байесианизм

Найдено 1 определение
байесианизм
БАЙЕСИАНИЗМ — подход к проблемам философии науки, научного метода и эпистемологии, в первую очередь — к проблематике экспериментального подтверждения гипотез и рационального выбора теории в свете вновь полученных эмпирических данных; подход, основанный на понятии субъективной вероятности.         Термин « Б . » восходит к теореме Байеса, утверждающей, что вероятность гипотезы после получения новых эмпирических данных равна произведению (i) ее вероятности до получения этих данных (так называемой «предварительной вероятности») и (И) вероятности получения этих данных в свете данной гипотезы, разделенному на вероятность получения тех же данных в свете всех возможных различных гипотез.         Теорема (в составе более сложного теоретико-вероятностного дискурса) была обнаружена в архиве английского теолога и математика Томаса Байеса (1702—1761) после его смерти и опубликована его другом, философом Ричардом Прайсом, с комментариями, в которых подчеркивалась возможность использовать результат Байеса как аргумент против Юмовой скептицистской критики метода индукции (имя Юма не называлось, но явно подразумевалось в комментариях Прайса). В 20 в. в результате появления и развития персоналистской интерпретации понятия вероятности (Рамсей (1931), Сэвидж (1954), де Финетти (1972)) теорема Байеса легла в основание, во-первых, теории статистического вывода и теории принятия решений и, во-вторых, определенной позиции в философии и методологии науки, в эпистемологии (термин « Б . » чаще всего употребляется для обозначения именно этой позиции), утверждающей, что теоретико-вероятностные, и прежде всего байесианские, подходы представляют собой самодостаточный, не нуждающийся в «инородных» дополнениях базис для построения как теории научного метода, так и эпистемологии, которая интерпретируется в Б. как теория рациональности убеждений (beliefs).         Основные тезисы Б. таковы. 1. Имеет смысл говорить не просто о наличии или отсутствии у человека А того или иного убеждения, но о его (численно выражаемых) степенях. 2. Степень, в какой А убежден в высказывании Р, равна мере готовности А действовать на основании Р для реализации своих предпочтений. 3. У идеально рационально-гочеловека (численно выраженные) степени его убеждений удовлетворяют аксиомам теории вероятностей. 4. Идеально рациональный человек изменяет степени своих убеждений в свете вновь полученных эмпирических данных в соответствии с формулой Теоремы Байеса.         Заявка Б. на самодостаточность в методологии науки и в эпистемологии опирается на следующие его достижения.         А. В методологии науки на основе байесианских подходов был достигнут несомненный прогресс в таких проблемных областях, как природа индуктивного вывода; источники доказательной ценности различных свойств и разновидностей эмпирических данных; доказательная ценность предсказаний на основе научной теории; способы разрешения парадоксов подтверждения (confirmation); проблема рационального выбора теории в свете имеющихся эмпирических данных.         В. В эпистемологии Б. удалось построить пробабилистские (см. Пробабилизм) критерии эпистемической рациональности, непосредственно связывающие ее с практической рациональностью, что превратило теорию принятия решений в эпистемологически релевантную дисциплину.         С другой стороны, в литературе высказано немало аргументов против чрезмерных притязаний Б. Среди самых серьезных: неразрешимость (по крайней мере средствами самого Б.) проблемы происхождения предварительной вероятности гипотезы; нереалистичность байесианских допущений об идеально рациональном субъекте познания; неспособность Б. развить пробабилистскую трактовку целого ряда классических проблем эпистемологии.         АЛ. Блинов

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки