляя собой одно из оппозиц. течений внутри католицизма. Соч.: Berengarius Turonensis oder eine Sammlung ihn betreffender Briefe, hrsg. von H. Sudendorf, Hamb.-Gotha, 1850. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 32–33; Geiselmann J., Die Eucharistielehre der Vorscholastik, Paderborn, 1926; Ueberweg F., Grundrib der Geschichte der Philosophie, T1 2, 12 Aufl., В., 1928, S. 186. П. Галанза. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БЕРЕНГАР ТУРСКИЙ
Berengarius Turonensis; Berenger de Tours) (ок. 999, вероятно, Typ—10 января 1088, монастырь св. Космы вблизи Тура) —философ и богослов, известный главным образом участием в евхаристических спорах 11 в. Учился у Фульбера в Шартре; после 1029— каноник кафедрального собора в Type и глава школы св. Мартина.
Беренгар утверждал, что при познании истины человеку следует прибегать к разуму, а не к авторитету. Принципы же разума—логические принципы, и потому законы логики можно применить ко всему, в т. ч. к разбору догматов и таинств.
В сочинении «О причастии против Ланфранка» (De sacra coena adversus Lanfrancum) Беренгар дает рациональное толкование христианского учения о таинстве причастия, отвергая принятую католической церковью доктрину пресуществления. Согласно Беренгару, хлеб и вино после освящения в литургии становятся телом и кровью Христа не реально, но символически. Он считал невозможным изменение субстанции без соответствующего изменения акциденций. Исходя из неотделимости акциденций от субстанции, он утверждает, что если в таинстве причастия после освящения акциденции хлеба продолжают существовать, то должна оставаться и его субстанция. Поэтому действием освящения, по Беренгару, к существующей форме хлеба добавляется форма божественного тела Христова, оказывающая просветляющее действие в душах верующих.
Дискуссия Беренгара с Ланфранком—один из ранних образцов применения схоластического метода, когда логикограмматические аргументы становятся определяющими. Принцип, что невозможно утверждение, в котором понятие-субъект вступает в противоречие с понятиями-предикатами,—в этом случае предикаты как бы уничтожают субъект,—Беренгар применяет к словам освящения в литургии «Сие (при этом указывается на хлеб благодарения) есть Тело Мое». Поскольку, как считали тогдашние грамматики, местоимение подставляется вместо субстанции веши, то местоимение «сие» указывает на субстанцию хлеба, сохраняющуюся неизменной. В противовес этому Ланфранк использует аристотелевские категории субстанции и акциденций, чтобы описать изменения, происходящие в таинстве евхаристии с хлебом и вином. По его мнению, субстанция хлеба прекращает свое существование со словами освящения и в силу этих слов. Т. о. в утверждении «Сие есть Тело Мое» субъект высказывания (субстанция хлеба) как раз и был бы уничтожен предикатом.
Постулат Беренгара о неотделимости акциденций от субстанции связан с допущением реального существования только единичных субстанций, слитых со всеми своими акциденциями, и отрицанием существования универсалий, т. е. общих для многих индивидов сущностей как некоторой самостоятельной реальности. Эти идеи Беренгара близки к номинализму, позднее сформулированному Рос целиком. Учение Беренгара было осуждено католической церковью, и он был принужден дважды (на Латеранском соборе 1059 и на соборе в Пуатье 1076) против воли отказываться от своих воззрений на причастие.

Источник: Новая философская энциклопедия