АВРААМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АВРААМ
верхозаветный патриарх, родоначальник евреев (через сына Исаака) и арабов (через сына Измаила), сын Фарры, генеалогия которого восходит к Симу. Иудаистская и христианская традиции связывают с Авраамом начало веры в единого Бога.  

Источник: Религиоведческий словарь

Авраам
Еврейский патриарх, отец Исаака, дед Иакова и Измаила, заключивший союз с Богом согласно библейской Книге Бытия. Став оплотом яхвийского монотеизма, он вместе с женой Сарой отправился из месопотамского города Ура в Харран, а оттуда в Ханаан Землю обетованную.

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

АВРААМ
библ. патриарх, чтимый в иудаизме, христианстве и исламе (в последнем - под именем Ибрахим). Считается родоначальником евреев (через сына Исаака) и арабов (через Исмаила). Религ. традиция связывает с А. начало веры в единого бога, заключение договора (газета} C богом, закрепленного обрядом обрезания. В преданиях об А. и его семье (напр., о жертвоприношении Исаака) отражены добибл. представления, восходящие, очевидно, к культу А. как племен, божества.

Источник: Атеистический словарь

АВРААМ
(от ассир. abi-ramu, букв. - мой отец высок) - мифич. патриарх (родоначальник), описанный в Библии (кн. Бытия) и Коране (под именем Ибрахим). На мифе об А. иудаизм основывает реакционнейший тезис о «богоизбранности» своих приверженцев: по Библии, с А. бог заключил «завет», обещав за послушание («ходи предо мною и будь непорочен») сделать его отцом «великого народа» и назначив «знамением завета» обрезание крайпей плоти (Быт. 17, 10—14). В связи с этим иудаизм чтит А. как «праотца» евреев и как образец благочестия (в кн. Бытия повествуется, что А. был готов принести в жертву богу даже сына-наследника). До создания библ. мифа А. почитался как одно из племенных божеств.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Авраам
(Abraham).
Личность Авраама уникальна тем, что он отец нации и вместе с тем отец всех верующих. Бог велел Аврааму покинуть родину и направиться в землю Ханаанскую. Там Бог заключил с ним завет, т.е. договор (Быт 12:13;15:1221).Авраамсталпраотцем еврейского народа и нескольких арабских племен. Все евреи считают себя его потомками, богоизбранным народом (Ис 51:12).
Дарование физического потомства имеет и духовное измерение, ибо Аврааму было сказано: * ...и благословятся в тебе все племена земные" (Быт 12:3; см. 18:18; 22:18; 26:4; 28:14). Это, возможно, первый подлинно "миссионерский" текст в Библии. Ап. Павел считал, что это и есть суть его проповеди (Гал 3:8). Благословение пришло через Христа, "Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф 1:1). Все, кто верует в Христа, в т. ч. и неевреи, дети Авраама (Гал 3:714). Они тоже "семя Авраамово и по обетованию наследники" (Гал 3:29). В вопросеотом, кто же именно может считаться потомком Авраама, вера в Христа даже важнее, чем физическое происхождение (Мф 3:9; Ин 8:33). Божьи обетования Аврааму и другим патриархам исполняются лишь с приходом Христа (Деян 3:2526), хотя в нек-ром смысле любой благочестивый царь, восседавший на Давидовом престоле, исполнял завет, заключенный между Богом и Авраамом (ср. Пс 71:17). Завет был безусловным и вечным, но те цари и другие люди, крые восставали против Бога, исключались изнего(Быт 17:1314; 18:1819).
В НЗ Авраам упоминается чаще, чем любой другой герой ВЗ (не считая Моисея), и это подчеркивает его значимость как человека веры. Получив от Бога повеление покинуть Месопотамию, Авраам "повиновался... и пошел, не зная, куда идет" (Евр 11:8). Переселившись в землю Ханаанскую, Авраам всю жизнь считался там чужестранцем  и умер, так и не дождавшись исполнения Божьих обетований (Евр 11:910). Авраам верил, что Бог даст ему сына и что когданибудь его потомство станет многочисленным, как звезды на небе. Авраам поверил Богу, и Он "вменил ему это в праведность" (Быт 15:46). Ап. Павел цитирует это место как первый пример оправдания верою (Рим 4:13). В той же главе ап. Павел отмечает, что Авраам "не изнемог в вере": он верил, что Сарра родит обещанного Господом ребенка, хотя она была уже за пределом детородного возраста, а ему самому было почти сто лет (Рим 4:1819). Непоколебимая вера Авраама остается примером для всех верующих " в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса (Христа), Господа нашего" (Рим 4:2024).
Величайшее испытание для веры Авраама наступило тогда, когда Господь велел ему принести Исаака в жертву на горе Мориа. Хотя предшествующие Божьи обетования были напрямую связаны с жизнью Исаака, Авраам повиновался и был готов умертвить своего единственного сына. Согласно Евр 11:1719, Авраам верил, что Бог воскресит Исаака. Едва не принеся в жертву своего сына, Авраам уподобился Богу Отцу, Который послал своего единственного Сына на Голгофу (недалеко от горы Мориа). Греч, слово monogenes  единородный (Сын), обычно определяющее Христа, в Евр 11:17 применено к Исааку. Вместо Исаака в жертву был принесен овен (Быт 22:13), Бог же "Сына Своего не пощадил" (Рим 8:32). Отчаяние и боль, пережитые Авраамом, приготовившимся принести в жертву Исаака, в какойто степени помогают нам представить страдания Отца, отдавшего своего Сына в жертву за всех нас.
