АРЕОПАГИТИКИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

АРЕОПАГИТИКИ
свод религ.-филос. соч. 5 в., включает трактаты: «О божественных именах», «Таинственное богословие», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и 10 писем, приписываемых первому афин. епископу Дионисию Ареопагиту (отсюда название). Действит. автор неизвестен. В А. на основе переработки идей неоплатонизма создана целостная система христ. философии, характеризуемая апофатическим (отрицательным) богословием, согласно к-рому к богу как непознаваемому первоначалу не применимы никакие определения; эманация божеств, света воспринимается в состоянии религ. экстаза; нисхождение от бога к миру выражено в небесной иерархии «ангельских чинов», к-рой отвечает церк. иерархия. А. оказали определенное влияние на вост. христ. богословие, на теологич. и филос. мысль средневековья и Возрождения. Являясь источником мистич. идей, А. в то же время вели к деперсонализации бога, что послужило предпосылкой развития философии пантеизма.

Источник: Атеистический словарь

Ареопагитики
собрание четырех трактатов: «О божественных именах», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», «Таинственное богословие» — и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся первому афинскому епископу 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), но признанное последующей наукой за подложное. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, к-рого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение, к-рого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произведения. Подобного рода аргументы, а также и многое др. заставило ученых отнести появление этого свода к 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Некоторые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляют собой систематически продуманное средневековое христианское учение: центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область, вплоть до обыкновенных людей и вещей. Пантеистические черты в этом учении сильно давали себя знать и были прогрессивными в сравнении с церковной догмой. В течение целого тысячелетия, вплоть до Возрождения, А. были популярнейшим произведением религиозно-философской мысли, послужили одним из идейных истоков всей средневековой философии.

Источник: Философский словарь. 1963

АРЕОПАГИТИКИ
собрание четырех трактатов (“О божественных именах”, “О небесной иерархии”, “О церковной иерархии”, “Таинственное богословие”) и десяти писем, в течение долгого времени приписывавшееся полумифическому сподвижнику апостола Павла и первому христианскому епископу Афин 1 в. н. э. Дионисию Ареопагиту (откуда и название всего этого свода соч.), авторство к-рого было впоследствии оспорено. В А. заметно сильное влияние неоплатонизма, к-рого еще не было в 1 в. В А. дано развитое церковное учение, к-рого тоже не могло быть в 1 в. До середины 5 в. во всей раннехристианской литературе отсутствуют к.-л. ссылки на эти произв. Подобного рода аргументы, а также и мн. др. заставили ученых отнести появление этого свода ко 2-й половине 5 в. и считать, что авторство Дионисия Ареопагита признавалось в свое время из-за большой авторитетности этого раннего деятеля церковной истории. Нек-рые ученые приписывают авторство А. действовавшему на Востоке грузинскому епископу Петру Иверу. По содержанию своему А. представляет собой систематически продуманное христианское учение: мир— иерархически организованное целое; центр бытия — непознаваемое божество, от к-рого исходят во все стороны постепенно убывающие световые эманации через ангельский мир, церковную область вплоть до обыкновенных людей и вещей. Трактовка отношения бога и мира в А. представляет собой сочетание христианского креационизма с неоплатоновским эманационизмом (возникновение мира — спонтанный процесс самоотчуждения божественной доброты и любви). Из этого сочетания следует тождество трансцендентности и имманентности бога миру, что ведет к пантеистическим выводам (всякое бытие — богоявление, теофания). А.— синтез христианства с неоплатонизмом, в к-ром побеждают неоплатоновские моменты. В центре внимания автора А. находятся пути богопознания: катафатическнй (приписывание богу положительных качеств в превосходной степени) и апофатический (отрицание наличия у бога любых мыслимых человеком свойств). Гл. выводы апофатикн — деперсонализация бога и идея, что бытие бога состоит в его небытии (теологическая диалектика). А. являются одним из теоретических источников как византийской, так и западноевропейской средневековой философии (в 9 в. были переведены на лат. язык Эриугеной).

Источник: Философский энциклопедический словарь

АРЕОПАГИТИКИ
сочинения, включающие в себя трактаты: "О божественных именах", в кн.: S. Dionisii Areopagitae, Opera Omnia..., v. 1, 1857 (Patrologiae cursus compl. ser. graeca, accurante J. Migne, t. 3, s. 586–996); "О небесной иерархии" (там же, s. 119–368); "О церковной иерархии" (там же, – s. 368–585); "Таинственное богословие" (там же, s. 997–1064) и десять писем (там же, s. 1065–1124). А. появились не раньше 2-й пол. 5 в. и были подписаны именем первого афинского епископа Дионисия Ареопагита (отсюда их название). Неподлинность А. доказывалась еще Лоренцо Валла и Эразмом Роттердамским. Наиболее убедит. аргументами против авторства Дионисия Ареопагита являются наличие в А. слишком развитого богословского учения, особенности языка, наличие в А. ссылок на последующие факты церк. истории, близкая зависимость А. от более позднего неоплатонизма и, в частности, от Прокла, полное отсутствие всякого упоминания о них в лит-ре до 6 в. А. проповедуют непознаваемость и неизреченность божеств. существа, излияние его в виде световых (бытийных) эманаций в материю, окружение божества убывающими по своей светоносности тремя чинами ангелов (с подразделением каждого чина на три более мелких), такое же триединое строение мира и церкви вплоть до полного угасания божеств. света во мраке и небытии материи. К этому присоединяется весьма интенсивная световая символика и проповедь восхождения к божеству путем сверхразумного экстаза. Благодаря этим идеям А. оказывали большое влияние на религ. филос. мысль средневековья в Византии и на Западе. Наличие в А. диалектич. идей (тезис о "бытии бога в его небытии", утверждающий негативность всякого определения, учение о разных ступенях бытия, различающихся по степени совершенства и связанных с учением о движении и т.д.), а также пантеистич. тенденций определили влияние А. на прогрессивных мыслителей эпохи Возрождения, прежде всего на Николая Кузанского и Бруно, Марсилио Фичино (написавшего спец. комментарий к собств. переводу трактата "О божественных именах") и Пико делла Мирандола. Неоплатонич. идеи А. о восхождении человека к богу послужили источником нек-рых ср.-век. ересей. С 14 в. А. были известны в России, куда их привез митрополит Киприан. А. представлены в древнерус. письменности большим количеством списков. В своих работах советский ученый Ш. ?уцубидзе выдвинул гипотезу о том, что автором А. является грузинский мыслитель Петр Ивер ("Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита", 1942; "Петр Ивер и проблемы ареопагитики", 1957). К тому же выводу пришел после (1952) и независимо от Нуцубидзе бельгийский ученый Э. Хонигман (рус. пер. "Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита" со вступит. статьей Ш. Нуцубидзе, 1955, напечатано также в "Тр. Тбилисск. ун-та", 1955, т. 59). Против гипотезы Нуцубидзе выступил сов. ученый С. Данелиа ("К вопросу о личности Псевдо-Дионисия Ареопагита", в кн.: Византийский временник, т. 8, М.–Л., 1956). Лит.: Скворцов К., Исследование вопроса об авторе сочинений, известных с именем Cв. Дионисия Ареопагита Киев, 1871; Сидорова ?. ?., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953, с. 311–42; Клибанов А. И., К проблеме античного наследия в памятниках древнерусской письменности, [разд.] II–III, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит., [т.] 13. М.–Л., 1957; Косh Н., Pseudo-Dionysius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen, Mainz, 1900; Buchner M., Die Areopagitika des Abtes Hilduin von St. Denis und ihr kirchenpolitischer Hintergrund, Paderborn, 1939; D[?lger]F., [рецензия на кн.:] ?. Honigmann, Pierre l´Ib?rien et les ?crits du Pseudo-Denys l´Ar?opagite, "Byzantinische Zeitschrift", Bd 46, 1953, S. 445–46. А. Лосев. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
2.64 мб

Проблема имени Бога в христианском неоплатонизме: Дионисий Ареопагит, Ансельм Кентерберийский и русс

