АПРИОРИ

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АПРИОРИ
см. Апостериори и априори.

Источник: Советский философский словарь

Априори
от лат. a priori - изначально) - независимо от опыта, до опыта; заранее, наперед (утверждать, отрицать, соглашаться).

Источник: Тематический глоссарий по философии

Априори
до опыта; независимо от опыта; сугубо умозрительно; способом выдвижения аргументации, построенной на чисто логических соображениях.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Априори
лат. a priori - изначально] - 1) независимо от опыта, до опыта (в противоположность апостериори - после опыта); 2) заранее, наперед (отрицать, соглашаться, утверждать).

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

АПРИОРИ
(от лат. а priori — из предшествующего) — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

АПРИОРИ
изначально») - философская категория, означающая знание, предшествующее опыту, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию. Априорными называются взгляды, правильность которых не может быт доказана или опровергнута опытом.

Источник: Тематический философский словарь

Априори

(Лат. a priori – из предшествующего) – термин, обозначающий знание, имеющее внеопытное происхождение. В отличие от апостериорного знания оно обладает всеобщим и необходимым характером и передает эти качества знаниям теоретических наук, например математики. В философии природу априорных знаний объясняли учением Платона о врожденных идеях.

Источник: Философия, практическое руководство

Априори
от лат. a priori — предшествующий) — 1) независимо от опыта, до опыта (противоположность — апостериори); 2) знание, предшествующее опыту и независимое от него, знание, изначально присущее сознанию. Априорным называется взгляд, положение, мнение и т. д., правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом; 3) в переносном смысле — заранее, предварительно.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

АПРИОРИ
лат. a priori—изначально) — термин, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию (ср. Апостериори). Противопоставление А. и апостериори особенно характерно для философии Канта, к-рый, считая знание, полученное при помощи чувственных восприятии, неупорядоченным и недостоверным, противопоставлял ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (причина, необходимость и т. д.).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Априори
 (лат. a priori — изначально) — термин идеалистической философии, означающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию, в отличие от апостериори — знания, полученного из опыта и в результате опыта. Такое противопоставление особенно характерно для философии Канта, к-рый, считая знание, полученное при помощи чувственных восприятий, неистинным, противопоставлял ему в качестве условий достоверного знания априорные формы чувственности (пространство и время) и рассудка (причина, необходимость и т. д.). Диалектический материализм отрицает какое бы то ни было априорное знание.

Источник: Философский словарь. 1963

АПРИОРИ
лат. a priori - предшествующий) - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т.е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. В 20 в. на основе неокантианства, прагматизма и конвенционализма сложилась т. н. функциональная концепция априорности, согласно которой априорные положения - это исходные постулаты науки, причем их выбор включает момент условности, конвенциональности. См. также Апостериори, Категориальный анализ.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АПРИОРИ
[от лат. a priori из предыдущего, из предшествующего] – изначальное знание, знание, предшествующее опыту и независимое от него; понятие теории познания, противоположное апостериори, источником которого полагается чувственный опыт. Априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Термин априори введен средневековыми схоластами, которые делали акцент на том, что некоторые знания предшествуют опыту; позднее, особенно после Лейбница, в априорном знании на первый план выдвигали его независимость от опыта, его чисто умозрительное, понятийное происхождение. Согласно Декарту и Лейбницу, самое глубокое знание достигается вне опыта, путем непосредственного усмотрения истины — путем интеллектуальной интуиции, составляющей одну из главных «способностей души».
По Канту, априорное знание, в отличие от знания апостериорного, носящего случайный и единичный характер, имеет черты универсальности и необходимости и априорное знание рассматривалось им как условие необходимости и всеобщности опытного знания [Кант И. Критика чистого разума]. При этом, в отличие от предшественников, для Канта априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается; поэтому оно имеет смысл лишь в пределах опыта.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

