АССЕРТОРИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕАССИРИЙСКИЕ Священные Писания

АССИМИЛЯЦИЯ

Найдено 6 определений термина АССИМИЛЯЦИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [постсоветское] [современное]

Ассимиляция

лат. уподобление, сопоставление) — образование в организме сложных веществ из более простых (в конечном счете, из элементов внешней среды) (см. Среда окружающая).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов

АССИМИЛЯЦИЯ

от лат. assimilis подобный) - уподобление, уравнивание; в психологии - отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием, совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

Ассимиляция

лат., assimilatio употребление, отождествление] 1) процесс использования организмом внешних по отношению к нему веществ; 2) слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п. 3) уподобление одного звука другому [13].

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Ассимиляция

от лат. assimilis — подобный или assimilatio — уподобление, сходство, отождествление) — 1) уподобление, уравнивание, слияние, усвоение; 2) (в биологии) почти то же, что анаболизм — образование в организме сложных веществ из более простых; ассимиляция в единстве с диссимиляцией (распадом веществ в организме) составляют метаболизм — обмен веществ; 3) (в психологии) отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием, совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АССИМИЛЯЦИЯ

разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая поглощение одной из культур своего контрагента. А. предполагает своеобразный неравноправный культурный синтез, при котором целостная смысловая структура одной из культур-контрагентов, объективно "не вмещаясь" в категории другой, распадается на отдельные грани и фрагменты, которые переосмысливаются в ключе последней (так, православные иконы, выключенные из контекста религиозной жизни и ассимилированные светской культурой, обретают чисто эстетическую либо историческую ценность). Таким образом, происходит дальнейшая и все более полная редукция ассимилируемой культурной системы к множеству психологических, культурных и социальных реликтов, которые могут сохраняться в контексте ассимилирующей культуры в таком диссоциированном состоянии очень долго, но эмерджентные свойства, делавшие их совокупность исходной культурой, необратимо теряются.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский глоссарий

АССИМИЛЯЦИЯ

- процесс, в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.

Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову "американизация"). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: "А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь". До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория "плавильного тигля": амер. об-во рассматривалось как огромная "творческая лаборатория", где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое.

Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дер Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена. Ван дер Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу, что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.

Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).

В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина "А." в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доминирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.

Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955;

Bierstedt R. The Social Order. N.Y., 1957; Wagley Ch., Hams M. Minorities in the New World. N.Y., 1958; Lee R.H. The Chinese in the United States of America. Hong Kong; N.Y.; Oxf., 1960; Herskovits M. The Human Factor in Changing Africa. N.Y., 1962; Van der Zanden J. American Minority Relations: The Sociology of Race and Ethnic Groups. N.Y., 1963; Gordon M. Assimilation in American Life. N.Y., 1964.

В. Г. Николаев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Культурология. XX век. Энциклопедия

Найдено схем по теме АССИМИЛЯЦИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме АССИМИЛЯЦИЯ — 0

Найдено книг по теме АССИМИЛЯЦИЯ — 0

Найдено презентаций по теме АССИМИЛЯЦИЯ — 0

Найдено рефератов по теме АССИМИЛЯЦИЯ — 0