Апостол, Апостольство

Найдено 1 определение
Апостол, Апостольство
(Apostle, Apostleship).
Библейское понятие "апостол" встречается почти исключительно в НЗ, где оно употреблено 79 раз: десять раз в евангелиях, 28 раз в Деян, 38 раз в посланиях и три раза в Апокалипсисе. Это транслитерация греч. слова apostolos , к-рое происходит от глагола apostellein  "посылать". В значении "отправлять", "отпускать", "увольнять" в НЗ используются различные слова; apostellein же подчеркивает значение "поручать", подразумевающее полномочия и ответственность перед пославшим. Апостол  это тот, кого посылают с определенной миссией, кто действует от имени пославшего, наделен всеми полномочиями и дает пославшемуотчет.
В LXX это существительное встречается только один раз. Когда переодетая жена Иеровоама приходит в дом пророка Ахии, чтобы узнать о здоровье сына, пророк отвечает: "Я грозный посланник к тебе" (3 Цар 14:6). Здесь греч. apostolos передает евр. слово sdldah  специальный термин в иудаизме, обозначающий человека, крый вел богослужение в синагоге и потому представлял общину, или же представителя синедриона, посланного по официальному делу. Так называли и священников, и некрых выдающихся личностей ВЗ, выступавших от имени Бога. Но&Шя/г действовал лишь в пределах еврейской общины. Поэтому в ВЗ это слово не предвосхищает "миссионерского" значения, к-рое мы связываем с н.з. апостолами.
Христос как Посланник. В Евр 3:1 Иисус назван "Первосвященником и Посланником исповедания нашего",  в иудаизме это называлось5а/ма/1. Иисус говорит как имеющий власть от Бога, что не дано Моисею. Он неоднократно называет себя посланником Отца. Возвещая избранным ученикам, что посылает их в мир, как Отец послал Его, Господь воздает апостольскому служению высшую честь (Ин 17:18).
Двенадцать апостолов. Эти люди в Евангелии чаще всего называются учениками, поскольку во время служения Христа они были с Ним и учились у Него. Но их также называют апостолами, т.к. Иисус наделил их властью проповедовать Евангелие и изгонять бесов (Мк 3:1415; 6:30). Поскольку эта их деятельность была ограничена, пока Иисус был с ними, слово "апостол" употребляется редко. После Пятидесятницы положение изменилось.
Число "12" связано с двенадцатью коленами Израилевыми, но теперь избрание происходит уже не по родовому признаку, а по причинам личным и духовным. Очевидно, число апостолов считалось твердо установленным: Иисус говорит о двенадцати престолах, на крые воссядут ученики, чтобы судить двенадцать колен Израилевых (Мф 19:28; ср. Откр 21:14). Место Иуды занял Матфий (Деян 1), но впоследствии никто не избирает преемников на место умерших апостолов (Деян 12:2).
Апостольское служение впервые упоминается среди духовных даров (1 Кор 12:28; Еф4:11). Эти дары посылаются воскресшим Христом через Св. Духа, и в начале апостольской эпохи, вероятно,считалось, что эти люди,поставленные и наученные Христом, во второй раз получили благословение, знаменующее новый этап их деятельности, подготовленный предыдущим этапом. Они стали основанием Церкви и уступают лишь самому Христу (Еф 2:20).
В обязанности апостолов входили проповедь, учение и управление.
В своей проповеди они опирались на связь с Христом и полученные от Него наставления и свидетельствовали о Его воскресении (Деян 1:22). Люди, обращенные ими в христианство, пребывали у них в учении (Деян 2:42). Наставляя их, апостолы, вероятно, вспоминали поучения Христа, подкрепленные откровениями Св. Духа (Еф 3:5). Что касается управления, то здесь они вели разнообразную деятельность. Они отвечали за жизнь и благоденствие христианской общины. Они, несомненно, возглавляли богослужение, т. к. смерть Христа вспоминалась на Вечере Господней. Они создали общую казну, куда верующие приносили деньги для помощи нуждающимся братьям (Деян 4:37). Когда это служение стало обременительным, его возложили на специально выбранных для этого людей (Деян 6:1 6). Они могли и наказывать (Деян 5:111). По мере возрастания Церкви апостолы уделяли все больше и больше внимания присмотру за разрозненными группами верующих (Деян 8:14; 9:32). Временами они принимали дар Св. Духа (Деян 8:1517). Сверхъестественные способности, крые они обнаруживали, когда среди них был Господь, напр., изгнание злых духов и исцеление больных, оставались знаками их божественной власти (Деян 5:12; 2 Кор 12:12). Вместе со старейшинами (представителями народа) они решали спорные дела, с крыми сталкивалась Церковь (Деян 15:6; ср. 6:3).
Апостольское служение Павла. Павел отличается от других апостолов тем, что он был призван явившимся ему Христом для обращения язычников (Гал 1:1; Рим 1:5; Гал 1:16; 2:8). Егопризнали иерусалимские христиане в соответствии с его собственными притязаниями быть равным первоапостолам. Тем не менее он никогда не претендовал на место среди первых двенадцати апостолов (1 Кор 15:11), а скорее действовал независимо. Он мог свидетельствовать о воекресении, потому что видел воскресшего Христа (1 Кор 26:1618). Ап. Павел считал свое апостольство знаком Божьей милости и призывом к жертвенному ТРУДУ и не желал хвалиться им (1 Кор 15:10).
Другие апостолы. В Гал 1:19 Павел называет Иакова, брата Господня, апостолом  скорее всего потому, что в Иерусалимском Храме Иаков был признан апостолом. В 1 Кор 15:58 Иаков упоминается среди прочих апостолов. Варнава (вместе с Павлом) тоже назван апостолом (Деян 14:4,14), но, вероятно, лишь в ограниченном смысле этого слова  как человек, посланный Антиохийской церковью, крой он был обязан дать отчет в своей миссии (Деян 14:27). В Иерусалиме его не считали апостолом (Деян 9:27), хотя позднее апостолы приняли его и Павла в свое сообщество (Гал 2:9). Андроник и Юния тоже занимают определенное место среди апостолов (Рим 16:7). В 1 Фес 2:7 Павел причисляет к апостолам Силуана и Тимофея. В 1 Кор 9:5 и 15:7 не обязательно имеется в виду ктото, не входивший в число двенадцати учеников Христовых.
Вполне очевидно, что в добавление к двенадцати апостолам были признаны Павел и Иаков. Другие тоже могли быть названы апостолами при определенных обстоятельствах. Но нельзя сказать, что понятие "апостол" равнозначно понятию "посланник". В современной Церкви апостолами нередко называют видных миссионеров, но всего лишь для удобства выражения. В апостольскую эпоху человек, занимавший это положение, был больше, чем проповедник (2Тим 1:11). Предполагалось, что все ученики должны быть проповедниками, но не все были апостолами (1 Кор 12:29). Знаменательно, что в определенный момент церковной жизни все были заняты проповедью, к-ром е апостолов (Деян 8:4). Павлу не нужно было бы с такой силой отстаивать звание апостола, если бы он защищал всего лишь право благовествовать. Наряду с более конкретным значением это слово иногда имеет значение посланника (Флп 2:25; 2К0р8:23).
E.F. Harrison (пер. А. К.) Библиография: A. Fridrichsen, The Apostle and His Message; F.J.A. Hort, The Christian Ecclesia; K. Lake in The Beginnings of Christianity, V, 3759; J.B. Lightfoot, St. Pauls Epistle to the Galatians; T. W. Manson, The Churchs Ministry; С. K. Barrett, The Signs of an Apostle; W. Schmithals, The Office of Apostle in the Early Church; К. E. Kirk, ed., TheApostolic Ministry; E. Schweizer, Church Order in the NT; J. Roloff, Apostalat Verkiindigung Kirche; G. Klein,Die ZwolfApostel, UrsprungundGehalteinerldee; K.H. Rengstorf, TDNT, 1,398 ff.; J. A. Kirk, "Apostleship Since Rengstorf", NTS 21:249 ff.: D. Muller and C. Brown, NIDNTT, 1,126 ff.
См. также: Апостольская преемственность; Авторитет в церкви.

Источник: Теологический энциклопедический словарь