БАЙЛЯНЬ ЦЗЯО

Найдено 1 определение
БАЙЛЯНЬ ЦЗЯО
Учение Белого лотоса". Собирательное назв. целого ряда кит. сект и их доктрин, проповедующих идею спасения посредством перерождения в "Зап. раю" (или "Чистой земле"- Цзин ту). Др. назв.- Байлянь шэ ("Об-во Белого лотоса"), Байлянь цзун ("Секта Белого лотоса"). Б.ц. не было единой орг-цией с четкой иерархич. структурой, традиция Б.ц. скорее представляла собой совокупность ряда сотериологич. постулатов, космогонич. и гносеологич. идей. Черты единой орг-ции и даже движения Б.ц. приписывала в основном нар. молва. Различаются несколько групп сект, к-рые принято относить к Б.ц. Во-первых, это секты буд. толка, вульгаризировавшие традицию Цзинту школы и основывавшие свою релит, практику на рецитации (многократном повторении) имени будды Амитабхи, что должно было обеспечить адептам благоприятное перерождение в "Чистой земле". Ряд сект Б.ц. возглавлялся монахами Тяньтай школы, к-рым покровительствовали монастыри. Во-вторых, к традиции Б.ц. относили себя небольшие группы высокообразованных людей, немонахов, изучающих мистич., зачастую небуддийские тексты. В-третьих, существовали сообщества, представлявшие светскую неэлитарную традицию, к-рой была присуща тенденция к секуляризации доктрины Б.ц.; этот тип групп распространился наиболее широко. Раннюю традицию Б.ц. принято возводить к доктрине Хуэйюаня, основавшего в нач. 5 в. "Об-во Белого лотоса" (Байлянь шэ, др. назв.- Байлянь цзун); эта доктрина считается концептуальной базой вероучения буд. школы Цзинту. Не отвергая идею нирваны, Цзинту выдвинула на первый план идею "Чистой земли" будды Амитабхи, где души праведников возрождаются в озере с белыми лотосами. Эзотерич. традиция Б.ц. связывает свое начало с именем Мао Цзыюаня, монаха школы Тяньтай, носившего титул Байлянь даоши ("Наставник Белого лотоса"). Мао Цзыюань детализировал доктрину Б.ц., оставил ряд вероучительных текстов, в т.ч. "Байлянь чэнь чао чань и" ("Ритуалы по утренней епитимье Белого лотоса"). Было введено обязательное вегетарианство, в нарушение конф. традиций на религ. собраниях присутствовали мужчины и женщины, что подчеркивало их равенство. Ранняя традиция Б.ц. утверждала, что спасение достигается прежде всего правильным моральным поведением, обусловленным чистыми внутр. помыслами и многократным повторением имени Будды. Отвергались механич. выполнение ритуалов и действия, обусловленные сиюминутными потребностями. Особое место в идеологии Б.ц. занимал культ Майтрейи - будды грядущего: утверждалось, что грядет "земной рай", когда Майтрейя явится в человеч. обличье. Проповедники Б.ц. зачастую объявляли себя "воплотившимся Майтрейей", что служило сигналом к восстанию в поддержку его миссии. Закреплению этих идей в традиции Б.ц. способствовала активность пробуд. секты Милэ цзяо ("Учение Майтрейи"), известной с 6 - 7 вв. На идеологию Б.ц, оказала воздействие также доктрина секты Мин цзяо ("Учение света"), по одним версиям тождественной Милэ цзяо, по др.- представлявшей одно из китаизированных течений манихейства, запрещенного в Китае в 9 в. По учению Мин цзяо, противостояние Света (Гуан мин) и Тьмы (Хэй ань) должно завершиться достижением "Светлого мира высшей радости". В идеологии Б.ц. отразились и др. формы рожденных в нар. среде апокалиптич. и сотериологич. идей. В качестве канонич. книг секты Б.ц., как правило, принимали "Пятикнижие" Ло Цина (16 в.), к-рый сам рассматривал свое учение как ортодоксально буд. Содержание "Пятикнижия", видимо, дошло до нас в сильно измененном виде. Космогония Б.ц. имеет чисто кит. истоки. Согласно ей, мир сформировался из "пневмы" (ци [1]), этому моменту предшествовала абс. сверхбытийная "пустота" (Сюй, Кун). Из "пневмы" же родилась Ушэн Лаому - "Нерожденная Праматерь", к-рая в сектах Б.ц. зачастую отождествлялась с Майтрейей или Амитабхой. Ушэн Лаому заботится о спасении людей от грехов и несчастий мира. Она породила непосредств. родоначальников людей Фуси и Нюйва, к-рые, согласно нек-рым легендам, были братом и сестрой (отсюда потенциальная допустимость в традиции Б.ц. инцеста, носящего символико-сакральный характер). Фуси и Нюйва породили юань цзы ("изнач. мудрецов", "первопотомков")- собственно людей, от к-рых пошел род человеческий. Попав в сети страстей, они погрязли в грехах, и теперь спасти их может лишь Ушэн Лаому, призвав их обратно в небесный "Зап. рай" ("прародину"- цзя сян), через посредничество сект Б.ц. Буд. корни имеет историософское учение Б.ц.- доктрина "трех солнц", или "трех калп". В эру Синего солнца землю освящал будда прошлого Кашба, в эру Красного солнца - будда настоящего Шакьямуни. В эти две эпохи спаслась лишь небольшая часть людей, остальным же предстоит спасение в эру Белого солнца, когда на землю придет Будда грядущего Майтрейя. Спасутся лишь те, кто присоединятся к Б.