АПРИОРИ
(а priori; лат. — «изначально») — априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом и обнаруживаются, т. е. действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия. У Канта чисто априорными, хотя и имеющими непонятийную форму, являются такие категории, как пространство и время (см. Созерцания формы); однако только с их помощью, без прибавления к ним восприятий, нельзя достигнуть никакого познания. «Всякое априорное познание является объективно всеобщим. Это значит, что в каждом суждении, к которому оно ведет, существует тотальность возможных реальных случаев, безразлично, совершаются ли они, совершались или будут совершаться. Эта тотальность распространяется даже на те случаи, которые никогда не становятся действительными в реальных связях мира. Идеальные предметы (в особенности логического и математического порядка) даны чисто априорно» (N. Hartmann. Zur Grundlegung der Ontologie, 1941), см. также Апостериори, Категориальный анализ.
N. Hartmann. Das Problem des Apriorismus in der platón. Philos. (1935), in: Kleinere Schriften, II, 1957; M. Dufrenne. La notion d’a p., Paris, 1959; L. Eley. Die Krise des Apriori in der transzendentalen Phänomenologie E. Husserls, Den Haag, 1962; H. Delius. Unters, zur Problematik der sogenannten synthet. Sätze a p., 1963; G. Sala. Das Apriori in der menschl. Erkenntnis, 1971; J. Grondin. Kant et le problème de la philos.: L’apriori, Paris, 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АПРИОРИ
от лат. а priori, букв. – из предшествующего) – термин идеалистич. философии, означающий знание, к-рым человечество располагает независимо от опыта (в противоположность апостериори). В истории философии понятие "А." связано с учением о врожденных идеях, поскольку их признание предполагает существование внеопытного знания. Термин "А." получил широкое распространение после появления "Критики чистого разума" Канта, у к-рого знание А. отличается от врожденных идей тем, что оно касается только формы, а не содержания познания. Для Канта А. есть условие достоверного знания, содержащееся в интеллекте человека независимо от к.-л. опыта. Кант различал априорные формы чувственности – пространство и время ("Критика чистого разума", разд. Трансцендентальная эстетика) – и априорные формы рассудка. К последним относятся 12 форм суждения (см. тамже, разд. Трансцендентальная аналитика) и соответствующие им 12 категорий – причина, следствие, необходимость, случайность и др. Априорные формы чувственности и рассудка, по Канту, организуют, придают связанность и упорядоченность хаотич. знанию, получаемому с помощью чувств. По характеристике Ленина, "признавая априорность пространства, времени, причинности и т.д., Кант направляет свою философию в сторону идеализма" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 185). Неспособность метафизич. мышления объяснить происхождение рационального знания из чувственного способствовала противопоставлению опыта знанию А. и распространению априоризма в бурж. идеалистич. Философии – неокантианстве, феноменологизме, абс. идеализме Брэдли и др. Разрешение этого противоречия коренится в практике, ее роли в процессе познания и историч. подходе к проблеме знания, на что и указала философия диалектич. материализма (см. Практика, Теория познания). Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 3, 4; Асмус В. Ф., Философия Иммануила Канта, М., 1957, с. 21–25, 29–40; Prantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1–4. В., 1955. Ц. Арзаканьян. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АПРИОРИ
лат. a priori, букв. — из предшествующего) — философский термин, имеющий важное значение в теории познания, в частности, в философии И. Канта. Означает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально. Априорное знание противоположно апостериорному. Уже Аристотель различал познание вещей из их причин — из тех, которые составляют их предпосылку (целевая, формальная причина) — это познание А. и познание причины из ее действия — апостериорное познание. Лейбниц изменил смысл термина "априорное", предположив, что познание вещей из их причин полно только тогда, когда оно восходит к последним и высшим причинам, которые он называл "вечными истинами", и приравнивал познание А. к умозрительному, беспредпосылочному, самоочевидному для разума знанию. Благодаря Вольфу, понятие А. вошло в немецкую философию и было принято Кантом. Так, уже во введении к "Критике чистого разума", говоря о сущностном происхождении наших знаний, Кант писал: "...хотя все наше познание и начинается с опыта, вместе с опытом, отсюда не следует, что оно целиком происходит из опыта". Кант считал, что аффицируя нашу чувственность, вещи пробуждают одновременно и некую внутреннюю активность человеческого познания, поэтому даже опытное знание "складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша познавательная способность (только побуждаемая чувственными впечатлениями) дает от себя самой...". Проявлением этой активности познания и является человеческая способность совершать не только опытное, но и внеопытное познание. Такое познание Кант и называет априорным. В дальнейшем, Кант будет считать априорными только те знания, которые безусловно не зависят от всякого опыта, а не от того или иного конкретного опыта. И, наконец, из всех априорных знаний Кант выделит "чистые априорные" — те, к которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое; более того — те, которые имеют всеобщий и необходимый характер. Кант относил к ним сравнительно большую совокупность главным образом научных знаний, получение которых стало высшей целью и задачей человеческого познания вообще — законы, принципы и т.п. Чаще всего, по Канту, они начинаются со слов: "все", "вся" и т.д., утверждая некоторые положения и принципы относительно определенных целостных классов вещей. Эти априорные, всеобщие и необходимые знания, согласно Канту, нельзя получить эмпирическим путем, они формулируются каким-то иным — доопытным или внеопытным образом. Но априорны эти знания лишь по своей форме, их же содержание проистекает из опыта. Суть кантовского априоризма заключалась таким образом в акцентировании того факта, что каждый человек, начиная процесс познания, как бы заранее обладает некими существовавшими уже до него формами, которые и придают его знанию характер искомого идеала — необходимости и всеобщности. Кант различал априорные формы чувственности — пространство и время и априорные формы рассудка — чистые рассудочные понятия или категории, разделенные им на 4 класса: количества, качества, модальности и отношения. Априорные формы чувственности и рассудка организуют, придают связность и упорядоченность хаотическому знанию, полученному из опыта с помощью чувств. В современной методологии науки, к априорным формам знания относятся исходные постулаты науки, хотя при этом признается в их выборе момент условности и конвенциональности.
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
357.07 кб

Методологические априори теоретической мифологии: между Сциллой демифологизма и Харибдой ремифологиз

Осаченко Юлия Станиславовна
Рассматривается проблема поиска адекватных методологических принципов философского анализа мифа как амбивалентного феномена культуры и структурного элемента самосознания, основы формирования идентичности.
Читать PDF
145.19 кб

Проблема религиозного априори в Западной религиозной философии (Э. Трёльч, П. Тиллих)

Уколов К. И.
Попытки обоснования религии с использованием методологии трансцендентальной философии встречались уже в XIX в. у Фридриха Шлейермахера, а также у некоторых представителей кантианской линии немецкого богословия.
Читать PDF
156.35 кб

Проблема религиозного априори в западной и русской религиозной философии

Уколов Кирилл Игоревич
В начале XX в. в среде немецких протестантских богословов возникает интерес к проблеме трансцендентального обоснования религии, вызванный во многом неудовлетворенностью этическим пониманием религии в богословской школе А. Ричля.
Читать PDF
58.11 кб

Многообразие априори

Карелин Владислав Михайлович
Читать PDF
275.40 кб

ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ«МНОГООБРАЗИЕ АПРИОРИ», ПОСВЯЩЕННОЙ 20-ЛЕТИЮ ФИЛОСОФСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Паткуль Андрей Борисович
Читать PDF
391.85 кб

Кант, Гёдель и проблема синтетических суждений априори

Пушкарский Анатолий Геннадьевич
Споры вокруг знаменитого положения Канта о существовании априорных синтетических суждений в математике, выдвинутого им в «Критике чистого разума», не утихают на протяжении более двух столетий.
Читать PDF
8.82 мб

Социальная эпистемология и теория общества. Уроки кантовского априоризма

Баёва Е. А.
Читать PDF
263.67 кб

Сопоставление содержания априорных форм в гносеологии и этике И. Канта

Кучеренко Александр Владимирович
Читать PDF
442.12 кб

Математический априоризм и проблема формализации концепта числа в философии математики