Душин О. Э.
Читать PDF
223.51 кб

Дионисий Ареопагит в концепции Ю. П. Черноморца

Шкуро Сергей Викторович
В статье предлагается критическое осмысление гипотезы современного украинского богослова и философа Ю.П. Черноморца относительно личности Дионисия Ареопагита и его богословского учения.
Читать PDF
29.82 мб

Иерархии сущего в патристической мысли. Григорий Нисский и Дионисий Ареопагит

Бирюков Дмитрий
Выделяются две стратегии иерархии у Григория.
Читать PDF
612.27 кб

Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплато

Владимир Харламов
В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции.
Читать PDF
1.30 мб

Св. Дионисий Ареопагит, св. Максим Исповедник (Гл. 7 из кн. «Боговидение», пер. К.В. Агеевой)

В. Н. Лосский
Читать PDF
130.75 кб

О судьбе одного фрагмента корпуса Дионисия Ареопагита в древнерусской рукописной традиции

Иткин Владимир Владимирович
Cтатья посвящена судьбе одного фрагмента Дионисийского корпуса («Видения Карпа о двух грешниках») в древнерусской рукописной традиции. См. также другие статьи Вл. Иткина
Читать PDF
63.08 кб

Один аспект методологии познания у Платона и Дионисия Ареопагита

Моисеев Петр Алексеевич
П. А.
Читать PDF
981.33 кб

Таинство «Синаксиса» у Псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника

Петров Валерий Валентинович
В Ареопагистском корпусе (АК) истинной и первой причастностью Иисусу считается умное узревание и знание. Причастие через евхаристические хлеб и вино именуется причащением «как в образе» или «символическим».
Читать PDF
446.73 кб

«Hier op sprect Sente dyonisius»: роль ссылок на Пс. -Дионисия Ареопагита в переосмыслении наследия

Хорьков Михаил Львович
Цель данной статьи – прояснить роль и функцию ссылок на Пс.-Дионисия Ареопагита, которые в ряде позднесредневековых нидерландских рукописей сопрягаются с эксплицитными цитатами из сочинений Майстера Экхарта.
Читать PDF
112.26 кб

Апофатизм Дионисия Ареопагита и византийская теория образа как идейные источники онтологической теор

Лескин Дмитрий Юрьевич
В статье анализируются представленные в трудах автора «Corpus Areopagiticum», прпп.
Читать PDF
164.77 кб

Возможность богопознания у Ареопагита и Николая Кузанского

Канаева Вера Юрьевна
Исследуется вопрос о возможности познания Бога посредством отрицания знаний о нем и о мире. Основное внимание уделяется рассмотрению данного вопроса в творчестве Псевдо-Дионисия и Николая Кузанского.
Читать PDF
93.26 кб

В. И. Постовалова истина, добро и красота в учении о божественных именах Дионисия Ареопагита

Галинская И. Л.
Постовалова В.И. Истина, добро и красота в учении о Божественных именах Дионисия Ареопагита. Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного. М., 2004. С.79110.
Читать PDF
202.71 кб

Энергийная ономатология Дионисия Ареопагита

Любохонская Оксана Валерьевна
В статье описываются онтологическии и гносеологическии аспекты ономатологии Дионисия Ареопагита, реконструируется историко-философский контекст теории имени в античной и византийской философии, анализируется взаимодействие имени и
Читать PDF
259.28 кб

Смысл любви в мистическом учении дионисия Ареопагита

Сапунова Татьяна Алексеевна
Статья посвящена философскому осмыслению любви в контексте христианской восточно-патристической мистико-аскетической традиции, представленной Дионисием Ареопагитом.
Читать PDF
93.75 кб

Символ и миф в жизненном мире Средневековья и Нового времени: от дионисия ареопагита до Альфреда Шюц

Каравашкин Андрей
В статье рассматривается проблема отношения к символу и мифу в контексте жизненного мира Средневековья и жизненного мира Нового времени.

Похожие термины:

  • ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ

    ????????? ???????????) (1 в. н.э.) – первый афинский епископ. Ему приписывалось (отвергнутое еще в период Возрождения) авторство ряда трактатов – т.н. Ареопагитик. Лит. см. при ст. Ареопагитики.
  • Псевдо-Дионисий Ареопагит

    см. Дионисий Ареопагит.