ц., остальные будут сметены "небесным ураганом" и погибнут в страшных мучениях. Последователи Б.ц. придерживались вегетарианства (отсюда назв. их молельных помещений - "вегетарианские залы"), проповедовали аскетизм, ненасилие. Для многих сект характерны безбрачие, для нек-рых ритуальный промискуитет ("взаимодополнение мужского и женского начал"), массовые оргиастические действа. В практике сект Б.ц. активно использовались формы чаньской медитации (см. Чань школа), методики "вскармливания природных свойств (син [1]) и предопределения/жизненности (мин [1])", "вскармливания жизненности" (ян шэн шу) посредством дыхательных упражнений и приема травяных отваров, а также активные занятия боевыми искусствами, к-рые, как считалось, ведут к абс. и окончательному "просветлению". Средством распространения идей Б.ц. являлась лит-ра жанра баоцзюань ("драгоценные свитки"). В отличие от многих тайных обществ секты Б.ц. имели свои "генеалогич. книги" (цзя пу), поэтому эти сообщества можно отнести к особому типу сектантской традиции, к-рый закрепился в Сев. Китае и дожил до сер. 20 в. Всякая секта традиции Б.ц. матрицировала семью, а передача духовного учения символизировала приобщение к мистич. "древу рода". Политич. аспект истории Б.ц. прослеживается с 12 в. Мао Цзы юань, первоначально встретивший благосклонность императора Гао-цзуна, в конце концов был отправлен в ссылку по обвинению в "общении с демонами" и отвлечении людей от землепашества. Однако идеи Б.ц. получили поддержку в среде образованной элиты, особенно неоконфуцианцев, многие из к-рых охотно посещали залы Б.ц. Знаменитый каллиграф Чжао Мэнфу (1254 - 1322) писал особые тексты по заказам сект Б.ц., хотя был близко связан со двором. Несмотря на офиц. запреты в 1281, 1308 и 1322, реальных преследований сторонников Б.ц. в то время не было. "Тайность" Б.ц. тогда была весьма относительной, о существовании сект знала местная администрация. В 1313 особым имп. указом секты Б.ц. были даже взяты под высочайшее покровительство, их храмы освобождены от налогообложения, а храмовое имущество бралось под охрану, однако вскоре запрет был возобновлен. В 1620 на деятельность Б.ц. и близких к этой группе сект (Увэй ["Недеяние"], Вэньсян цзяо ["Учение возжигателей благовоний"]) был наложен новый строжайший запрет. На отношении властей к сектам Б.ц. сказывались неоднократные вооруж. выступления сектантов. Крупнейшими из них были восстания во 2-й пол. 14 в., приведшие к падению монг. дин. Юань (1368), в конце 16 - начале 17 в., предварившие падение дин. Мин (1644), восстание в 1774 в пров. Шаньдун, в 1796-1804 в центр, и зап. р-нах Китая и др. После воцарения маньчж. дин. Цин выступления Б.ц. и иных "еретич." (се цзяо) сообществ проходили под лозунгами "свергнем Цин, восстановим Мин". К 17 в. было известно по меньшей мере 18 назв. сект, к-рые принято относить к группе Б.ц. Крупнейшими из них в 18 в. считались Байян цзяо ("Учение Белого солнца"), Хунъян цзяо ("Учение Красного солнца"), Багуа цзяо ("Учение Восьми триграмм") и др. Последняя секта была известна как Лунхуа цзяо ("Учение Цветов дракона"), Лунхуахуэй ("Об-во Цветов дракона"), а в нач. 19 в. как Тяньли цзяо ("Учение Небесного принципа") и имела ответвления, именовавшиеся по назв. триграмм "Чжоу и". Хотя с конца 18 в. назв. Б.ц. в источниках почти не упоминается, эта традиция оказала глубокое воздействие на формирование "еретич." и тайных обществ старого Китая - Тяньдихуэй ("Об-во Неба и Земли"), Цинбан ("Синий клан") и др., в т.ч. тех, к-рые в 19 - 20 вв. распространились по всей Вост. Азии - Цзюгун дао ("Путь Девяти дворцов"), Чжэнькун цзяо ("Учение Подлинной пустоты"), Игуань дао ("Путь, пронзающий Единым"). *Ли Чжч. Цзинту цзюэ (Речитативы о Чистой земле). Б.м., б.г.; Ханьфэньлоу ми ли (Тайное собр. из павильона Ханьфэнь). Тайбэй, 1967; Чуань Хуа Шань Б.ц. ции цзыляо цзилу (Собр. источников по восстанию Белого лотоса в провинциях Сычуань, Хунань, Хубэй и Шэньси). Чэнду, 1980; Гуйлянь мэн (Сны о возвращении к Лотосу). Шэньян, 1984; **Поршнева Е.Б. Учение Белого лотоса - идеология нар. восстания 1796 - 1804 гг. М., 1972; Ее же. Религ. движения позднесредневек. Китая (проблемы идеологии). М., 1991; Ли Шиюй. Цинбан, Тяньдихуэй, Б.ц. // Вэнь ши чжэ. 1962. №3; Чжан Шуцай. "Шэн у цзи" соцзи Б.ц. ции шиляо бяньу (Исправление ошибок в материалах по восстанию Белого лотоса, содержащихся в "Записках о священной войне") // Вэньсянь. 1979. №1; Overmyer D.L. Folk Buddhist Religion: Dissenting Sects in Late Traditional China. Camb., 1976; Naguin S. The Transmission of White Lotus Sectarianism in Late Imperial China // Popular Culture in Late Imperial China. Berk., 1985; BarendJ. der Haar. The White Lotus Society and the White Lotus Teachings. Reality and Label. Leiden, 1989. А. А. Маслов

Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь