АСАНГА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Асанга
Буддийский наставник из северной Индии, основатель школы Йогачара (ок. 315–90).

Источник: Словарь религий, обрядов и верований

АСАНГА
ок. 310-390), инд. философ-буддист, один из основателей школы йогачара. Первоначально примыкал к хинаяне, потом стал одним из основателей махаяны. Наиболее известное соч.- «Махаяна сумуччая» (или «Абхидхарма самуччая»). Филос. значение имеет «Махаяна санграха». Для концепции А. характерно принятие ряда понятий хинаяны, особенно в области психологии. Считается также одним из предшественников развитого тантризма.

Источник: Советский философский словарь

АСАНГА
4 в.) — великий индо-будд. мыслитель, один из основоположников школы йогачара, к-рому приписывается в тиб. каноне авторство 19 трудов, в том числе по абхидхарме и праджняпарамите. А. философски развил учения махаянских сутр: 1) об алая-виджняне, или «сокровищнице сознания», к-рая имеет постоянно меняющееся множество «семян» и «кармических зародышей», дающих жизнь очередным индивидам сансары, поэтому путь к нирване состоит в прекращении влияния кармы, или в «непрорастании» семян в сознаниях, их множественность иллюзорна, т. е. каждый до освобождения пользуется лишь частицей единого сознания Татхагаты («Махаянасамграха»); 2) о виджняна-.матре, или «только сознании», к-рое есть поток частиц (дхарм) и их сочетаний, а в задачи его познания входит доказательство нереальности этих конструкций мыслетворчества и реальности самого осознавания этого («Абхидхармасамуччая»);3) об идеале бодхисаттвы, или просветленного существа, способного стать буддой, но остающегося в нижних регионах Вселенной ради оказания помощи и спасения других индивидов («Иогачарабхуми-щастра»); 4) о высшей реальности, предстающей «тремя телами Будды» (см. Трикая) - невыразимое «тело дхармы», «тело блаженства», «тело воплощения», в к-ром будды приходят к людям возвестить истинное учение («Махаянасамграха»). В. П. Андросов

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

АСАНГА
ок. 315—390 или 5 в.) —теоретик и возможный основатель буддийской школы йогачара в Индии. Родился в Пурушапуре (совр. Пешавар, Пакистан). Как и его средний брат Васубандху, сначала стал монахом-сарвастивадином и достиг высокой степени духовного совершенства. Не удовлетворившись доктриной пустоты, принятой в раннем буддизме, он переработал ее, заложив, т. о., теоретические основы махаянистической школы йогачара. Проповедовал учение своей школы во многих частях Индии, основал 25 монастырей. Обратил в сподвижника йогачаров своего брата Васубандху и побудил его к написанию нескольких сочинений в защиту махаяны.
В тибетском каноне Асанге приписываются 19 трудов, среди которых «Йогачарабхуми-шастра» («Наставление по основаниям йогачары»), «Абхидхармасамуччая» («Сумма абхидхармы»), «Махаянасанграха» («Компендиум махаяны»), «Махаянасутра-аланкара» («Украшение махаяны»), комментарий на «Праджняпарамиту» и др. Асанга обогатил буддийское учение концепцией сознания-сокровищницы (алаявиджчяна), место которого он определил в системе элементов-дхарм, разделив пятую скандху на три группы (читта, манас и виджияна) и отождествив читту с сознанием-сокровищницей (манас при этом он называл объектом сознания-сокровищницы); обоснованием положения об идеальном характере природного мира; учением об идеале бодхисаттвы; развитием учения о трех телах Будды и др. идеями. Он внес вклад и в развитие буддийской логики, высказавшись в «Махаяна-абхидхарма-сутре» по поводу правил проведения диспутов.

Источник: Новая философская энциклопедия

АСАНГА
(санскр. asanga, тиб. thogs med, Независимый, Бесстрастный) — индобуддийский мыслитель IV в., основоположник школы йогачара, автор 19 трудов, в том числе по абхидхарме и праджня-парамите. А. развивал философскую сторону махаянских учений. Сознание (виджняна) подразделялось им на восемь видов: пять чувственных, мышление, разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна). Последнее, в отличие от индуистского Атмана, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена (биджа) дхармо-частиц и кармы дают жизнь особям, вращающимся в сансаре. «Непрорастание» семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к нирване. Их множественность иллюзорна, так как семя — это частичка единого сознания Будды. В задачи познания входило доказательство нереальности этой множественности, как продукта вымысла (кальпана), и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для А. тождественно нирване. Религиозная сторона учения А. состояла в защите идеала бодхисаттвы, а также новой махаянской доктрины о трёх Телах Будды (трикайя). Высшая реальность (природа Будды) предстаёт в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя), в Теле блаженства (самбхога-кайя), которое является главным объектом созерцания мастеров йогической медитации, видящих его в виде различных небес, населённых святыми и буддами, и в Теле воплощения (нирмана-кайя). В последнем Будда приходил уже неоднократно к людям возвещать Закон. С мадхьямакой А. разошёлся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, начинал именно в этой школе: ему принадлежит комментарий на «Муламадхьямака-карику» (Коренные строфы о Срединности) Нагарджуны. Для А. нирвана реальна, а сансара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны. В полемике А. считал возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда как ранние мад хьямики только в опровержении любых доводов видели правильную позицию. Труды А. оказали и оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в том числе на философское обоснование Ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего Востока.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
407.59 кб

Учение о формирующих факторах, не связанных с сознанием, в «Компендиуме Абхидхармы» Асанги

Бурмистров Сергей Леонидович

Похожие термины:

  • АСАНГА АРЬЯСАНГА

    сс. Независимый. Свободный. Собственное имя буддийского мудреца-философа (310— 390). Он был адептом тхеравады, но затем стал сторонником махаяны, одним из основателей школы виджнянавада (йогачара). Уч