АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ
исторически прогрес. направление в бурж. идеологии и культуре, характеризующееся критич. осмыслением религии на основе стихийно-диалектич. и метафизич. материализма. А. б. возник в борьбе с феод. идеологией. В своем развитии он прошел 3 этапа: атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения; атеизм Нового времени; совр. бурж. свободомыслие. В эпоху Возрождения (15-16 вв.) формируется ранняя бурж. культура с антицерк. и антирелиг. направленностью; одним из ее идейн. источников явились атеизм в рабовлад. об-ве и свободомыслие в феод. об-ве. В качестве методо-логич. основы критики религии использовался скептицизм. Гуманисты и философы 15—16 вв. (Л. Балла, Пико делла Мирандола, Л. Помпонацци. Дж. Бруно, Д. Ванини) разрабатывали новое учение о человеке, противопоставляя христ. антропологии идеи достоинства, самоуважения личности, ее права на земное счастье, независимость и свободу. Свободомыслие Возрождения связано с успехами производства и науки, в части. естествознания. Большое влияние на разрушение религ. картины ми-уа оказало гелиоцентрич. учение Н. Коперника. Филос. базой свободомыслия Возрождения явился гл. обр. непоследовательный материализм в его пантеистич. форме, содержащий элементы стихийной диалектики. Критика религии заключалась в раскрытии противоречий в христ. учении, в «приземлении» библ. легенд и персонажей, в отрицании веры в ад и рай, мифа о сотворении Адама и Евы, христ. обрядов. Важное значение имели постановка и решение проблемы происхождения религии, почти не поднимавшейся в средние века: причины религии, как и в древности, усматривались в невежестве, страхе, обмане. Была высказана мысль об эволюции религий (Бруно, Ванини); возродилось мнение др. атеистов об отриц. роли религии в об-ве. А. б. Нового времени опирался на естеств.-науч. открытия, развитие механики, математики, астрономии, к-рые способствовали формированию механистич. картины мира и созданию матери-алистич. философии, носившей в целом метафизич. характер, хотя и не лишенной элементов диалектики. В 17-18 вв. осуществился переход от скрытых формматериализма - пантеизма и деизма - к открытому материализму. Вершина А. б. — открытый атеизм франц. просветителей Д. Дидро, К. Гельвеция, Ж. Ламетри, П. Гольбаха; младшего поколения просветителей в лице С. Марешаля, К. Вольнея, а также атеизм Л. Фейербаха. Большое влияние на атеизм просветителей оказал революц.-де-мократкч. атеизм Ж. Мелье. Материалистич. и атеистич. идеи были систематизированы Гольбахом в «Системе природы»; глубокий теоретич. анализ религии дал Л. Фейербах. Родоначальником науч. критики Библии был Б. Спиноза. Атеисты Нового времени подвергли критике религ. мораль, что служило теоретич. обоснованием борьбы с феодализмом как строем безнравственным. Гольбах и Дидро убедительно показали, что религия не может содействовать улучшению нравов и даже убежденность в существовании бога и страх перед ним не удерживают человека от дурных поступков. Фейербах отстаивал тезис о самостоятельности морали по отношению к религии, показал, что подлинная нравственность и религия несовместимы. В атеизме указ. периода обосновывается нравств. ценность атеизма, что впервые проявилось у П. Бейля. Для атеизма Нового времени характерна борьба за свободу совести, за веротерпимость, что связано с его общей гуманистич. направленностью. В А. б. 17-19 вв. получила всестороннее обоснование идея земного происхождения религии, ее причины усматривались в обмане, страхе перед внешними силами, в невежестве, бедствиях, страданиях, в деятельности воображения и заключении по аналогии, в воспитании. Л. Фейербах детально исследовал роль чувств, эмоций в возникновении религии, раскрыл гносеологич. корни религии. Несмотря на отд. догадки о порожденности религии соц. факторами, А. б. не раскрыл соц. корней религии — это явилось делом атеизма марксистского. А. б. убедительно показал отриц. воздействие религии на обществ, жизнь в целом и на отд. личность. Франц. материалисты установили связь между религией и интересами угнетателей, однако они не связывали преодоление религии с ликвидацией частной собственности и клас,-антагонистич. общества. А. б. преувеличивал роль религии в истории общества; она объявлялась главным препятствием на пути человечества к прогрессу, что было связано с идеалистич. подходом к об-ву. Преодоление религии рассматривалось как результат просветит, деятельности просвещенной элиты. Ряд бурж. мыслителей считал религию необходимой для народных масс. А. б. созерцателен, ограничивается теоретич. критикой религии.

