БАЗАРОВ Владимир Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

БАЗАРОВ (наст. фамилия - Руднев) Владимир Александрович
1874-1939) - рус. философ и экономист, социал-демократ. В 1905-1907 примыкал к большевикам. В период реакции Б. проповедовал эмпириокритицизм. Ленин называл Б. «полуберклианцем, полуюмистом махистской секты» (т. 18, с. 111). С махистской ревизией марксизма Б. связывал активную проповедь богостроительства, объявляя марксизм религ. системой, а религию - организующей силой социализма.

Источник: Атеистический словарь

БАЗАРОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

[27 июля (8 авг.) 1874 – 16 сент. 1939] – рус. философ и экономист, социал-демократ. Во время революции 1905–07 примыкал к большевикам. В годы реакции отошел от большевизма, пропагандировал богостроительство (" "Богоискательство" и "богостроительство" " – "Вершины", 1909, кн. 1) и эмпириокритицизм ("Мистицизм и реализм нашего времени" – сб. "Очерки по философии марксизма", 1908), защищал "третью линию" в философии ("На два фронта", СПБ, 1910). Ленин, разоблачивший в "Материализме и эмпириокритицизме" базаровскую фальсификацию марксизма, назвал его "полуберклеанцем, полуюмистом махистской секты" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 98). В 1917–19 Б. занимал меньшевистскую позицию, в последующие годы работал в плановых органах (см. С. Г. Струмилин, На плановом фронте, М., 1958). В последние годы жизни Б. занимался переводами художеств. и филос. лит-ры. Вместе с И. Скворцовым-Степановым Б. участвовал в переводе "Капитала" Маркса (т. 1–3, 1907–09). Соч.: Авторитарная метафизика и автономная личность, в сб.: Очерки реалистического мировоззрения, СПБ, 1904; Анархический коммунизм и марксизм, СПБ, 1906; Материал коллективного опыта и организующие его формы, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, 1909; [Предисловие] к книге Бутру Э., Наука и религия, СПБ, 1910; О философии действия, "Современник", 1913, No 6, 7, 10; Судьбы русского "идеализма" за последнее десятилетие, в сб.: Из истории новейшей русской литературы, М., 1910. Лит.: Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Наши упразднители, там же, т. 17; его же, Герои "оговорочки", там же, т. 16; Шаумян Ст., Письма, Ереван, 1959, с. 29. В. Литвинов. Саратов.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович
27 июля (8 августа) 1874, Тула—16 сентября 1939] -русский публицист, экономист и философ. Окончил Тульскую гимназию, в 1892—95 учился на физико-математическом факультете Московского университета. С 1895 в социал-демократическом движении, с 1904—большевик, затем сблизился с меньшевиками. В 1922—30 работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Арестовывался в 1930 и 1937, погиб в заключении.
Базаров—сторонник т. н. «философии пролетарской борьбы» (именовалась также «философия действия», «философия практики», «философия коллективизма»), рассматриваемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовой борьбе за овладение силами окружающей человека природы и общественной среды, за изменение исторического развития путем активного вмешательства индивидов, партий и классов. Исходя из такого понимания философии, главной своей задачей считал критику «пассивно-созерцательной» «идеалистической метафизики», «отвлеченного идеализма» (И. Кант, Вл. Соловьев, Н. Бердяев), «догматического», «субстанционалистского», «иероглифического» материализма (Г. В. Плеханов, Л. Аксельрод), «самокопийного» материализма (т. е. теории отражения В. И. Ленина), а также некоторых идей Ф. Энгельса. В обоснование своей «философии действия» апеллировал к одиннадцатому тезису Маркса о Фейербахе, одновременно считая своими философскими авторитетами «критических позитивистов» Э. Маха и Р. Авенариуса.
Базарову принадлежит перевод на рус. яз. «Капитала» К. Маркса (совм. с И. И. Скворцовым-Степановым).
Соч.; Авторитарная метафизика и автономная личность.—В сб.: Очерки реалистического мировоззрения. СПб., 1904; Мистицизм и реализм нашего времени.—В сб.: Очерки по философии марксизма.—СПб., 1908; К вопросу о философских основаниях марксизма.—В сб.: Карл Маркс. К 25-летию со дня смерти (1883—1908). СПб., 1908; «Богоискательство» и «богостроительство», «Вершины», 1909, кн. 1, с, 331—363; Материал коллективного опыта и организующие его формы.—В сб.: Очерки философии коллективизма, сб. 1. СПб., 1909; Судьбы русского «идеализма» за последнее десятилетие,— В сб.: Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.
Лит.: Плеханов Г. В. О книге Э. Бугру.— Он же. Избр. филос. произв., т. 3. M., 1957, с. 516-20.
В. Ф. Пустарнаков

