АТОМАРНЫЙ ФАКТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АТОМАРНЫЙ ФАКТ
одно из осн. понятий логического атомизма, обозначающее факт, не разложимый на составные факты, состоящий из сочетаний вещей и предметов мысли. А. ф. полагаются независимыми друг от друга, так что из существования (несуществования) одного А. ф. нельзя сделать вывод о существовании (несуществовании) др. Т. обр., отрицается взаимосвязь, единство мира, а процесс познания практически ограничивается описанием А. ф. Это метафизическое понятие возникло в результате перенесения на явления внешнего мира нек-рых свойств “атомарных” (элементарных) предложений, играющих важную роль в математической логике. По своему существу понятие “А. ф.” родственно “элементам мира” Маха.

Источник: Философский энциклопедический словарь

атомарный факт
АТОМАРНЫЙ ФАКТ (от греч. atomos — неделимый) — одно из основополагающих понятий логического атомизма. Как и вся эта концепция, понятие А. ф. является результатом проецирования логической структуры языка, а именно атомарно-экстенциональной модели, на построение онтологии. Понятие А. ф. было введено Б. Расселом в ряде его работ в начале 20 в. «Логическим атомам», безразличным друг к другу «логическим единичкам» в атомарно-экстенциональной модели, элементарным, или атомарным, высказываниям соответствуют такие же безразличные друг к другу «атомарные атомы» — единичные А. ф. Природу факта Рассел характеризует при этом не иначе, как условия истинности высказывания: «Когда я говорю о факте... я подразумеваю тип вещей, который делает высказывание истинным или ложным» (Russell В.. Logic and Knowledge. Essays 1901—1905. L., 1956. P. 182). Это, по существу, производное от атомарно-экстенциональной модели представление получает в ранних работах Рассела эмпирико-сенсуалистическую интерпретацию. А. ф., по Расселу, — это обладание единичной вещью, чувственно воспринимаемой характеристикой, или отношение, имеющее место между двумя или более единичными вещами. Концепция мира как совокупности не связанных друг с другом А. ф. представляет собой плюралистическую онтологию, которая противостоит неогегельянским представлениям о мире как целостности, которые в английской философии конца 19 в. нашли свое выражение во взглядах Ф. Брэдли.         Понятие А. ф. выступает также важнейшим понятием концепции раннего Витгенштейна, сформулированной им в «Логико-философском трактате». Однако здесь это понятие, в отличие от позиции раннего Рассела, не получает эмпирико-сенсуалистической трактовки. Соответственно, интерпретация атомарных предложений как выражающих чувственно-данное, которая была принята логическими позитивистами Венского кружка, неправомерна. Понятие А. ф., как и вся в целом онтология логического атомизма, не получило дальнейшего развития в аналитической философии 20 в.         B.C. Швырев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки