АВТОНОМИЯ ЦЕРКОВНАЯАвтономная модель взаимоотношений врача и больного

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

Найдено 2 определения термина АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

греч autos — сам и heleros—иной)—распространенные типы этической теории. А. э. выводит мораль из представлений о внутренне прирожденном, априорном нравственном долге. Она исходит из принципа, что нравственность имеет основание в самом морально действующем субъекте. Человек сам создает себе нравственный закон, при этом он совершенно свободен от любого внешнего воздействия. Выступая против этики фр. материалистов 18 в., идеи А. э. развивал Кант в “Критике практического разума”, где он пропагандировал принцип автономности нравственного поведения. Противопоставляемая А. э. Г. э. выводит нравственность из внеморальных причин. Этими внешними причинами считаются законы государства, заповеди религии, а также такие мотивы, как личная заинтересованность, поиск выгоды и др. К разновидностям Г. э. буржуазные теоретики относят этический гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, к-рые основывают свои нравственные принципы соответственно на стремлении к удовольствию, счастью, извлечению пользы, и нек-рые др. системы. С т. зр. марксизма дилемма автономности и гетерономности является ложной, исторически ограниченной. Она основана на противопоставлении объективных и субъективных детерминант морали.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА

понятия, введенные Кантом в «Критике практического разума» (1788) и означающие две противоположные системы морали: исходящую из идеи о независимости нравств. принципов и требований от к.-л. внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей (автономная этика) и основанную на началах, взятых из др. сфер обществ, жизни (гетерономная этика). Этику, основывающуюся на самоочевидном моральном законе, Кант противопоставил теории франц. просветителей, видевших основу нравственности в естеств. побуждениях «человеч. природы» - интересе, склонности и т. п. Кант стремился тем самым обосновать самостоятельность личной совести, формулирующей нравств. законы для всего человечества не по внеш. принуждению, а по внутр. убеждению, и выяснить специфику моральных установлений в отличие от простой целесообразности природных потребностей и велений обществ, авторитетов. Однако полный отрыв законов морали от социальной практики привел Канта к априоризму, к мысли о том, что эти .чаконы можно только постулировать, но не доказать, а затем и к формализму, к невозможности определить конкретное содержание нравств. требований (см. Категорический императив). Эта постановка проблемы была воспринята

впоследствии неокантианством, а также интуитивизмом, экзистенциализмом и диалектической теологией, противопоставившими мораль законам сущего и социальной действительности.

Марксистская этика, исходя из социально-историч. понимания природы морали, отрицает возможность построения автономной этики, отвергая в то же время и гетерономную этику, поскольку в ней совершается вульгаризация природы нравственности, сведение ее к каким-тоиным социальным феноменам: утилитарному расчету - в утилитаризме, стремлению к наслаждению - в гедонизме, поиску личного счастья - в эвдемонизме, повиновению внеш. авторитету - в аппробативных теориях морали и т. п.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА — 0

Найдено научныех статей по теме АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА — 0

Найдено книг по теме АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА — 0

Найдено презентаций по теме АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА — 0

Найдено рефератов по теме АВТОНОМНАЯ И ГЕТЕРОНОМНАЯ ЭТИКА — 0