АРХИТ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АРХИТ
???????) (4 в. до н.э.) – древнегреч. философ, пифагореец; родом из Тарента, глава его правительства; друг Платона. А. – автор многих соч., от к-рых дошло лишь неск. фрагментов. Ставя вопрос: "Если бы я находился на самом крае вселенной, смог ли бы я протянуть свою руку или палку дальше за пределы его?" и утверждая законность повторения этого вопроса для каждой вновь получаемой границы, А. пытался этим доказать бесконечность пространства и материи. А. был крупным математиком, механиком, развил теорию музыки, положив в ее основу математич. акустику. Лит.: Маковельский А. О., Досократики, т. 3, Казань, 1919, с. 43–59; В1аss Fr., De Archytae Tarentini fragmentis mathematicis, в кн.: M?langes Graux. Recueil..., Р., 1884. А. Маковельский. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АРХИТ

ок. 435—после 360 до н. э.)—древнегреческий ученый, философ и политик, последний значительный представитель древнего пифагореизма. Сохранились фрагменты его трудов «О математических науках» и «Беседы» (B). Архит—редкий пример выдающегося математика и оригинального мыслителя, который добился успеха в управлении государством. Аристоксен, автор первой биографии Архита, сообщает, что он семь раз избирался стратегом Тарента и как полководец не знал поражений.
Архит плодотворно занимался всеми науками пифагорейского квадривиума (арифметика, геометрия, гармоника и астрономия), которые считал родственными (В 1), возможно, потому, что их объединяет теория пропорций. Он первым решил знаменитую проблему удвоения куба (А 14), найдя две средние пропорциональные между двумя заданными величинами (a.x^-.y^y.la, отсюда х^а3). Введя в геометрию принцип движения, способствовал становлению кинематической теории движения небесных тел, выдвинутой его учеником Евдоксом Книдским. Полагают, что ему принадлежит восьмая (арифметическая) книга «Начал» Евклида. Арифметика Архита была тесно связана с гармоникой: доказав, что между числами, находящимися в отношении (п+1): п, невозможно найти среднее пропорциональное (А 19), он продемонстрировал, что основные гармонические интервалы, напр., октава (2:1), кварта (4:3), квинта (3:2), а также целый тон (9:8), не могут быть разделены пополам. Эти и другие исследования Архита (А 16—17, В 2) завершили пифагорейскую гармонику, развитую впоследствии Евклидом и Птолемеем. Его изыскания в акустике сочетали математику с эмпирическими наблюдениями и опытами, хотя и не всегда вели к верным результатам: вслед за Гиппасом он считал, что высокие звуки движутся быстрее, чем низкие (В 1). В астрономии, вопреки канонической впоследствии схеме, Архит выступал против ограничения космоса звездной сферой: «Окажись я на краю Вселенной, т. е. на сфере неподвижных звезд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку или нет?» (А 24). Будучи основателем механики и, вероятно, оптики, он поставил их на прочную математическую основу. «Механические проблемы» Аристотеля опираются на «Механику» Архита, к его школе принадлежал изобретатель первой катапульты Зопир из Тарента. Интересно, что Архит находил время и на изобретение детских игрушек (А 10). Хотя сведения о философии Архита скудны, видно, что он оставил след во многих ее разделах. В этике он выступал против гедонизма и за подчинение чувств разуму (традиционно пифагорейские мотивы), сам являясь образцом самообладания и гуманного отношения к слугам (А 7—9). В его физических взглядах проявился математический подход: всякое движение происходит согласно пропорции . В «природном», круговом движении—это «пропорция равенства», ибо «оно единственное возвращается к самому себе» (А 23а); пример—круговращение небесных тел. Причиной механического движения является «неравное» (А 23), напр., неравные плечи рычага.Вслед за Филолаем Архит был зачинателем философского рассмотрения математики, особенно ее познавательных возможностей (В 1, 3, 4). Он учил, что математика способствует социальному равенству и согласию и даже улучшает нравственность (В 3).
Первая поездка Платона в Южную Италию (388) положила начало его долгой дружбе с Архитом. В 361 благодаря помощи Архита Платону удалось вернуться в Академию из небезопасной поездки к тирану Сиракуз Дионисию Младшему. Будучи важным источником знаний Платона о пифагореизме, Архит стимулировал и многие общие его идеи: о правителе-философе, о благотворном влиянии математики на душу, о четырех точных науках как преддверии диалектики и др. Математика, в которой Архит был главным экспертом в своем поколении, служила образцом для теории идей Платона и логики Аристотеля. Последний посвятил философии Архита два специальных труда (А 13). В эпоху эллинизма Архиту, как и многим другим пифагорейцам, было приписано множество поддельных философских трактатов.