Источник: Новая философская энциклопедия

БАЗАРОВ (наст. фам. Руднев) Владимир Александрович
27.07(8.08). 1874, Тула - 16.09.1939) - философ, экономист, публицист. В 1892-1897 гг. учился в Московском ун-те; с 1896 г. в социал-демократическом движении; примыкал к его левому крылу; с 1904 г. - большевик; после революции 1905-1907 гт. сблизился с меньшевиками, Октябрьскую революцию встретил отрицательно. В годы гражданской войны жил в Харькове, участвовал в меньшевистской печати; в 1922-1930 гг. работал в Госплане СССР, занимался переводами философской и художественной литературы. Был незаконно репрессирован. Философия Б. представляет собой разновидность "философии пролетарской борьбы" (при иных акцентах она выступала как "философия практики", "философия действия", "философия коллективизма"), понимаемой в качестве познавательного орудия в производственно-трудовом взаимодействии с природой, в изменении общественной среды, в т. ч. хода исторического развития, путем активного вмешательства отдельных людей, партий и классов. Исходя из такого общего представления о целях и месте философии, Б. считал "первым фронтом" своей философской борьбы критику "идеалистической метафизики", "отвлеченного идеализма", занятых созерцанием или познанием "общего" (таковыми он считал "гносеологический абсолютизм" И. Канта, а также взгляды В. С. Соловьева, Бердяева, П. Б. Струве и др.). "Второй фронт" для Б. -  борьба с "догматическим материализмом": первоначально главным объектом его критики стал "иероглифический" материализм Плеханова и нек-рые философские идеи Ф. Энгельса, а после выхода в свет кн. "Материализм и эмпириокритицизм" - взгляды Ленина на философские проблемы, и в первую очередь на теорию отражения, к-рые Б. квалифицировал как "самокопийный" материализм. В качестве главных философских авторитетов для Б. выступали "критические позитивисты" Э. Мах и Р. Авенариус; опирался он также на гносеологические идеи А. Бергсона и прагматизм. Для философской концепции Б. характерна интерпретация теоретико-познавательных вопросов исходя из "практической" т. зр. Назначение интеллекта, по Б., не познание мира, а его преобразование. Все орудия познания в той или иной мере условны. Понятия -- служебный аппарат, конструкции, назначение к-рых дать схему, облегчающую познание мира; критерием истины является ценность, зависимая от той цели, для к-рой познавательная категория применяется. В духе концепции "без субъекта нет объекта" Б. доказывал, что вне связи с человеческой практикой нет смысла говорить о природе как она есть "в себе", о единстве мира, об объективных формах его существования и законах развития. Уверенность в реальности внешнего мира он называл мистикой; пространство и время являются, по Б., лишь "формами организации человеческого опыта". В сфере философии истории и социологии Б. стоял на позициях исторического материализма, модифицированного рядом позитивистских идей и включающего элементы биологизма и социал-дарвинизма. Вместе с тем Б. много писал о роли в историческом процессе производственных отношений, отстаивал идею вторичного, производного характера надстроечных форм и вместе с тем их активной роли в истории и т. д. Занимаясь в 20-е гг. политэкономическими проблемами, Б. не отказался от своей общей методологической позитивистской ориентации и постулировал необходимость разработки социологии в "энергетическом аспекте", включения исследований общественных явлений в "геофизику".

Источник: Русская философия: словарь