БЕНЕДИКТИНСКОЕ МОНАШЕСТВО

Найдено 1 определение
БЕНЕДИКТИНСКОЕ МОНАШЕСТВО
совокупность монашеских общин, живущих в соответствии с Уставом св. Бенедикта из Нурсии. Устав (Regula monasteriorum, ок. 540) представляет собой собрание норм для общежительной монашеской обители. Важнейшими источниками послужили труды Иоанна Кассиана (De coenobiorum institutis, Collationes patrum) и т.н. Устав мастера (Ad monachos Magistri regula; время возникновения и авторство неизвестны).
В меньшей степени заметно влияние Василия Великого и Августина. Устав является продолжением традиции египетского монашества.
В качестве идеала монашеской жизни рассматривается погруженность в молитву и созерцание, поэтому цель монастыря — не в создании общины, а в подготовке монаха к жизни более совершенной — отшельнической. Монастырь (schola Dominici servitii - «школа службы Богу») служит для воспитания монаха, углубления его духовной жизни (понимание общинной жизни как в первую очередь средства духовного развития близко Василию Великому). Вступающие в «школу службы Богу» приносят обеты послушания, верности монастырю (stabilitas loci) и исправления нравов (традиционная триада евангельских советов бедности (Мф. 19:21), целомудрия (Мф. 19:12) и послушания (Ин. 8:29) в качестве монашеских обетов используется с сер. 12 в.). Монастырская обшина строится по принципу семьи, где монахи - дети одного духовного отца, избираемого пожизненно аббата, по отношению к к-рому все связаны обетом безусловного послушания. Патерналистский характер власти аббата основан на отношении к нему как к наместнику Христа (vices Christi), воля аббата отождествляется с волей Бога. Аббат, в свою очередь, несет перед Богом личную ответственность за каждого монаха. Т.о., добродетель послушания является в Б.м. знаком тотального вверсния себя Богу (чем в Францисканстве, напр., была добродетель бедности), а преуспеяние в ней является главным критерием оценки духовного прогресса монаха, его продвижения на пути личного освящения. Бенедиктинская концепция послушания имеет сотериологический характер соединяет монаха с Богом, что является высшей и конечной целью человеческого существования. При этом послушание не тождественно подчинению отдельным распоряжениям аббата; волей Бога для бенедиктинца является не столько то, что настоятель ему повелевает, сколько сама покорность, податливость монаха по отношению к настоятелю (подражание послушанию Христа воле Бога-Отца). Добродетель послушания приобретается бенедиктинцем терпеливым выполнением своих ежедневных обязанностей, несмотря на их однообразие и монотонность, именно в братской общине, что выражается в обете stabilitas loci (не просто пожизненное пребывание в одном монастыре, но и сохранение верности, «выдерживание» именно в данной общине). Обет исправления нравов (conversio morum) накладывает на монаха обязательство непрерывного нравственного усилия по личному совершенствованию. Из аскетических практик Устав предусматривает пост (необязательный для больных и немощных), молчание (или бдение за языком) как средство самоконтроля, бичевание и др. Но главным средством формации (лат. formatio в значении становления, придания определенной формы) монаха является сознание преобразующего, динамичного присутствия Бога, того, что человек воспитывается самим Богом («Пускай человек знает, что Бог смотрит на него в каждую минуту, что поступки его совершаются постоянно на глазах у Бога» — Устав 7,13-14). Сознание этого присутствия — также и главный стимул нравственного усилия монаха. Процесс формации монаха отражен в прохождении им двенадцати степеней смирения — в его внутренних (отказ от собственной воли и желаний, полное подчинение требованиям Устава и др.) и внешних (воздержание от смеха, потупленный взор и склоненная голова, скупые жесты и др.) проявлениях. Одной из внешних форм смирения является молчание, к-рое помимо своего аскетического значения принципиально важно для достижения совершенного послушания. Для св. Бенедикта требование молчания проистекает из идеи постоянного диалога монаха с Богом; диалога, понимаемого как слушание («Необходимо, чтобы учитель говорил и учил, ученик же должен молчать и слушать» — Устав 6,6; ср. Устав, Пролог 14-18; ученик должен молчать, чтобы, внимательно прислушиваясь, правильно понять слова учителя) и исполнение слова Божьего. Члены Б.м. не приносят обета личной бедности, но она органична бенедектинскому послушанию. Бенедиктинцы, в отличие от францисканцев и доминиканцев, не ограничены обетом коллективной бедности (монастырь может владеть имуществом), и бенедиктинцам предписывается ручной труд как единственный источник содержания общины и психического здоровья ее членов (в отличие от традиции анахоретов, к-рые видели в труде лишь необходимость и средство личного умерщвления). Устав допускает различные виды физического и умственного труда, к-рые являются также своеобразной подготовкой к молитве. Поэтому Устав большое внимание уделяет его организации: правильно организованное разделение труда (со сменой обязанностей), сохранение определенного ритма, размеренность — такой труд не занимает излишне внимание монаха, способствует его внутренней сосредоточенности. Все формы деятельности бенедиктинца подчинены главной обязанности монаха — обшей молитве (ofTicium divinum). Бенедиктинская молитва не дискурсивна, а аффективна; короткая и частая, она должна заполнять весь день монаха. Апостольская жизнь (vita apostolica) бенедиктинцев подразумевала не пастырскую деятельность (как у францисканцев и доминиканцев), а была подражанием жизни апостолов и первых христиан. Апостольство Б.м. было основано на создании больших монашеских центров, к-рые оказывали влияние на окружающий их социум стилем своей жизни, молитвой, созданием культурных ценностей. Устав св. Бенедикта оказал огромное влияние на развитие западного монашества. Распространение Устава было связано с деятельностью Бенедикта Аньянского. Его интерпретация Устава фиксировала рост значения литургии за счет ручного труда; ужесточала аскетические практики; усиливала акцент на оторванности Б.м. от внешнего мира (ограничение гостеприимства); увеличила число бенедиктинцев, принимающих священство (до этого преобладали братья).
В 11 в. возник ряд монашеских конгрегации, к-рые ратовали за строгое соблюдение первоначального Устава св. Бенедикта (1010—камальдулы, 1098 — цистерцианцы).
В настоящее время по Уставу живет до 20 объединенных в федерацию монашеских конгрегации. Лит.: Устав преп. Венедикта //Древние иноческие уставы (репринтное издание). М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. С. 591—653; Butler С. Benedictine Monachism: Studies in Benedictine Life and Rule. London: Longmans, Green &. Co, 1919; Delatte P. The Rule of St.Benedict. A Commentary. Tr. J.McCann. London: Burns Oates, 1921; Mannion C. Christ the Ideal of the Monk. St.Louis: Herder, 1922; Wathen A. Silence: The Meaning of Silence in the Rule of St.Benedict. Washington: Cistercian Publications, 1973. М.А.Корзо

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001