Источник: Атеистический словарь

АТЕИЗМ БУРЖУАЗНЫЙ
С зарождением капиталистич. отношений на истор. арену вышел новый, восходящий класс - буржуазия, заинтересованная в устранении феод. порядков и потому пришедшая в столкновение с церковью и религией, охранявшими и освящавшими феод. строй. Буржуазия была заинтересована в развитии науки, т. к. этого требовало развитие капиталистич. производства, обусловленное ростом производит, сил, крупными техн. изобретениями, важными геогр. открытиями, ростом торговли и культурных связей между странами. В связи с этим в обществе все более остро возникала необходимость освобождения науки от гнета религии и церкви. Сокрушение духовной диктатуры церкви, острая критика религии стали условием идеологич. подготовки бурж. революции, сменяющей феод. строй капиталистическим. Ф. Энгельс писал: «...параллельно с ростом среднего класса происходило гигантское развитие науки. Стали вновь изучаться астрономия, механика, физика, анатомия, физиология. Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой; но этой причине она была чем угодно, только не наукой. Теперь наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.).
Капиталистич. отношения зародились сначала в Италии - в республиках Венеции, Генуе, Флоренции. Там же начала развиваться и в дальнейшем получила распространение и в др. странах Европы новая светская культура в противовес религ. культуре средневековья. Этот период получил название эпохи Возрождения, а культура его - название гуманизма. Среди замечат. деятелей культуры этой эпохи - ученых, философов, скульпторов, художников, писателей - было много мыслителей, выступавших с острой критикой религ. идеологии: Пьетро Помпопацци (1462—1524), Ульрих фон Гуттен (1488—1523), Эразм Роттердамский (1466—1536) и др. К тому же времени относится создание великим польским ученым Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрич. теории строения солнечной системы (см. Гелиоцентризм и геоцентризм). Учение Коперника опровергало библ. картину мира и разоблачало все связанные с ней мифы, нанося тем самым сокрушит. удар по всей религ. идеологии. Горячим сторонником и пропагандистом гелиоцентрич. теории был выдающийся итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Развивая это учение, Бруно выдвинул идею о беспредельности Вселенной и бесчисленности обитаемых миров. Но атеизм этих ученых не был последовательным и сочетался с элементами пантеизма.
Труды Коперника были запрещены церковью как противоречащие «свящ. писанию», сторонники его учения предавались суду инквизиции. Инквизицией был заживо сожжен в 1600 Джордано Бруно, а продолжатель учения Коперника крупнейший астроном Галилео Галилей (1564—1642) был подвергнут пыткам и под страхом смертной казни вынужден был формально отречься от этого учения.
Крупнейшим представителем атеизма этой эпохи был также нидерл. философ-материалист Барух Спиноза (1632—1677). Его учение о природе -как «диной материальной субстанции, к-рая сама является причиной своего существования и, подчиняясь своим собств. законам, не нуждается ни в каких сверхъестеств. силах, - атеистическое по своему существу. Философ употреблял слово «бог», отождествляя его с природой. Наличие этой непоследовательности в учении Спинозы было данью времени, попыткой замаскировать атеистич. суть своих взглядов из-за угрозы преследований со стороны религ. мракобесов. Заслугой Спинозы были также научная критика Библии и разоблачение богосл. учений о ее «божеств.» происхождении. Серьезным вкладом в развитие атеизма были также меткие и глубокие суждения Спинозы по вопросу о происхождении религии и критика религ. представлений о «бессмертии души», «загробном мире», «чудесах» и т. п.
