Баба-яга

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Баба-яга
слав.)  – старая ведьма, живущая в лесу, в «избушке на курьих ножках», пожирательница людей. Вокруг избушки – забор из человеческих костей, на заборе – черепа, вместо засова – человеческая нога, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. Одна нога у Б.-я. костяная, глаза плохо видят. Б.-я. летает на ступе с помощью метлы. В детских сказках она похищает или подбирает потерявшихся детей и пытается изжарить их в печи, посадив на лопату. В волшебных сказках Б.-я. нередко помогает герою после того, как он сделает ей доброе дело.

Источник: Мифологический словарь

Баба-яга

В славянской мифологии лесная старуха-волшебница. Согласно сказкам славян, Баба-яга живет в лесу, в избушке «на курьих ножках». Эта избушка изображается стоящей то в чаще леса (центре иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» происходит от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которые славяне ставили «избу смерти» – небольшой сруб с прахом умершего внутри. Этот обряд погребения существовал у древних славян до IX века. Баба-яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мертвым). «Курьи ножки» избы могут быть и просто звериными или птичьими, да и сама Баба-яга имеет некоторые черты зверя, а иногда в избе вместо нее живет медведь или козел. Баба-яга – повелительница времени: ей служат Красный, Белый и Черный всадники, то есть утро, день и ночь. Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Бабу-ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант – быть съеденным ею и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы-яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем.

Источник: Словарь славянской мифологии