БАСНЯ О ПЧЕЛАХ

Найдено 1 определение
БАСНЯ О ПЧЕЛАХ
или Пороки частных лиц — благо для общества» («The Fable of the Bees, or Private Vices, Public Benefits», 1714)— сочинение англ. сатирика, философа-моралиста Б.Мандевиля. Его основу составил поэтический памфлет-аллегория «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» («The Grumbling Hive, or Knaves Turned Honest», 1705), дополненный пространными Комментариями, а также трактатом «Исследование о происхождении моральной добродетели» («An Inquiry into the Origin of Moral Virtue»).
В издание 1723 были включены: «Опыт о благотворительности и благотворительных школах» («An Essay on Charity and Charity Schools») и «Исследование о природе общества» («A Search into the Nature of Society»). Это издание получило скандальный резонанс. Тем не менее в 1729 вышел второй том «Б. о п.», содержащий шесть диалогов на темы, поднятые в первом томе.
С 1734 «Б. о п.» выходит в двух томах. Идея «Б. о п.», рассказывающей об упадке процветающего улья, пчелы к-рого, устав от всеобщей порочности и плутовства, вознамерились жить только по добродетели, заключалась в следующем: своекорыстные интересы частных лиц, ограниченные соответствующим законодательством, способствуют экономическому процветанию общества; добродетель же (поскольку она основана на умеренности) сдерживает хозяйственную активность и, стало быть, противоречит благосостоянию общества. Иными словами, значение добродетели и порока относительно, а их оценка зависит от конкретных обстоятельств и т. з. наблюдателя. Моральные определения вытекают из соображений частной и общей полезности, а люди склоняются к добродетели, движимые корыстью и жаждой славы; честь же — это «ложная и несуществующая химера, изобретение моралистов и политиков». Вслед за ТГоббсом Мандевиль утверждал, что человек по природе эгоистичен. Поэтому воспитание имеет своей задачей так сформировать и направить эгоистические наклонности человека, чтобы они также работали на благо других людей. За каждым добродетельным действием, напр. благотворительностью, можно проследить частный интерес — корысть или тщеславие. Воспитателям и политикам следует прислушиваться к хитроумным законодателям, философам и моралистам и, опираясь на естественные слабости людей, правильно управлять частным интересом и использовать такие механизмы воздействия на поведение, как пример, привычка, обычай, мода, для того, чтобы сделать их послушными. Мораль, по Мандевилю, предполагает самоотречение, именно потому, что человек эгоистичен. Т. о., в «Б. о п.» мораль была представлена как форма социального контроля и управления, а то, что принято называть злом, — конструктивное начало общественной жизни: «Зло, как моральное, так и физическое, является тем великим принципом, который делает нас социальными существами».
С позиций теории эгоистической, утилитаристской морали Мандевиль критиковал абсолютистскую этику Шефтсбери, упрекая его в чрезмерном преувеличении роли благожелательности, за что в свою очередь был подвергнут критике Ф.Хатчесоном (см. Сентиментализм этический) и Дж.Беркли.
В признании роли частного интереса Мандевиль оказал влияние на А.Смита (см. «Теория нравственных чувств») и К.Гельвеция, а также на П.Гольбаха — в критике общественных нравов; через посредство фр. материалистов — на социалистовутопистов и, косвенно, на К.Маркса, с одной стороны, и на М.Штирнера и Ф.Ницше, с другой. Л и т.: Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974; Субботин Л. Л. Бернард Мандевиль. М.: Мысль, 1986; Mandevill B. The Fable of the Bees. New York: Olms, 1981. Р.Г.Апресян

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001