Молитвенная жизнь Авраама тоже свидетельствует о его особой близости с Богом. В Быт 20:7 Авраам выступает как пророк, крый должен помолиться за герарского царя и его семью. Ранее, в Быт 18:2233, Авраам вступается перед Господом за город Содом. Молитвенная смелость этого человека поощряет всех верующих возносить свои молитвы к Престолу милосердия.
Авраам несколько раз назван другом Божьим (2 Пар 20:7; Ис 41:8; Иак 2:23). На еврейском и на греческом слово "друг" ассоциируется с понятием "тот, кто любит Бога". Авраам любил Бога больше всего на свете и повиновался Ему во всем: еще до того как был записан закон, этот праведник соблюдал Божьи повеления, уставы и законы (Быт 26:5).
Авраам поистине пророк, ибо он получил божественное откровение (Быт 12:13). Бог говорил с ним в видении (Быт 15:1), а затем явился ему сам (Быт 18:1).
Н.М. Wolf (пер. А. Г.) Библиография: J. Walvoord, "Premillennialism and the Abrahamic Covenant", BS 109:3746, 293303; G. von Rad, ОТ Theology, I, 17075; J.B. Payne, The Theology of the Older Testament; J. Jeremias, TDNT, I, 89; R. Longenecker, "The •Faith of Abraham , ",JETS 20:20312; W, Kaiser, Jr., Toward an ОТ Theology; R.E. Clements, TDOT, I, 5258.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Авраам
евр. ´abraham, срв. имя a-bu-ra-mu, засвидетельствованное в месопотамских клинописных текстах со 2-й половины Ш-го тыс. до н. э„ а также в обнаруженных в 1970-х гг. текстах из сирийской Эблы от Ш-го тыс. до н. э.), в ветхозаветных преданиях избранник Господа, заключивший с ним «Завет» (союз), один из патриархов, родоначальник евреев и (через Измаила) арабов. Согласно традиции, первоначально имел имя Аврам (в два слога), но в виде особой милости получил от Бога прибавление к своему имени дополнительного слога (Быт. 17:5). Сын Фарры (Тераха), генеалогия которого возводится к Симу (Быт. 11), уроженец города Ура в Южной Месопотамии (библ. Ур Халдейский, см. Быт. 11:28). Таким образом, предки А. жили «за рекой» (за Евфратом) и были язычниками (Иис. Нав. 24:2-3). Бог требует от него: «пойди из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1). В этом конкретном акте концентрируется весь драматизм разрыва с прежней жизнью, с инерцией родовых связей, ради доверия и преданности Божеству. Субъективная психология и умственная мотивировка религиозного «обращения» совершенно отсутствуют в библейском повествовании. Позднейшая традиция иудаизма стремилась заполнить этот пробел. Послебиблейские легенды изображают, например, как А. проходит через поиски высшего начала в мире стихий, но убеждается, что слава солнца ограничена временем дня, слава луны — временем ночи, что огонь гасится водой, вода — дар облаков, облака разгоняемы ветром и т. д. (распространенный фольклорный мотив отыскивания сильнейшего) — все имеет свой предел, кроме Бога-Творца (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 38,13 и др.), и А. в акте сознательного выбора предпочитает этого Бога всем остальным сверхчеловеческим покровителям. Это ставит А. в ситуацию конфликта с языческим миром, начиная с его собственной семьи (предполагается, что его отец был не только идолопоклонником, но и ваятелем идолов). Едва родившись, А. оказывается жертвой гонений со стороны Нимврода, устрашенного астрологическими предсказаниями; впоследствии Нимврод требует от А. поклониться идолам или самому Нимвроду, а за отказ бросает его в раскаленную печь, из которой А. вызволен Богом (Пс.-Ионафан на Быт. 14:1, Pesikta rabbati 33 и др.) (мотив печи, параллельный преданию о трех отроках, в применении к А. основан на игре слов или лексическом недоразумении, т. к. «Ур Халдейский» читается по-еврейски и как «огонь халдейский»). В этих легендах А. — прототип мученика веры; в других он выступает как прототип проповедника веры. Пережив обращение, он пытается обратить своего отца, брата и домочадцев; за отказ уверовать весь дом «сожжен огнем с небес», — рассказывает памятник позднеиудаистической аиокалиптики «Откровение Авраама». В других текстах рисуется, как А. учил познанию Бога мужчин, а жена его Сарра — женщин. Взгляд на А. как на первого совершителя акта веры и постольку «отца верующих» воспринят христианством (Быт. 12:3; Гал. 3:6-9). По велению Господа А. на 75-м году жизни отправляется вместе с женой Саррой, племянником Лотом, с имуществом и своими людьми в Ханаан (Быт. 12:5), где ведет жизнь патриархального главы рода скотоводов-кочевников. Традиционные святыни Палестины (Сихем, Вефиль и т. д.) связываются библейским