АПОСТЕРИОРИ
АПОСТЕРИОРИ
лат. a posteriori — из последующего) — знание, полученное из опыта (ср. Априори).
Источник: Философский энциклопедический словарь
Апостериори
(лат. a posteriori — из последующего) — термин, в отличие от априори, означающий знание, полученное из опыта.
Источник: Философский словарь. 1963
АПОСТЕРИОРИ
(a posteriori; лат. — «из последующего») — апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Апостериори
на основе опытных данных, эмпирически обусловленно, в опоре на совокупность реальных прошедших событий, на базе экспериментально проверенных фактов.
Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов
Апостериори
от лат. a posteriori - из последующего) - происходящее из опыта, на основании опыта; понятие теории познания, противоположное априори; по опыту (знать, утверждать).
Источник: Тематический глоссарий по философии
АПОСТЕРИОРИ
лат. a posteriori из последующего) - понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Апостериори
от лат. a posteriori — из последующего) — 1) на основании опыта, из опыта (противоположность априори); 2) понятие теории, противоположное априори. Априорным называется знание, которое получено из восприятия.
Апостериори
(Лат. a posteriori – из последующего) – термин, обозначающий знание, полученное из опыта. Такое знание не обладает всеобщим и необходимым характером и его истинность ограничена рамками фактов опыта. Употребляется в текстах Платона и Аристотеля, а в средневековой философии в трудах Ибн–Сины, Аверроэса, Фомы Аквинского.
Источник: Философия, практическое руководство
АПОСТЕРИОРИ
лат. a posteriori, букв. — из последующего) — философский термин, означающий знание, полученное из опыта, в противоположность a priori ("доопытно-му" знанию). Противоположность этих двух типов знания встречается уже у Аристотеля и Боэция, а также у европейских схоластиков. Лейбниц понимал под познанием А. все опытное познание или "истины факта" в отличие от "истин разума", т.е. познания a priori. По Канту, апостериорное знание не может обладать свойствами априорного знания. Апостериорное знание, получаемое при помощи чувственного восприятия, носит случайный и неистинный характер, оно основано на прошлом опыте и не исключает возможности приобретения в будущем нового опыта, несогласовывающегося со старым. Для того, чтобы такое знание приобрело всеобщий и необходимый характер, его нужно подвести под априорные формы знания.
А.В. Ванчукевич
А.В. Ванчукевич
Источник: Новейший философский словарь
АПОСТЕРИОРИ
от лат. а posteriori, букв. – из последующего) – термин, означающий знание, полученное из опыта (в противоположность априори). Рассмотрение такого процесса познания встречается у Аристотеля (см. "Вторую аналитику", I 18 и 31; рус. пер., М.–Л., 1952), у Боэция в его комментариях к Аристотелю, у Платона, у ср.-век. философов народов Востока Ибн Рошда, Ибн Сины и европ. схоластиков Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и др. (см. С. Prantl, Geschichte der Logik im Abendiande, Bd 1–4, В., 1955, Bd 1, S. 679, Bd 2, S. 327–97). В новое время Лейбниц понимал под апостериорным познанием все опытное познание или "истины факта" в противоположность "истинам разума", т.е. априорному познанию (Избр. филос. соч., М., 1908, с. 180–181, 347, 350). Кант термином "А." обозначал все знание, получаемое при помощи чувств. восприятий. Это знание, по Канту, носит случайный, единичный и неистинный характер; для того чтобы оно приобрело всеобщий и необходимый характер, его следует подвести под априорные формы ("Критика чистого разума", П., 1915, с. 25, 61; "Пролегомены", М., 1937, с. 20, 40, 59–61, 74–75). Будучи метафизиком и дуалистом, Кант противопоставлял чувств. познание логическому и приходил к агностицизму. Науч. объяснение этого вопроса дает только диалектич. материализм, к-рый, материалистически понимая опыт, исходит из того, что все знания, в конце концов, получаются в результате воздействия объективного материального мира на органы чувств (см. Диалектический материализм, Теория познания). Лит.: Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 382–83; Деборин А., Очерки по истории диалектики. Очерк первый. Диалектика у Канта, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, М., 1924, с. 37–42; Асмус В. Ф.. Философия Иммануила Канта, М., 1957; Шеллинг Р., Система трансцендентального идеализма, пер. с нем., М., 1936, с. 255–60; Гегель, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 29–31; Фишер К., История новой философии, т. 4, пер. с нем., СПБ, 1910, с. 323–33. Л. Усвяцов. Москва.
Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.