АРИАНСТВО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Арианство
одно из течений в христианстве 4 – 6 вв., названное по имени его основателя александрийского священника Ария (ум. в 336 г.), к-рый утверждал, что сын божий Христос не истинный бог, а лишь «превосходнейшее творение» бога-отца. А. было признано Никейским собором в 325 г. еретическим, а сам Арий отлучен от церкви. Однако А. долгое время сохранялось в Римской империи и нек-рых гос-вах Зап. Европы. В период Реформации его идеи были восприняты рядом протестантских сект.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АРИАНСТВО
течение в христианстве в 4—6 вв., основанное священником Арием. А. было попыткой преодолеть противоречие между библ. монотеизмом и учением о Христе как божестве, не принимало один из осн. догматов офиц. христ. церкви о единосущное-то бога-отца и бога-сына (Христа), считая его признанием двоебожия. Арий утверждал, что только один бог предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен, но не из божеств, сущности, а из ничего. Его отличие от человека только в том, что он наделен более высокими достоинствами. Благодаря соучастию бога-отца и собств. стремлению к благу сын божий сам становится богом. Этим снималась центральная для христианства идея богочеловека. В 325 А. было осуждено как ересь на Никейском вселенском соборе. После смерти Ария его учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан — евномиане). В преобразованном виде А. возродилось в Польше в 16 в., его проповедовал Социн.

Источник: Атеистический словарь

АРИАНСТВО
направление в христианстве 4–6 вв., связанное с именем и учением александрийского пресвитера Ария (греч. .??????, лат. Arius, ум. 336), к-рый расходился с осн. догмами христианства, доказывая, что бог-сын по существу своему отличен от бога-отца и создан им во времени. Этим в учении о троице создавалась определенная иерархия: вечным оказывался только бог-отец, сын (Логос) – его творением, к-рый, в свою очередь, порождает св. духа. Впервые Арий выступил со своей проповедью ок. 318 в Александрии. На Никейском вселенском соборе (325) в результате вмешательства имп. Константина был принят символ веры, утверждавший "единосущие" всех лиц троицы, однако А. было признано ересью, а Арий – изгнан. Борьба А. с ортодоксальным направлением в христианстве продолжалась с переменным успехом и после собора. Окончательно А. было осуждено Константинопольским собором (381). Тем не менее ряд варварских королевств принял христианство в его арианской разновидности. Лит.: Самуилов В., История арианства на Латинском Западе, СПБ, 1890, с. 353–430; Gwatkin ?. ?., Studies in arianism, 2 ed., Camb., 1900; Snellman Р., Der Anfang des arianischen Streites, Hels., 1904; Rоgаla S., Die Anf?nge des arianischen Streites, Paderborn, 1907. И. Крывелев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

арианство
ересь в раннем христианстве, сутью которой является утверждение, что три лица божественной троицы лишь подобосущны, но не единосущны. Последовательное проведение доктрины арианства грозило субординационализмом (теорией, что, к примеру, сын, будучи рожденным от отца, подчинен ему, а следовательно, не может считаться богом в том же смысле). А это могло привести к размыванию доктрины строжайшего монотеизма (если христос – бог, но не такой, как отец, не значит ли это, что у христиан не один бог?). Осуждено на 1-м вселенском соборе в 325 г. В никее. «тринитарная проблема» была окончательно закрыта как таковая в 381 г. На 2-м вселенском соборе в константинополе благодаря введенному т.н. «каппадокийцами» различению между божественной сущностью (которая одна) и ее ипостасями (которых три – отец, сын и святой дух, каждую из которых характеризует свой собственный уникальный атрибут, соответственно, нерожденность, рожденность, ниспосланность). Рожденность сына от отца нельзя понимать буквально, сын вечно рождается от отца по божеству, обладая «такой же» божественностью, как и отец. Здесь можно усмотреть аллюзии на неоплатонистскую доктрину логических, прежде всего, отношений между единым и производными (через эманацию) от него формами бытия, главным образом, на отношение вневременного порождения единым всего мироздания.

