АТЕИСТИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДААТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Найдено 2 определения термина АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское]

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

воздействие на людей в целях выработки науч.-материалистич. мировоззрения и преодоления релнг. верований. Следует различать объективные предпосылки А. в., т. е. определенные соц.-экономич. условия, в рамках к-рых оно осуществляется, и субъективную сторону, т. е. само целе-направл. воспитат. воздействие на людей. Марксизм требует учета тех объективных соц. условий, в к-рых развертывается А. в. Возможности А. в. в капиталистич. об-ве крайне ограниченны. Лишь социализм, подрывая соц. корни религии, создает благоприятные возможности для широкого развертывания А. в. Преодоление религии и формирование атеистич. сознания масс неразрывно связаны в нашем об-ве с экономич., соц. и культурными преобразованиями, происходящими в процессе дальнейшего развития социализма. Именно эти преобразования создают объективную основу для А. в. трудящихся. А. в. в условиях социализма является необходимой сост. частью коммунистич. воспитания. Человек не рождается атеистом, так же как он не рождается верующим. Он становится атеистом под влиянием соц. среды, под воздействием различных факторов, включая семью, школу, книги, средства массовой информации, традиции и обычаи и т. п. А. в. в социалистич. об-ве призвано не только сформировать у каждого, труженика основы науч. мировоззрения, но и сделать его способным противостоять религ. влиянию, привить навыки атеистич. пропаганды. А. в. неразрывно связано с др. направлениями «коммунистич. воспитания: политич., интернац., трудовым, нравств., эстетич. Оно представляет собой не изолированный участок идеологич. работы, а определенный аспект единого и целостного воспитат. процесса, осуществляемого под руководством партии. Значение комплексного подхода в процессе коммунистич. воспитания было особо подчеркнуто XXV съездом КПСС. Необходимость комплексного подхода в А. в. определяется, в части., тем обстоятельством, что религия в со-циалистич. об-ве связана со мн. пережитками прошлого в быту и в сознании людей: национализмом, индивидуализмом и эгоизмом, отжившими обычаями и традициями и т. п. В содержании А. в. можно выделить 2 взаимосвязанных аспекта: во-первых, критич. аспект, т. е. критику религ. мировоззрения, выяснение науч. несостоятельности религ. картины мира, религ. концепций общества и человека; во-вторых, позитивный аспект, т. е. противопоставление осн. религ. мифам и идеям науч., диалектико-материалистич. понимания объективного мира, объяснение сущности религии, причин ее существования, ее историч. преходящего характера. Если А. в. ограничивается только критикой религии, то оно выполняет лишь часть задачи: разрушение религ. веры, но не обеспечивает утверждения атеистич. мировоззрения, науч. взгляда на мир. Важность позитивного аспекта А. в. определяется также тем, что в нашей стране имеются группы населения, к-рые выросли в без-религ. среде и не являются верующими, но в то же время еще не стали убежден, и сознат. атеистами. Подобных людей важно убедить не только в иллюзорности и ненаучности религ. идеологии, но и в глубине и правильности атеистич. мировоззрения, в том, что только последнее способно дать науч.-обоснован. ответы на важнейшие мировоззренч. и нравств. проблемы современности. Этих людей необходимо научить навыкам идейн. борьбы с религией, сделать их способными противостоять любым религ. влияниям. Т. о., А. в. в нашей стране необходимо не только для той части населения, к-рая еще не освободилась от религиозности, но и для той его части, к-рая свободна от ре-лиг. верований, но еще не стала на позиции сознат. атеизма. А. в. представляет собой сложный и многосторонний процесс, в к-ром применяются различные методы, формы и средства идеологич. воздействия. Наряду с этим используются и иные формы воспитат. воздействия (внедрение безрелиг. обрядов, вовлечение трудящихся в активную производств., обществ. и кулыурн. деятельность и т. п.). Необходимо, чтобы все эти методы и средства были взаимосвязаны и согласованы между собой. Это достигается с помощью системы науч.-атеистич. воспитания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

Атеистическое воспитание

франц. ath?isme — безбожие) — целенаправленное воздействие на людей для формирования у них научно-материалистического мировоззрения, преодоления религиозных предрассудков. Как составная часть коммунистического воспитания масс, А. в. в нашей стране играет важную роль в воспитании нового человека, вооруженного передовой марксистско-ленинской идеологией, свободного от груза пережитков прошлого, обладающего прочными атеистическими убеждениями. При социализме оказываются подорванными наиболее глубокие, социальные корни религии, порожденные классово-антагонистическим строем, различными формами социального и национального угнетения. Тем самым создаются объективные условия для преодоления религии. Однако это не означает, что преодоление религиозных предрассудков происходит стихийно, самотеком. Дело в том, что религиозные предрассудки, верования отличаются большой живучестью. Они сохраняются в силу традиции, их поддерживают церковные и сектантские организации, определенную роль в их сохранении играет также низкий культурный уровень части населения. Поэтому наряду с социально-экономическими преобразованиями важным фактором преодоления религии становится активная, целенаправленная воспитательная работа. Маркс писал: «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию» (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин о религии. М., 1975, с. 20). В нашей стране А. в. развернулось с первых лет Советской власти в условиях отделения церкви от государства и школы от церкви, роста культурного уровня трудящихся. Принятие важных партийных решений по вопросам научно-атеистической пропаганды, развитие массового атеистического движения, широкая пропаганда атеизма, проводившаяся издательствами, журналами, газетами, другими средствами массовой информации и пропаганды, способствовали отходу подавляющей части населения страны от религии. В нашей стране сложилась широкая система А. в., выступающая как важная составная часть всей идеологической работы. Она предполагает охват всех групп населения с учетом их различных культурных и демографических характеристик. Одна из важнейших задач А. в. — вовлечение верующих и колеблющихся в активную производственную, политическую, общественную, культурную деятельность. Повседневное участие в жизни трудового коллектива приводит человека к осознанию своего места в обществе, утверждению в сознании людей принципов коллективизма, норм морали коммунистической. А. в. требует применения самых разнообразных форм и методов воздействия на людей. Это и массовые формы распространения атеистических знаний (лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, тематические вечера), и индивидуальная работа с верующими, и использование средств массовой информации и пропаганды, а также культурно-просветительных учреждений. Ленин подчеркивал, что массам необходимо дать «самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п.» (т. 45, с. 26). В А. в. наряду с критикой религиозной идеологии и пропагандой научно-материалистического мировоззрения используются различные средства эмоционально-психологического влияния на людей. К ним относятся прежде всего формирование и внедрение в быт новой гражданской обрядности, способствующей вытеснению религиозных праздников и обрядов. В последние годы широкое распространение получили конкретные социологические исследования, которые помогают не только получать представление об уровне, характере, степени религиозности и ее проявлений среди различных групп населения, но и выявлять тенденции, динамику и закономерности высвобождения людей из-под влияния религии, вырабатывать наиболее действенные в данных конкретных условиях формы и методы А. в. Действенность его зависит от последовательности, систематичности, целеустремленности, наступательности, сочетания с другими формами воспитательной работы при дифференцированном подходе к различным группам населения. Именно комплексный подход к А. в. определяет его эффективность. При этом целью его является не только критика религиозной идеологии, религиозных верований, но и утверждение научно-материалистических взглядов и представлений, норм коммунистической нравственности. Это обусловливает необходимость использования в А. в. всех достижений современной науки, неразрывную связь его с практикой коммунистического строительства.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Научный коммунизм. Словарь

Найдено схем по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено книг по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — 0