повествованием с маршрутами его кочевий и с местами новых откровений Господа, неоднократно подтверждающего Свою милость к нему. В голодное время А. переходит в Египет, где с наивной хитростью выдает Сарру за свою сестру, чтобы не быть убитым, когда фараон востребует ее в свой гарем. Сарра действительно оказывается у фараона, но ее целомудрие чудесно защищено Богом, и напуганный фараон торопится осыпать опасных пришельцев дарами и выпроводить их из страны (12:11-20). Раздел ареалов кочевий между А. и Лотом закрепляет за А. Ханаан; он поселяется у дубравы Мамре близ Хеврона и ставит там жертвенник Господень (13:7-18). Затем А. выступает как герой-воитель: во главе своих вооруженных слуг он успешно совершает поход против царя Элама и союзных с ним царей, чтобы освободить плененного Лота (14:14-16). По возвращении он получает от Мельхиседека жреческое благословение и дар хлеба и вина (для христианской традиции - прообраз Причастия), отдавая ему как прототипу ветхозаветного священства десятую часть добычи (14:18-20). Между тем А. тревожит его бездетность: он уже готов назначить наследником своего старшего слугу Елиезера, но Господь обещает ему потомство. Сарра предлагает А. «войти» к ее рабыне Агари, с тем чтобы зачатое дитя считалось ребенком госпожи; так рождается Измаил. Следует новое явление Господа, по своей значительности превосходящее все предыдущие, сопровождающееся требованием ко всей жизни А.: «ходи предо Мною и будь непорочен» (17:1); Господь заключает с А. «Завет вечный», наследниками прав и обязанностей которого будут потомки А. не от Агари (хотя они тоже получают благословение), но от Сарры; знаком «Завета» должно служить обрезание всех младенцев мужского пола (17:10-14). Бог еще раз приходит к А. в виде Трех Странников (Ангелов), встречаемых А. и Саррой у дубравы Мамре с обычным гостеприимством (христиане увидели в этом явлении первое раскрытие тайны троичности Божества, с чем связана, между прочим, иконография Троицы у Андрея Рублева); Он обещает сына от Сарры, что вызывает у престарелой Сарры недоумение (18:9-15). От А. трое странников идут осуществлять кару над нечестивыми городами Содомом и Гоморрой; А. заступается за грешников и последовательно испрашивает помилование всякому городу, в котором найдется 50,45, 40, 30, 20 или хотя бы 10 праведников (18:16-32). Эпизод посягательства Авимелеха, царя Герарского, на целомудрие Сарры (20) представляет собой полное соответствие столкновению с фараоном. Во исполнение обещания Господа случается невозможное: у столетнего А. и девяностолетней Сарры рождается сын Исаак. Конфликт из-за прав первородства (Измаил — старший, но Исаак — вполне законный и притом получивший особое благословение от Бога) приводит к изгнанию Агари и Измаила (21:9-21). Трагическая кульминация пути А. как «друга Божьего» — испытание его веры: теперь, когда у А. есть, наконец, Исаак — единственная надежда на продолжение рода (т. к. Измаил отослан), А. должен отказаться от этой надежды. Бог требует: «возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа, и принеси его там в жертву всесожжения» (22:2). А. повинуется; по дороге происходит разговор сына с отцом, полный трагической иронии. «И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: "Отец мой!" И сказал тот: "Вот я, сын мой!" И сказал он: "Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?" И сказал Авраам: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой"» (22:7-8). Лишь в последнее мгновение, когда связанный Исаак лежит на жертвеннике и А. поднял руку с ножом, чтобы заколоть его, Ангел останавливает жертвоприношение; вместо Исаака в жертву идет запутавшийся рогами в зарослях баран (22:9-13). А. вознагражден за верность новым благословением себе и своему потомству от Господа (22:15-18). После смерти Сарры А. женится на женщине по имени Хеттура (Кетура), у него рождается еще 6 сыновей. А. умирает в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» (25:8), и его погребают рядом с Саррой на родовом кладбище в пещере Махпела. Библейский образ А. сонмещает ряд граней. Это горой — родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры — различных арабских племен; через своего внука Исава (сына Исаака) — прародитель эдомитов; с ним связано (через его племянника Лота) происхождение моавитян и аммонитян. В рассказах о заключении Завета с Господом, об установлении обрезания и т. п. он выступает как герой сакрального этиологического повествования. Наконец, в своем гостеприимстве, в своей заботе о женитьбе Исаака (Быт. 24) он являет собой воплощение добродетелей патриархального старейшины рода. Дальнейшая мифологизация образа А. в позднеиудаистической литературе усиливает черты культурного героя (А. оказывается первоучителем астрономии и математики, изобретателем алфавита и т. п.). Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
431.76 кб

Философско-каббалистический синтез Авраама Когена Эрреры: понятие Эйнсофа в "Puerta del cielo"

Нечипуренко Виктор Николаевич

Похожие термины:

  • Линкольн, Авраам

    Lincoln, Abraham) (1809-15 апреля 1865 г.) - президент Соединенных Штатов во время Войны Между Штатами (Гражданской войны). Авраам Линкольн родился в бедной семье американского пионера (первопроходца) в штате Кен
  • ИБН ЭЗРА АВРААМ

    1092-1167) - евр. философ и поэт. Один из первых рационалистич. критиков Библии. И. Э. указал на земное происхождение св. писания и на то, что Пятикнижие не могло быть написано Моисеем.
  • КРЕCKAC Хасдай бен Авраам

    (ок. 1340 – после 1410) – евр. философ и богослов. Жил в Испании. Его соч. "Свет Господень" ("Or Adonai", опубл. 1555) ставило осн. целью опровергнуть онтологич. учение Аристотеля, а также – в противоположность взг
  • Религии Авраама

    религиозные традиции, уходящие корнями к патриарху Аврааму. К основным религиям этой категории относятся христианство, ислам и иудаизм. Религии Авраама делают акцент на: 1) важной роли Бога-Творца,
  • Лоно Авраамово

    Иносказательное или образное выражение для обозначения места, в котором души праведников наслаждаются покоем и блаженством. На языке раввинов «быть в лоне А.» означало блаженствовать после смерт