Источник: Краткий философский глоссарий

Арианство
еретическое учение в христианстве, получившее название от имени основателя Ария, считавшего, что Христос, Сын Божий, был создан и не был полностью Господом, и таким же вечным, как Отец. Арий был бескомпромиссным греком-рационалистом, унаследовавшим христологию Логоса, в то время широко распространенную по всей западной территории Римской империи. Он считал Бога неизменным и непознаваемым; следовательно, говорил он, Христос должен был быть тем существом, которое Бог создал в самом начале порядка творения. Ортодоксальные христиане, предприняв контрудар по арианству, заявили, что богословие Ария низводит Христа до полубога и, по сути, вводит в христианство политеизм. В феврале 325 г. Антиохийский синод признал Ария еретиком. Никейский Собор, проходивший в мае 325 г., осудил и Ария, и его учение. Но вместо того, чтобы разрешить возникшие трудности, собор дал повод к началу христологического спора, который настолько охватил всю империю, что иногда казалось, что арианство, как доминирующая форма христианства, одержит победу. И только после ста лет горячих дебатов победили ортодоксы. Сегодня одна из форм арианства была возрождена среди унитариев и Свидетелей Иеговы. В истории есть также примеры того, как различные оккультные группы делали безосновательные заявления, утверждая, что арианство было первоисточником оккультизма - вот, дескать, почему его адептов начали преследовать.

Источник: Новые религиозные движения.

АРИАНСТВО
христ.-богосл. учение, выдвинутое в противопоставление офиц. церк. догме александрийским свящ. Арием ок. 318. Внося в церк. учение элементы античного рационализма, Арий утверждал, что сын божий Христос («слово», «логос») не «единосущ», а лишь «подобносущ» богу-отцу, что только бог-отец предвечен и неизречен, тогда как сын божий сотворен и в сравнении с мудростью бога-отца обладает мудростью низшего порядка. Учение Ария нашло приверженцев среди гор. кругов: стихотворные части его «Застольных бесед» были популярны среди гор. плебса. Церковь, стремясь к усилению не рационалистич., а мистич. элементов христ. догмы, в 325 осудила А. на Никейском соборе (см. Вселенские соборы). Сочинения Ария были сожжены, его последователи в церкви смещены. Вскоре, однако, римский имп. Констанстин поддержал ариан, а не сторонников Никейского собора. После смерти Ария (ок. 335) его учение развивали Аэций и Евномий (позднейшее название ариан - евномиане). С 362 споры ариан затронули также новый вопрос - о соотношении бога-отца и бога-сына со «св. духом», что привело к выработке церк. учения о троице (одна сущность в трех лицах—»ипостасях»), В 381 на Константиноп. вселенском соборе А. было вновь осуждено как ересь. Но и после осуждения А. христологич. споры в Римской империи не прекратились. А. нашло сторонников у готов, где его проповедовал Ульфила, первый готский епископ. Симпатии к А. в «варварских» гос-вах Зап. Европы объясняются, по-видимому, оппозиционностью этих гос-в к Римской империи. Возникли и др. ереси, родственные А. (см. Несторианство, Монофизитство, Монофелитство). В преобразов. виде А. возродилось в Польше в XVI в., его проповедовал Социн.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АРИАНСТВО
еретическое течение периода тринитарных споров, восходящее к учению александрийского пресвитера Ария (нач. 4 в.). Арий принадлежал к антиохийской школе в богословии (Лукиан Антиохийский); в его системе содержатся также элементы христианскогоvнеоплатонизма. Основные положения этой доктрины выражены в поэтической форме в его сочинении «Пир» (сохранились фрагменты). Арий исходил из представления о Боге как нерожденном, вечном, безначальном, самодостаточном единстве, имеющем в себе собственный (неипостасный) Логос, который не тождествен Сыну. Отсюда Сын, для Ария, не совечен Отцу («было время, когда Его [Сына] не было»—Деян. I Всел., с. 44), не рождается из сущности Бога, а потому является конечным произведением его воли, творением. Сын происходит из несущего , имеет иную, менее совершенную сущность, чем Отец (субординационизм), лишен прямого знания Отца, хотя и выше остальных созданий мира («совершенное творение»). Противник Ария Афанасий Александрийский обличал его за многобожие, отрицание Троицы я искупительной жертвы Сына («полубога»). Арий имел много сторонников в Александрии, в том числе из влиятельных приближенных к императору Константину — Евсевия Никомидийского и Евсевия Кесарийского. После публичного диспута, когда неправославность взглядов Ария стала явной, епископ Александрии Александр отлучил его от церкви. Но пропаганда арианства разрасталась: оно распространилось в Палестине, Никомидии, Вифинии. Собравшийся в Никее I Вселенский собор (325) низложил Ария и осудил его учение. Собор утвердил Символ веры, введя понятие «единосущие» . Однако уже в 336 ариане были вновь приняты в церковное общение. Антиникейская реакция достигла своего пика во время единоличного правления Констанция (350—361), когда из ариан выделилась партия аномеев, лидеры которой—Аэций и Евномий — утверждали совершенное иносущие Сына по отношению к Богу. С 361 шла постепенная консолидация позиций антиариан, возглавленная катадокийцами, что в конечном счете привело к запрещению арианства в 381 на II Вселенском соборе. До б в. арианство сохранялось на Востоке, до 6—7 вв.—на Западе, среди готов (крещены арианским епископом Ульфиллой в сер. ;4 в.), вандалов, бургундов, лангобардов. Элементы арианства вошли в некоторые средневековые и современные ереси (напр., унитарии, свидетели Иеговы).
Лит.: Самуилов В. История арианства на латинском Западе (353— 430 г.). СПб., 1890; Поено« М. Э. История Христианской Церкви (до разделения церквей—1054 г.). Брюссель, 1964, с. 330—360; Болото« В. В. Лекции по истории Древней Церкви, т. ГУ. М., 1994, с. 1—122; Собор Никейский, Вселенский первый.—В кн.: Деяния Вселенских соборов, т. 1. СПб., 1996.
А. В. Михайловский

Источник: Новая философская энциклопедия

АРИАНСТВО
течение в христианстве в IVVI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч. "Ареюс;, ок. 256— 336); главный момент доктрины — отрицание у БогаСына, т. е. Логоса, воплотившегося в Иисусе Христе, единой с БогомОтцом Божественной
природы. Логос описывается как творение БогаОтца, предшествующее по времени и достоинству всем другим творениям, совершенное, но созданное наравне со всем остальным из несущего, т. е. из ничто (противники А. называли его приверженцев «изнесущниками»). А. применило к Логосу библейский текст — слова олицетворенной Премудрости Божией: «Господь сотворил меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22); при таком понимании Логос есть то, чем Он был в системе Филона Александрийского, посредствующее звено между Богом и миром. Наконец, Дух Святой рассматривается как творение Логоса, уступающее Ему в достоинстве. Учение о триединстве Божества отклонено; граница между «нетварным», или «безначальным», бытием Бога и «тварным», т. е. сотворенным и через это ограниченным бытием всего, что не Бог, проходит для А. таким образом, что по одну сторону этой онтологической пропасти оказывается только первая Ипостась, между тем как вторая и третья Ипостаси, превосходя Божьи творения Своим совершенством, принципиально объединены с них в рамках дихотомии, более важной для теистического мышления, чем какаялибо иная (напр., чем дихотомия духовного и материального). После самого Ария доктрина А. предлагалась в различных вариантах; более умеренные ариане учили что сущность Логоса «подобна» сущности БогаОтца (т. н. «омии», т. е. «подобники») — компромиссная формула, предназначенная предотвратить прямое оскорбление религиозного чувств оппонентов А., но мало кого удовлетворявшая, поскольку «подобие» между беспредельностью Творца и ограниченностью творения само может быть только ограниченным, а указание на него — характеристика скорее оценочная (всякое совершенство творения есть некое подобие Творцу), нежели онтологическая; более принципиальные приверженцы А., искавшие, напротив, самых острых и вызывающих формулировок, говорили о «неподобии» Логоса БогуОтцу (рационалистически настроенные «аномии», т. е. «неподобники», — Аэтий и последователи Евномия).
Идейнокультурные корни А. уходят очень глубоко. В целом можно сказать, что в его пользу работали все влияния, исходившие и от иудейской предыстории христианства, и от греческой философии, и от восточных мистериальных доктрин, и от сакрализованной имперской теологии, а против него — только его несовместимость с основной идеей христианства: идеей прихода в мир Самого Бога во всей полноте Его Божественной природы, лишь добровольно слагаемой на время в акте кеносиса. В самом деле, образ полубожественного посредника между богом и миром встречается в мифах и религиозных учениях самых разных народов; уже там это часто субъект демиургического акта или объект демиургического жертвоприношения (как индийский Пуруша или иранский Гайомарт); для исторических представлений, определивших понятийный аппарат христианства, особенно важны те варианты этого древнего образа, которые выявляются на периферии иудейства («дух Мессии», сотворенный Богом, но, как и Логос в А., прежде сотворения мира, и носившийся, согласно одному толкованию на Быт. 1:2, над водами первозданного хаоса; его эквиваленты — Метатрон и т. п.). Греческая философия в лице Платона обосновала необходимость такого посредника, который не божественен и не небожественен, невозможностью прямого действия трансценденции на имманентность космоса (Эрос в «Пире», Демиург в «Тимее»); неоплатонизм особенно акцентировал иерархию нисходящих ступеней, по которым совершается эманация всякого бытия из Единого. Исходя из Платона, о посреднике говорят и Филон Александрийский, и представители герметизма. Наконец, для имперской идеологии мотив посредника был созвучен постольку, поскольку давал особенно логичное обоснование божественности монаршей власти — «благоверный» кесарь есть по отношению к Логосу то, что Логос по отношению к Богу. Вплоть до начала IV в. необходимость выбора между всем этим комплексом идей и верой в полноту божественности Христа (ср. Кол. 2:9) не осознавалась прежде всего потому, что христианская мысль развивалась в основном апологетами, для которых усвоение ходячего набора представлений и приспособление христианства к нормам платонически и стоически окрашенного философского монотеизма было жизненной необходимостью. Более сознательное и заостренное выражение идей, вошедших в состав доктрины А., имеет место во второй половине III в. (у Павла Самосатского, у Лукиана, чьим учеником был Арий, и др.) и стимулируется полемикой против еретических доктрин монархианства, модализма и динамизма, спасавших монотеистический принцип ценой сведения Логоса и Святого Духа к простым смысловым моментам и аспектам внутри единого Бога. А. было попыткой утвердить монотеизм, сохранив также реальное личное бытие Логоса. Проповедь Ария вызывает полемику, в которой главными оппонентами А. выступают александрийский епископ Александр и его преемник Афанасий Александрийский. На I Вселенском соборе 325 г. в Никее А. было осуждено; однако вскоре оно переходит в контрнаступление и получает покровительство христианских императоров. Период официального А. безвозвратно окончен лишь к 381 г., когда оно подверглось осуждению II Вселенского собора в Константинополе. В продолжение этого периода, однако, ариане успели передать свою доктрину новообращенным германцам; позднее А. держится в варварских королевствах готов, вандалов и т. д., где оно становится знаменем вражды к Риму и Византии. Казнь Боэция, полемизировавшего против А., в арианском государстве Теодориха Великого, отчасти связана с этими конфессионально-политическими конфликтами, принявшими более массовый характер в V в. в завоеванной вандалами Африке. Постепенно, однако, эти регионы А. уступают место ортодоксальному христианству; последними отказываются от А. визиготские короли Испании в 589 г. О возрождении А. в радикальных доктринах Реформации см. ст. «Антитритарии».

Источник: София-Логос. Словарь

Арианство
еретическое движение, утверждающее, что Христос как творение Бога-отца – существо, ниже его стоящее. ............ ? Арианство, течение в христианстве в IV-VI вв., обозначаемое по имени александрийского священника Ария (греч. "Ареюс;, ок. 256— 336); главный момент доктрины — отрицание у Бога-Сына, т. е. Логоса, воплотившегося в Иисусе Христе, единой с Богом-Отцом Божественной природы. Логос описывается как творение Бога-Отца, предшествующее по времени и достоинству всем другим творениям, совершенное, но созданное наравне со всем остальным из не-сущего, т. е. из ничто (противники А. называли его приверженцев «из-не-сущниками»). А. применило к Логосу библейский текст — слова олицетворенной Премудрости Божией: «Господь сотворил меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (Притч. 8:22); при таком понимании Логос есть то, чем Он был в системе Филона Александрийского, посредствующее звено между Богом и миром. Наконец, Дух Святой рассматривается как творение Логоса, уступающее Ему в достоинстве. Учение о триединстве Божества отклонено; граница между «нетварным», или «безначальным», бытием Бога и «тварным», т. е. сотворенным и через это ограниченным бытием всего, что не Бог, проходит для А. таким образом, что по одну сторону этой онтологической пропасти оказывается только первая Ипостась, между тем как вторая и третья Ипостаси, превосходя Божьи творения Своим совершенством, принципиально объединены с них в рамках дихотомии, более важной для теистического мышления, чем какая-либо иная (напр., чем дихотомия духовного и материального). После самого Ария доктрина А. предлагалась в различных вариантах; более умеренные ариане учили что сущность Логоса «подобна» сущности Бога-Отца (т. н. «омии», т. е. «подобники») — компромиссная формула, предназначенная предотвратить прямое оскорбление религиозного чувств оппонентов А., но мало кого удовлетворявшая, поскольку «подобие» между беспредельностью Творца и ограниченностью творения само может быть только ограниченным, а указание на него — характеристика скорее оценочная (всякое совершенство творения есть некое подобие Творцу), нежели онтологическая; более принципиальные приверженцы А., искавшие, напротив, самых острых и вызывающих формулировок, говорили о «неподобии» Логоса Богу-Отцу (рационалистически настроенные «аномии», т. е. «неподобники», — Аэтий и последователи Евномия). Идейно-культурные корни А. уходят очень глубоко. В целом можно сказать, что в его пользу работали все влияния, исходившие и от иудейской предыстории христианства, и от греческой философии, и от восточных мистериальных доктрин, и от сакрализованной имперской теологии, а против него — только его несовместимость с основной идеей христианства: идеей прихода в мир Самого Бога во всей полноте Его Божественной природы, лишь добровольно слагаемой на время в акте кеносиса. В самом деле, образ полубожественного посредника между богом и миром встречается в мифах и религиозных учениях самых разных народов; уже там это часто субъект демиургического акта или объект демиургического жертвоприношения (как индийский Пуруша или иранский Гайомарт); для исторических представлений, определивших понятийный аппарат христианства, особенно важны те варианты этого древнего образа, которые выявляются на периферии иудейства («дух Мессии», сотворенный Богом, но, как и Логос в А., прежде сотворения мира, и носившийся, согласно одному толкованию на Быт. 1:2, над водами первозданного хаоса; его эквиваленты — Метатрон и т. п.). Греческая философия в лице Платона обосновала необходимость такого посредника, который не божественен и не небожественен, невозможностью прямого действия трансценденции на имманентность космоса (Эрос в «Пире», Демиург в «Тимее»); неоплатонизм особенно акцентировал иерархию нисходящих ступеней, по которым совершается эманация всякого бытия из Единого. Исходя из Платона, о посреднике говорят и Филон Александрийский, и представители герметизма. Наконец, для имперской идеологии мотив посредника был созвучен постольку, поскольку давал особенно логичное обоснование божественности монаршей власти — «благоверный» кесарь есть по отношению к Логосу то, что Логос по отношению к Богу. Вплоть до начала IV в. необходимость выбора между всем этим комплексом идей и верой в полноту божественности Христа (ср. Кол. 2:9) не осознавалась - прежде всего потому, что христианская мысль развивалась в основном апологетами, для которых усвоение ходячего набора представлений и приспособление христианства к нормам платонически и стоически окрашенного философского монотеизма было жизненной необходимостью. Более сознательное и заостренное выражение идей, вошедших в состав доктрины А., имеет место во второй половине III в. (у Павла Самосатского, у Лукиана, чьим учеником был Арий, и др.) и стимулируется полемикой против еретических доктрин монархианства, модализма и динамизма, спасавших монотеистический принцип ценой сведения Логоса и Святого Духа к простым смысловым моментам и аспектам внутри единого Бога. А. было попыткой утвердить монотеизм, сохранив также реальное личное бытие Логоса. Проповедь Ария вызывает полемику, в которой главными оппонентами А. выступают александрийский епископ Александр и его преемник Афанасий Александрийский. На I Вселенском соборе 325 г. в Никее А. было осуждено; однако вскоре оно переходит в контрнаступление и получает покровительство христианских императоров. Период официального А. безвозвратно окончен лишь к 381 г., когда оно подверглось осуждению II Вселенского собора в Константинополе. В продолжение этого периода, однако, ариане успели передать свою доктрину новообращенным германцам; позднее А. держится в варварских королевствах готов, вандалов и т. д., где оно становится знаменем вражды к Риму и Византии. Казнь Боэция, полемизировавшего против А., в арианском государстве Теодориха Великого, отчасти связана с этими конфессионально-политическими конфликтами, принявшими более массовый характер в V в. в завоеванной вандалами Африке. Постепенно, однако, эти регионы А. уступают место ортодоксальному христианству; последними отказываются от А. визиготские короли Испании в 589 г. О возрождении А. в радикальных доктринах Реформации см. ст. «Анти-тритарии». Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Арианство
(Arianism).
Точная дата рождения александрийского пресвитера Ария, чьим именем назван один из сложнейших церковных расколов, неизвестна. Повидимому, он родился в Ливии. Его считают учеником Лукиана. При епископе Петре (30011) Арий был посвящен в сан дьякона; так началась его карьера  одна из самых бурных в истории Церкви. Он был отлучен за то, что примкнул к мелетианам, восстановлен в сане Ахиллой, епископом Алекеандрийским (31112), рукоположен в сан пресвитера и получил свою церковь. Между 318 и 323 гг. Арий вступает в полемику с епископом Александром по вопросу о природе Христа. После нескольких соборов была сделана попытка примирения между сторонниками епископа Александра и последователями Ария. В марте 324 г. Александр созвал местный синод, крый признал перемирие, но Ария предал анамефе. Арий ответил сочинением под названием "Фалия" ("Пир") (сохранилось лишь в отрывках в опровержении Афанасия Великого) и отверг перемирие. В фев. 325 г. Антиохийский собор осудил Ария. Император Константин вмешался в спор и созвал первый Вселенский собор в Никее. Собор собрался 20 мая 325 г. и в свою очередь осудил Ария и его учение. В Никейском соборе принял участие диакон Афанасий, сопровождавший епископа Александра. В 328 г. он становится епископом Антиохийским, непримиримым противником Ария и арианства и ревностным защитником определений Никейского собора.
Арий был отлучен и сослан в Иллирию. Здесь он продолжал писать, учить и обращался к расширившемуся кругу своих политических и церковных сторонников. Между 332 и 333 гг. император Константин вновь устанавливает контакт с Арием, и в 335 г. происходит их встреча в Никомидии. Арий изложил свое вероисповедание, и император признал его достаточно "православным", чтобы пересмотреть дело. По решению церкви Воскресения в Иерусалиме Арию предстояло вновь быть принятым в Церковь, но он уже умирал. Многие видные епископы и окружение Константина поддерживали и пропагандировали воззрения Ария, но сам он больше не мог играть важную роль в христологических спорах. Его смерть в 335 или 336 г. не устранила внутрицерковный раскол. Вместо того чтобы решить эти вопросы, Никейский собор, осудив Ария, положил начало продолжительной борьбе между арианством и ортодоксией.
Подход Ария к христологическим вопросам коренился в греческой философии и носил сугубо рационалистический характер. Он воспринял широко распространенную на Востоке христологию Логоса. Он трудился в Александрии, бывшей в ту пору центром Оригенова субординацианства  учения о подчинении Сына Отцу. Арий соединил наследие Оригена с рационалистической христологией, но без сбалансированности субординационистской теологии Оригена, крый отстаивал предвечное рождение Сына.
Церковь отвергла заблуждение Ария, предала его анафеме и противопоставила арианству Символ веры, принятый на Никейском соборе.
Никейское определение: "...и в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного... единосущного с Отцом "  должно было противостоять центральной идее Ария о том, что Бог неизменен,единственен,непознаваем, един. Отсюда ариане делали вывод, что Бог не может сообщить или уделить свою сущность комулибо другому. Никейская формулировка: "...Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного"  опровергла утверждение Ария: если Бог неизменен и непостижим, то Христос получает свое бытие от Отца, Он создан Богом из ничего, "из несущего", Он, конечно же, первый в порядке творения, но все же принадлежит этому порядку. Это ограничивало представление о предвечности Христа. Логос, первенец, сотворенный Богом, воплощен в Христе, но, по мысли Ария, " было время, когда Сына не было ".
Греч, слово homoousios ("единосущный") в никейском определении "единосущного с Отцом"  стало ключевым словом ортодоксии. Ариане разделились на две группы  одни утверждали, что Христос подобосущен (homoiousios) Отцу. Отсюда название партии  омиусиане. Более крайняя партия провозгласила, что Сын не подобен Отцу (anomoios), и получила название аномеев. Сам Арий принадлежал бы к первой, более умеренной партии.
Собор предал анафеме определения  "было время, когда не было Сына", "из иной сущности или ипостаси", а также  " Сын Божий сотворен " и имеет "изменяемую" природу. Последний анафематизм осудил другой арианский тезис. Арий и его последователи учили, что, согласно Св. Писанию, Христос рос, менялся, мужал в своем понимании Божьего плана спасения и поэтому не мог быть частью неизменного Бога. Он не был Богом Сыном  скорее Он удостоился чести носить имя Сына Божьего.
Казалось, арианство может восторжествовать в Церкви. При дворе императора Констанция господствовали арианские взгляды. Афанасия Александрийского пять раз ссылали  за время своего долгого пребывания на посту епископа Афанасий многие годы провел в ссылках. Несколько соборов опровергли Никейский символ веры Антиохийский в 341 г., Арльский в 353 г. В 355г. епископы Либерий Римский и Осий Кордовский были отправлены в ссылку, а год спустя Иларий Пиктавийский сослан во Фригию. В 360 г. в Константинополе были отвергнуты прежние символы веры, и слово "сущность" (ousia) было запрещено. По новому определению, Сын " подобен Отцу ".
Ортодоксия стремилась дать отпор арианству, указывая, что арианская теология низвела Христа до полубога и, в сущности, вернула христианство к политеизму. Но самым сильным доводом против арианства был сотериологический аргумент Афанасия, утверждавшего, что только Бог, Бог истинный и воплощенный, мог спасти падшее человечество и примирить его со Всевышним. Каппадокийские отцы  Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов  разработали теологию, крую приняла Церковь. Они отделили понятие сущности (ousia) от понятия лица (hypostasis). Это позволило сторонникам первоначального никейского определения и умеренной, илиполуарианской, партии объединиться в понимании Бога как одной сущности в трех ипостасях. Т.о., Христос единосущен Отцу (homoousios ),  но отдельное лицо Троицы. Опираясь на эти прозрения, Константинопольский собор 381 г. мог утвердить Никейский символ веры. Талантливый император Феодосий I встал на сторону ортодоксии, и арианство постепенно сошло на нет.
Впрочем, борьба с арианской ересью еще не закончилась. Знаменитый миссионер готов, епископ Ульфила принял определение Константинопольского синода 360 г. Вульфила учил о подобии Сына Отцу и полном подчинении Св. Духа. Он проповедовал вестготам на севере от Дуная, и они, в свою очередь, принесли это полуарианство в Италию. Вестготские священники проповедовали вандалам, крые в 409 г. принесли то же самое полуарианство через Пиренеи в Испанию. Лишь к кон. VII в. правоверие победило арианство. Однако арианская ересь возродилась в современную эпоху в форме крайнего унитарианизма; " Свидетели Иеговы" называют Ария предшественником Ч.Т. Рассела.
V. L. Walter (пер. А. к.) Библиография: J. Danielou and ?. Marrou, The Christian Centuries, I, chs. 1819; J. H. Newman, TheArians of the Fourth Century; R.C. Gregg and D.E. Groh, Early Arianism; Т. А. Коресек.Л History of NeoArianism, 2 vols.; ?. M. Gwatkin, Studies in Arianism; E. Boularand, IHeresie dArius et lafoi de Nicee, 2 vols.
См. также: Никейский собор; Афанасий Великий.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

Арианство как рационализация религиозного опыта

Земецкий Н.Г.
В статье исследуются богословско-философские идеи понимания Бога авторами III-IV вв., которые принадлежат к гетеродоксальному направлению мысли под общим названием арианство.