БАЗАР Сент-Аман

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

БАЗАР Сент-Аман
19 сентября 1791, Париж29 июля 1832, Куртри)—французский социалист, ученик и последователь Сен-Симона. Был одним из лидеров движения карбонариев во Франции; проникшись идеей республиканского правления, создал лигу «Друзей истины», опубликовал множество статей и брошюр по политическим вопросам. Вместе с Анфантеном издавал журнал «Производитель» (1825). Кавалер ордена Почетного легиона (1815). Базар утверждал, что частная собственность является причиной эксплуатации. Для ее уничтожения необходимо отменить право наследования и сделать собственность государственной. Общественная наука должна оценить произошедшие в обществе изменения и восстановить те ядления общественной жизни, принципы и природа которых пребывают неизменными. По Базару, главным и неизменным элементом общественного порядка является общая вера, догма, принцип организации общества, власть. Вместе с Анфантеном издал «Манифест к французам» (1830), в котором они выступили за отмену всех привилегий и с проповедью принципа «от каждого—по способностям, каждому—по труду». Соч.: Изложение учения Сен-Симона. М.—Л., 1947.
M. M. Федорова

Источник: Новая философская энциклопедия

БАЗАР СЕНТ-АМАН

Bazard), Сент-Аман (19 сент. 1791 – 29 июля 1832) – франц. утопич. социалист, последователь Сен-Симона, главный теоретик сен-симонизма. Республиканец по своим политич. убеждениям, Б. в годы Реставрации издавал газ. "Аристарх" ("L´Aristarque"), являясь одновременно одним из организаторов революц.-демократич. тайных об-в – "Друзей истины" ("Amis de la v?rit?") и карбонариев. За участие в восстании в Кольмаре и Бельфоре Б. был заочно приговорен к смертной казни (1821). В 1825 он познакомился с учениками Сен-Симона и занял среди них руководящее положение. В 1825–27 активно сотрудничал в журн. "Производитель" ("Le Producteur"). В 1828–30 Б. прочитал цикл публичных лекций, в к-рых по поручению сен-симонистской школы дал систематич. изложение ее учения. Это изложение было вскоре опубликовано в "Doctrine de Saint-Simon. Exposition" (1830, рус. пер. – Изложение учения Сен-Симона, под ред. и с коммент. Э. А. Желубовской. Вступ. ст. В. П. Волгина, М.–Л., 1947). Б. способствовал развитию социалистич. тенденций сен-симонизма. В дальнейшем сотрудничал в журн. "Организатор" ("L´Organisateur", 1829) и "Земной шар" ("Le Globe", 1831). С превращением сен-симонистской школы в религ. общину был провозглашен наряду с Анфантеном ее "верховным отцом". При расколе сен-симонизма (1831) Б., не согласный со взглядами Анфантена на религию, брак и семью, вышел из общины, уединился в деревне и попытался изложить свои взгляды в неоконч. соч. "Рассуждения о морали, политике и религии" ("Discussions morales, politiques et religieuses", 1832). Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сен-симонизм, М.–Л., 1924; S??h1er W., Saint-Simonismus. Lehre und Leben von S.-A. Bazard, Z., 1926. И. Зильберфарб. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

БАЗАР Сент-Аман
(1771, Париж – 1832, Куртри) – социалист, ученик и последователь К.А. Сен-Симона; один из лидеров движения карбонариев во Франции. Горячо поддержав идею республиканского правления, Б. создал «Лигу друзей истины», опубликовал множество статей и брошюр по политическим вопросам. Вместе с Б.П. Анфантеном издавал журнал «Le Producteur» (1825– 1826), посвященный обзору экономических проблем французского общества. Кавалер ордена Почетного легиона (1815). В отличие от Анфантена, воспринявшего главным образом морально-этическое и религиозное учение Сен-Симона, Б. развивал общефилософские и политические аспекты творчества своего учителя. Он полагал, что современное ему французское общество сбилось с истинного пути, а Французская революция с ее метафизической идеей прав человека стала мрачным символом этого отклонения. Общественная наука, по мнению Б., призвана оценить произошедшее и восстановить неизменные принципы порядка в соответствии с природой. Такими принципами для Б. являются общая вера, основы организации, власть. Он утверждал, что частная собственность является главной причиной эксплуатации, для уничтожения которой следует отменить право наследования и сделать собственность государственной. Во время июльской революции 1830 Б. вместе с Анфантеном издал «Манифест к французам», в котором они выступили за отмену всех сословных привилегий и с проповедью принципа «от каждого – по способностям, каждому – по труду».
Соч.: Изложение учения Сен-Симона. М.; Л., 1947. Лит.: Иванов, И.И. Сен-Симон и сенсимонизм. М., 1901; Чичерин, Б.Н. Сен-Симон и его школа. Б/м, 1901; Волгин, В.П. Сен-Симон и сенсимонизм. М.; Л., 1925; Его же. Очерки по истории сен-симонизма. М.; Л., 1926; Charléty, S. Histoire du saint-simonisme. P., 1931. M.M. Федорова

Источник: Философы Франции. Humanitas.-М. Гардарики 2008.-320 с.