Султанова Л. Б.
В статье рассматривается проблема из области философии математики.
Читать PDF
402.96 кб

2012.03.003. КАМБОВСКИ В. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ЦЕННОСТЕЙ ПРАВА: СКЕПТИЦИЗМ, ПЛЮРАЛИЗМ, АПРИОРИЗМ

Цибизова И.
Читать PDF
353.92 кб

Априоризм И. Канта в современном осмыслении

Кульков Юрий Петрович
Статья посвящена современной интерпретации учения И. Канта – трансцендентального идеализма с его априорным представлением мышления. Подчеркнута исторически обусловленная издержка его концепции априоризма.
Читать PDF
7.26 мб

Априоризм в социальном познании

Чупров Александр Степанович
В статье рассматривается проблема априоризма в социальном познании. Автор доказывает тезис, что не только в научном познании вообще, но и в познании социальной реальности он также неизбежен, хотя и имеет свою специфику.
Читать PDF
10.50 мб

Философия науки Уильяма Хьюэлла и априоризм иммануила Канта

Соколова Т.Д.
Статья представляет собой введение к переводу предисловия и первой книги классического труда Уильяма Хьюэлла « Novum Organon Renovatum».
Читать PDF
83.86 кб

В. Соловьев против И. Канта: пределы этического априоризма

Аверин Николай Михайлович
The article investigates some aspects of V. Solovyev's perception of I.
Читать PDF
147.58 кб

Память и воображение в тени кантовского априоризма

Шевцов Константин Павлович
В статье анализируется кантовское понятие трансцендентальной способности воображения и обосновывается решающая роль памяти в осуществлении синтеза времени.

Похожие термины:

  • АФФЕКТИВНОЕ АПРИОРИ

    понятие, введенное в философский оборот феноменологом М. Дюфреном для описания специфических характеристик структуры эстетического чувства (переживания). На уровне присутствия (presence) в мире (фунд
  • АПРИОРИ И АПОСТЕРИОРИ

    различие знания по отношению к опыту. Априорное знание - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Апостериорное - знание, получаемое из опыта.
  • априори историческое

    АПРИОРИ ИСТОРИЧЕСКОЕ (от лат. a priori — из предшествующего) — понимание априорного как исторически детерминированной структуры; в современной эпистемологии выражает результат работы концептуальн
  • АПРИОРИЗМ

    (Apriorismus) — учение о возможности познания априори. N. Hartmann. Das Problem des A. in der platón. Philosophie, 1935.
  • априоризм (от лат. из предшествующего)

    направление в гносеологии, представители которого признают существование независимых от опыта форм или структур знания. В традиционном классическом априоризме, представителями которого были гн
  • АПРИОРНОЕ

    (лат. a priori – из предшествующего) – знание, предшествующее опыту и независимое от него, доопытное. Термин «А.» использовался в средневековой философии. В Новое время Лейбниц называл априорными «ис
  • Априорный

    (лат. a priori – предшествующий опыту) – характеристика И. Кантом вида знания, предшествующего опыту и независимого от него; знание, существующее до всякого опыта, врожденное. Такими у Канта являются п
  • Понятие априорного и его роль в кантовской теоретической философии

    Одно из центральных понятий, без которого «Критику чистого разума» просто нельзя постигнуть, — понятие априорного (а priori). Сразу же нужно представить себе, какие при этом возникают важные и интере
  • АПРИОРНОЕ и АПОСТЕРИОРНОЕ

    термин «a priori» (лат.) буквально означает «из предшествующего», термин «a posteriori» означает «из последующего». Апостериори – знание, получаемое из опыта. Априори – знание, предшествующее опыту и незав
  • АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ

    в "Критике чистого разума" Канта - одна из групп в совокупности априорного знания; разновидность априорных суждений, в которых (в отличие от аналитических суждений) устанавливаемое предикатом знан