АРИАДНА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Ариадна
в греческой мифологии дочь критского царя Миноса. Полюбив Тесея, который был заключен со спутниками в критском лабиринте, она дала ему клубок нитей (нить Ариадны). Распутывая клубок, Тесей вышел на свободу.

Источник: Человек и общество. Культурология

АРИАДНА

Дочь критского царя Миноса и Пасифаи, внучка солнца Гелиоса. Когда Тесей был со своими спутниками заключен в лабиринт на Крите, где обитал чудовищный Минотавр, А., влюбившись в Тесея, спасла его. Она дала ему клубок нити («нить Ариадны»), разматывая который, он нашел выход из лабиринта. А. бежала тайно с Тесеем, обещавшим на ней жениться. Она была очарована Тесеем еще во время игр в память ее брата Андрогея, устроенных Миносом. Застигнутый бурей у острова Наксос, Тесей, не желая везти А. в Афины, покинул ее, когда она спала. Бог Дионис, влюбленный в А., похитил ее и на острове Лемнос вступил с ней в брак.

Источник: Словарь греческой мифологии

Ариадна
греч.)  – дочь критского царя Миноса и Пасифаи, сестра Федры. Увидев Тесея, вместе с другими афинскими юношами и девушками обреченного на съедение Минотавру, А. влюбилась в Тесея и помогла ему спастись. Она тайком вручила Тесею клубок ниток и меч, которым герой убил Минотавра. С помощью привязанной у входа нити («нить Ариадны») Тесей нашел выход из лабиринта. А. взяла с Тесея обещание жениться и бежала с ним, но тот бросил ее на о-ве Наксос, когда она заснула. Оставленная Тесеем, А. стала жрицей и супругой Диониса. Когда боги праздновали ее свадьбу с Дионисом, она получила в подарок от Афродиты светящийся венец работы Гефеста. Этот венец впоследствии был вознесен Дионисом на небо и помещен среди звезд (созвездие Северной Короны).

Источник: Мифологический словарь

Ариадна
Дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Когда Тезей решился убить Минотавра, которому афиняне по требованию отца Ариадны, посылали ежегодно позорную дань из семи юношей и семи девиц, и таким образом избавить отечество от чудовища, он получил от полюбившей его Ариадны клубок ниток, выведший его из лабиринта, где обитал Минотавр.
Совершив геройский подвиг, Тезей бежал с Ариадной на остр. Наксос, где, по одному сказанию, Ариадна была убита стрелами Дианы, по другому – покинута Тезеем и найдена богом виина Вакхом или Дионисом, который на ней женился. После ее смерти Дионис сделался бессмертным богом и поместил ее корону среди созвездий. Во многих произведениях искусства изображен момент отчаяния Ариадны, покинутой Тезеем на остр. Наксосе, затем изображается спящая Ариадна и появление Дионисия; чаще же всего встречается изображение Ариадны на колеснице, окруженной вакханками.
У замечательного русского поэта Валерия Брюса есть чудесное стихотворение на этот сюжет.
Нить Ариадны
Вперяю взор, бессильно жадный:
Везде кругом сырая мгла.
Каким путем нить Ариадны
Меня до бездны довела?
Я помню сходы и проходы,
И зал круги и лестниц винт,
Их мира солнца и свободы
Вступил я, дерзкий, в лабиринт.
В руках я нес клубок царевны,
Я шел и пел; тянулась нить.
Я счастлив был, что жар полдневный
В подземной тьме могу избыть.
И, видев странные чертоги
И посмотрев на чудеса,
Я повернул на полдороге,
Чтобы выйти вновь под небеса.
Чтоб после тайн безлюдной ночи
Меня ласкала синева,
Чтоб целовать подругу в очи,
Прочтя заветные слова…
И долго я бежал по нити
И ждал: пахнет весна и свет.
Но воздух был все ядовитей
И гуще тьма… Вдруг нити – нет.
И я один в беззвучном зале.
Мой факел пальцы мне обжег.
Завесой сумерки упали.
В бездонном мраке нет дорог.
Я, путешественник случайный,
На подвиг трудный обречен.
Мстит лабиринт! Святые тайны
Не выдает пришельцам он.
28 октября 1902
Сб. «Urbi et orbi», цикл «Вступления»
В стихотворении интерпретирован миф о Тезее, вместе с другими афинскими юношами и девушками брошенном в критский Лабиринт на съедение Минотавру. Дочь критского царя Миноса Ариадна дала ему клубок ниток, чтобы он смог найти обратную дорогу из Лабиринта.
Брюсов В. Я. Стихотворения. – Минск: Госучпедгиз БССР, 1955. – С. 100–101.

Источник: Энциклопедия классической греко-римской мифологии. 2015 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
418.06 кб

КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ – ПУТЕВОДНАЯ НИТЬ АРИАДНЫ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ИЗ НАС (Часть II темы «О тео

Харитонов Владимир Андреевич
Вооружившись полученными теоретическими знаниями в форме концепции общественного бытия (статья «Концепция общественного бытия», часть I темы «О теории становления и развития общества), материалом этой публикации автор показывает и