Башкир верования

Найдено 1 определение
Башкир верования
Башкиры (1345,3 тыс. чел. 1989) мусульмане-сунниты (см. Суннизм) ханафитского толка. Ислам к башкирам стал проникать с 10 в., окончат, утвердился с принятием его в кач-ве государственной религии в Золотой Орде при хане Узбеке (1312). Присоединение башкир в сер. 16 в. к Российскому госву не имело для них столь серьезных последствий, как для татар: они оговорили свое право свободно исповедовать мусульманскую религию и тем самым избежали насильственной христианизации. Укреплению ислама среди башкир способствовали татары, бежавшие в их земли от репрессий царской администрации и миссионеров. Каждый башкирский аул имел свою мечеть, при к-рой почти всегда существовала школа-мектеб, где обучали начаткам грамоты. Широкое распространение получила арабописьменная грамота, в т. ч. на башкирском языке. Позиции ислама укрепились после реформ Екатерины II. В 1789 в Уфе было создано Оренбургское Духовное Собрание, положившее начало формированию среди российских мусульман, в т. ч. и башкир, особого слоя назначаемых сверху служителей культа, что не характерно в целом для ислама. Наряду с ортодоксальным исламом среди башкир бытовал также суфизм, в осн. накшбандийской ветви, проникший, видимо, с территории Средней Азии. Суфийские шейхи именовались на туркестанский манер «ишанами»; отсюда наименование суфизма «ишанизм». В 19 — нач. 20 в. большую известность получил башкирский ишан Зайнулла Расулев, за к-рым признавалась способность совершать чудеса. Интересно, что среди башкир суфизм был большим поборником ортодоксии, чем официальный «мечетский» ислам. На учении братства накшбандия основывалось ваисовское движение, выступавшее за возврат к чистоте ислама, но оно особого распространения среди башкир не получило. Значительно большее влияние на башкир имело распространившееся во вт. пол. 19 в. обновленческое движение в исламе джадидизм (арабск. джадид «новый»). Джадидисты выступали за реформирование, обновление ислама путем приобщения к передовым достижениям зап. культуры при сохранении культурных ценностей ислама. В первую очередь была реформирована система исламского образования: новометодные медресе включали в свои программы общеобразоват. предметы, иностранные языки. Уже к нач. 20 в. половина мектебов Башкирии были новометодными. Против преобразований выступило консервативное кадимитское (арабск. кадим «старый») направление, добившееся поддержки царской администрации.
В кон. 1920-х гг. большинство мечетей было закрыто, репрессированы служители культа, разрушена система образовательных учреждений мектебов и медресе. Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), в к-рое входили релит. общины башкир, было практически бесправным. Ислам среди башкир сохранялся во многом благодаря традиции, а также структурам т. наз. «параллельного» ислама с полуподпольными мечетями, системой домашнего исламского образования и т. д.
С кон. 1980-х гг. среди башкир активно возрождается исповедуемая религия. К 1992 кол-во мечетей в Башкортостане превысило 200 (против 24 в 1990). В 1990 в Уфе были открыты двухгодичные курсы подготовки имамов, к-рые преобразованы в медресе, где обучаются свыше 200 молодых людей. Башкирская молодежь обучается исламу также и в известных зарубежных мусульманских центрах. Все больше людей отмечают мусульманские праздники: Ураза-байрам и Курбан-байрам. Популярен мавлид — день рождения пророка Мухаммада. Возрождаются и древние календарные праздники: сабантуй («праздник плуга»), каргатуй («грачиный праздник») и т. д. Ныне ислам среди башкир бытует в осн. в ортодоксальной форме. Некогда распространенный суфизм потерял свои позиции. Среди незначительной части башкир в последние годы распространились нек-рые христ. и вост. секты. Доисламские верования башкир практически полностью вытеснены исламом. Сохраняется вера в существование многочисленных духов-хозяев, леших-шурале и т. п., отождествляемых с исламскими джиннами и шайтанами. Название древнего верховного божества сохранилось в одном из имен Аллаха Тангре.

Источник: Религии народов современной России

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
298.39 кб

Роль и место кукушки в доисламских верованиях башкир

Илимбетова Азалия Фаттаховна
В религиозно-мифологических воззрениях башкир кукушка фигурирует как вещая птица, обладающая сакральной силой влиять на судьбы, здоровье людей, предсказать продолжительность их жизни.
Читать PDF
171.92 кб

Элементы древнеиранских религиозных верований в «Башкирском исламе»

Ямаева Лариса Асхатовна
The article is devoted to the problem of religious syncretism among the Bashkirs. In this very article there are compared old-Iranian and Muslim elements of demonology, funeral ceremony, conceptions about life after death etc.