Источник: Новая философская энциклопедия

АРХИТ
АРХИТ (???????) из Тарента (ок. 435 - после 360 до н. э.), последний значительный представитель древнего пифагореизма. А. был редким примером выдающегося математика и оригинального мыслителя, достигшего успехов в управлении государством. Семь раз подряд он избирался стратегом Тарента, в ту пору одного из сильнейших полисов Греции; в должности стратега-автократора он возглавлял союз греческих городов Италии. В ходе военных походов (в основном против местных племен италиков) он не знал ни одного поражения (DK47 А 1-2).     Подлинные труды А. - «О математических науках» (???? ?????????), «Беседы» (?????????) и «Гармоника» (?????????) — сохранились лишь в нескольких фрагментах (В 1-4). Большинство носящих его имя сочинений относится к пифагорейским псевдоэпиграфам, в которых ?., судя по числу поддельных трактатов (45 наименований), был популярнее самого Пифагора.     А. плодотворно занимался всеми науками пифагорейского квадривиу-ма (арифметика, геометрия, гармоника и астрономия), которые считал родственными (В 1). Он первым решил знаменитую проблему удвоения куба, поставленную Гиппократом Хиосским (А 14), найдя две средние пропорциональные между двумя заданными величинами (а : ? = х: у = у : 2а, отсюда х3 = 2а3). Введя в геометрию принцип движения, способствовал становлению кинематической теории движения небесных тел, которую выдвинул его ученик Евдокс Книдский. Полагают, что ему принадлежит восьмая (арифметическая) книга «Начал» Евклида. Арифметика А. была тесно связана с гармоникой: доказав, что между числами, находящимися в отношении (п + 1) : п, невозможно найти среднее пропорциональное (А 19), он продемонстрировал, что основные гармонические интервалы, напр., октава (2 : 1), квинта (3 : 2), кварта (4 : 3), а также целый тон (9 : 8), не могут быть разделены пополам. Эти и другие исследования А. (А 16-17, В 2) завершили пифагорейскую гармонику, развитую впоследствии Евклидом. Его изыскания в акустике сочетали математику с эмпирическими наблюдениями и опытами, хотя и не всегда вели к верным результатам: вслед за Гиппасом он, видимо, считал, что высокие звуки движутся быстрее, чем низкие (В 1). В астрономии, вопреки канонической впоследствии схеме, А. выступал за бесконечность космоса: «Окажись я на краю Вселенной, т. е. на сфере неподвижных звезд, мог бы я вытянуть вовне руку или палку или нет?» (А 24) Будучи основателем механики и, вероятно, оптики, он поставил их на прочную математическую основу. «Механические проблемы» Аристотеля опираются на исследования Архита, к его кругу принадлежал изобретатель первой катапульты (гастрафета) Зопир из Тарента. Интересно, что А. находил время и на изобретение детских игрушек (А 10).     Хотя сведения о философии А. скудны, видно, что он оставил след во многих ее разделах. В этике он выступал против гедонизма и за подчинение чувств разуму (традиционно пифагорейские мотивы), сам служа образцом самообладания и гуманного отношения к слугам (А 7-9). В физике он развивал характерный для пифагореизма математический подход: всякое движение происходит в соответствии с пропорцией (????????). В «природном», круговом движении - это «пропорция равенства», ибо «оно единственное возвращается к самому себе» (А 23а); пример — круговращение небесных тел. Причиной механического движения является «неравное» (А 23), напр., неравные плечи рычага. Вслед за Филолаем А. занимался философским анализом математики, особенно ее познавательных возможностей (В 1, 3, 4). Он учил, что арифметика способствует согласию в обществе и даже улучшает нравственность: благодаря ей возможен честный счет и основанные на нем справедливые отношения, она препятствует обману и изобличает неправедных (В 3).     Первая поездка Платона в Италию (388) положила начало его долгому знакомству с А. В 361 благодаря ?., выславшему за ним корабль, Платону удалось вернуться из поездки в Сиракузы, где его удерживал тиран Дионисий Младший. Будучи важным источником знаний Платона о пифагореизме, А. стимулировал и многие общие его идеи: о правителе-философе, о благотворном влиянии математики на душу, о математических науках как преддверии диалектики и др. Математика, в которой А. был главным экспертом в своем поколении, служила образцом для теории идей Платона и логики Аристотеля. Последний посвятил философии Архита два специальных труда (А 13), а перипатетик Аристоксен, отец которого был близок к ?., - одну из первых биографий.     Ист.: DK I, 421-439; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 447-459. Псевдоэпиграфы: Thesleff H. (ed.). The Pythagorean Texts of the Hellenistic Period. ?bo, 1965; Szlezak T. (hrsg.). Pseudo-Archytas ?ber die Kategorien. В., 1972.     Лит.: Kr ?fft F. Dynamische und statische Betrachtungsweise in der antiken Mechanik. Wiesb., 1970, 149ff.; Waerden B. L. van der. Die Pythagoreer. Z., 1979; Mathieu В. Archytas de Tarente: pythagoriciene et ami de Platon, - BAGB, 1987, p. 239-255; Lloyd G. E. R. Plato and Archytas in the Seventh Letter, - Phronesis 35, 1990, p. 159-173; Burnyeat M Archytas and Optics, - Science in Context 18, 2005, p. 35-53; Huffman С. ?. Archytas of Tarentum: Pythagorean, Philosopher and Mathematician King. Camb. (Mass.), 2005; Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994. См. также лит. к ст. Пифагореизм.     Л. Я. ЖМУДЬ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Похожие термины:

  • Хоры (архит.)

    В церквях галерея, устроенная вверху, иногда только над западными дверями, а иногда на всем протяжении от южных и до северных дверей, огороженная перилами, и в которой могут стоять и молиться прису