А. б. достиг своего высшего развития у франц. материалистов XVIII в. и нем. материалиста XIX в. Л. Фейербаха. В период, когда во Франции шла широкая идеологич. подготовка бурж. революции, с обличит, критикой феод. отношений и освящавшей их религ. идеологии и церкви выступила блестящая плеяда талантливых просветителей. Одним из вождей старшего поколения просветителей был Вольтер (1694—1778), внесший ценный вклад в критику религии и церкви с позиций деизма. Наиболее непримиримыми борцами против религии и церкви в XVIII в. были материалисты-атеисты Дени Дидро (1713—1784), Клод Адриан Гельвеций (1715—1771), Жюльен Офрэ Ламетри (1709—1751), Поль Анри Гольбах (1723—1789). Их атеизм и материализм опирались на достижения современного им естествознания. В талантливых и остроумных произведениях франц. атеисты доказывали, что всякая, в т. ч. и христ., религия представляет собой систему нелепых сказок о богах, чудесах, сверхъестеств. силах. Они развивали и обосновывали теорию, объяснявшую происхождение религии из невежества и страха людей перед непонятными стихиями природы (см. Страха теория), указывали на роль прямого обмана в религии (см. Обмана теория). Много интересного и ценного содержали труды франц. атеистов по разоблачению реакц. роли религии и церкви. Они опровергали утверждение богословов о том, что без религии якобы невозможны нравств. поведение людей и само существование общества, доказывали, что религия приносит не пользу, а вред обществу, будучи источником фанатизма и раздоров между людьми, освящая тиранию и всякие преступления, являясь врагом свободы мысли, разума и просвещения. Талантливая и остроумная критика религии, данная в трудах франц. атеистов, не потеряла своего значения и в наши дни. Вместо с тем атеизм франц. мыслителей носил отпечаток истор. и классовой ограниченности. Как и все материалисты домарксовского периода, они придерживались идеалистич. объяснении общества. Поэтому они не могли дать последовательно научного решения проблем происхождения религии, ее социальных корней и роли в обществе, условий ее преодоления. Эти проблемы были решены лишь марксизмом. Метафизич. и механистич. характер материализма франц. философов XVIII в. ограничивал также возможности научного решения таких филос. проблем атеизма, как источник движения материи, необходимость и случайность и др. Выдающимся представителем А. б. был крупнейший нем. материалист Людвиг Фейербах (1804—1872). он поставил задачей вскрыть сущность религии, показать, что силы, перед к-рыми преклоняется человек, есть но что иное, как порождение боязливого духа и невежеств. ума. Философ правильно указывал, что сущность религии коренится в сущности человека, что корни религ. верований следует искать в условиях жизни людей. Он справедливо утверждал, что у людей нет никаких врожденных религ. чувств, о к-рых говорят богословы. В своих исследованиях о религии Фейербах ставил вопрос об истор. характере разл. религ. учений. Все это имело важное значение в развитии атеистич. мысли. Но фейербаховский атеизм имел и существенные недостатки. Стоя на позициях антропологич. материализма, Фейербах весьма узко, неверно объяснял сущность человека, рассматривал его только как биол. существо, не видя его обществ, природы. Поэтому он не мог дать и правильного объяснения сущности религии, сводил ее к чувств, отношениям между людьми и пришел к выводу о возможности создания новой религии - «религии без бога», к-рая «правильно» выражала бы человеч. отношения. Атеистич. воззрениям Фейербаха были также присущи всо недостатки, свойственные метафизич. материализму вообще. А. б. сыграл важную истор. роль в освобождении научной мысли из под гнета религии и церкви и в развитии атеистич. мысли. Но этот атеизм носил отпечаток классовой и истор. ограниченности. он имел просветительский характер и был адресован узкому кругу людей, а не народу, не массам.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.