АШВАТТХААшельская культура

АШВИНЫ

Найдено 3 определения термина АШВИНЫ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Ашвины

индуист.) – «обладающие конями» или «рожденные конями» – божественные братья-близнецы, живущие на небе. А. связаны с утренней и вечерней зарей. Разбуженные Ушас, они несутся по небу на золотой колеснице, запряженной конями или птицами, объезжают за день Вселенную и прогоняют тьму. А. помогают в беде, приносят богатство, пищу, коней, коров, детей, свет, счастье, здоровье и долгую жизнь. Они защищают и вознаграждают певцов, излечивают слепых и хромых, возвращают жизнь умершим. Существует несколько мифов об их рождении. В основном мифе говорится, что дочь Тваштара Саранью стала женой Вивасвата, которого не любила. Родив ему близнецов Яму и Ями, Саранью подменила себя очень похожей женщиной, а сама обернулась кобылицей и убежала из дома. Заметив подмену, Вивасват обратился в коня и догнал Саранью. Она помирилась с ним и родила двоих сыновей-близнецов, Насатью и Дасру, которые стали называться А.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

АШВИНЫ


        (букв. Конники) — двое божеств, братьев-близнецов; в Ведах ассоциируются с предрассветными и вечерними сумерками; входят в число 33 богов ведийского пантеона. А. сопровождают в небе солнечную деву Сурью, дочь Савитара, к-рую сватают за Сому, бога луны; именуются также братьями (или сыновьями) Ушас, богини зари. В Ведах А. прославляются как наиб, благосклонные к людям божества, исцеляющие от болезней, возвращающие жизнь умершим, спасающие от беды (особенно гибнущих в водах). Из-за близости к людям они занимают относительно низкое место среди др. богов (Индра только после борьбы допускает их к жертвоприношению сомы). Позднее А. считаются сыновьями бога солнца Вивасвата и божеств, кобылицы Саранью, дочери Тваштара, братьями Ямы; их зооморфные ипостаси — кони или птицы. В послеведийском пантеоне А. заметной роли не играют. В образах А. отражаются следы индоевроп. культа и мифологии изначальных близнецов. Исследователи указывают на родство А. с Диоскурами греч. мифологии; образ богини, сопровождаемой двумя зооморфными (кони или птицы) спутниками, параллель образам Ушас и А. (Елены и Диоскуров), известен в мифологии и иконографии др. народов (обнаруживается и в памятниках протоиндийской цивилизации). А. неразлучны и обычно неразличимы, но позднее называют их индивидуальные имена — Насатья и Дасра (изначально означавшие обоих наряду с гл. именем). Первое встречается еще в переднеазиатском тексте II тыс. до н. э. и имеет параллель в иранской мифологии.
В. Эрман

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

АШВИНЫ

Санскр.), или Ашвинау, двойственный; или же

Ашвини-Кумарау - наиболее таинственные и оккультные божества,

которые "смущали древнейших комментаторов". Буквально, они

"Всадники", "божественные возничие", так как они едут в золотой

колеснице, несомой конями или птицами, или животными, и "владеют

множеством форм". Они суть два ведийских божества,

сыновья-близнецы солнца и неба, которое становится нимфой Ашвини.

В мифологическом символизме они являются "яркими предвестниками

Ушас, зари", будучи "вечно молодыми и красивыми, светлыми,

подвижными и быстрыми, как соколы", "прокладывающие путь для

прекрасной утренней зари к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь".

Их называют также "целителями Сварги" (или Дэвачана), поскольку

они исцеляют все страдания и горести, и излечивают все болезни.

Астрономически они - созвездия. Им восторженно поклонялись, как

показывают их эпитеты. Они - "Океаном порожденные" (т.е.

родившиеся от пространства), или Абдхиджау, "увенчанные

лотосами", или Пушкара-шраджам, и т.д. Яска, комментатор,

заявляет в "Нирукте", что "Ашвины представляют переход от тьмы к

свету" - космически, и мы можем добавить, что и метафизически.

Мьюир и Гольдштюкер склонны усмотреть в них древних "широко

известных всадников", - несомненно исходя из легенды, "что боги

отказали Ашвинам в доступе к жертвоприношению на основании, что

те были в слишком близких отношениях с людьми". Именно так, ибо

как поясняет тот же Яска, "они отождествлены с небом и землею",

только по совершенно иной причине. В действительности они подобны

Рибхам, "сперва прославленным смертным (но иногда и

не-прославленным), которые с течением времени переведены в

общество богов"; и они проявляют отрицательный характер,

"результат союза света с тьмою", просто потому, что эти близнецы

является, в эзотерической философии, Кумара-Эго, воплощающимися

"Принципами" в этой Манвантаре.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Найдено схем по теме АШВИНЫ — 0

Найдено научныех статей по теме АШВИНЫ — 0

Найдено книг по теме АШВИНЫ — 0

Найдено презентаций по теме АШВИНЫ — 0

Найдено рефератов по теме АШВИНЫ — 0