АНТИСЦИЕНТИЗМ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Антисциентизм
философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают строгой критике науку и технику.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

Антисциентизм
позиция, альтернативная сциентизму, которая подвергает науку и технику критике и скептически оценивает их возможности решить фундаментальные проблемы человека и общества. В науке и технике усматривает деструктивные начала, которые разрушают духовные ценности и порождают кризис культуры. Получил выражение в экзистенциализме, теориях франкфуртской школы, в концепциях контркультуры и в экологических движениях.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Антисциентизм
мировоззренческая позиция, характеризующаяся ограничением разумного познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, ценностных) факторов философского осмысления бытия, подчёркивающая ограниченность возможностей науки, а в крайних формах – толкование её как силы, чуждой и враждебной подлинной сущности человека. Такая социокультурная ориентация основана на широкой критике науки и как социального института, и как формы постижения мира. К антисциентистским направлениям относятся экзистенциализм, философия жизни, герменевтика, структурализм, постмодернизм и др.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Антисциентизм
мировоззренческая позиция, подчеркивающая ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкующая ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Противоборство сциентизма и антисциентизма принимает особенно острый характер в условиях современной научнотехнической революции и в целом отражает сложный характер воздействия науки на общественную жизнь. С одной стороны, научный прогресс открывает все более широкие возможности преобразования природной и социальной действительности, с другой стороны, социальные последствия развития науки оказываются далеко неоднозначными, а в современном капиталистическом обществе нередко ведут к обострению коренных противоречий общественного развития. Именно противоречивый характер социальной роли науки и создает питательную почву для сциентизма и антисциентизма.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

АНТИСЦИЕНТИЗМ  
мировоззрение, в  рамках  которого  акцентируетсявнимание на негативных сторонах и последствиях развития науки. На первоначальных этапах развития науки преобладал сциентизм, абсолютизирующий роль науки в развитии человечества, так как масштабы деятельности позволили человеку стать силой «планетарного масштаба», но как отмечал В.И. Вернадский, эта сила использовалась им не всегда разумно и постепенно антисциентизм занимает все более существенное место в анализе статуса науки. Крупнейшие представители антисциентизма: О. Шпенглер (прогнозировал «закат  Европы»), А. Швейцер (отмечал «упадок культуры»), Э. Гуссерль (определил «кризис европейских наук»).  Если первоначально антисциентизм основывался на негативных явлениях развития физики, то сейчас – на базе  последствий развития биологии, генной инженерии,  химии,  отрицательно  воздействующих  на  ноосферу.  Психология может использоваться для манипулирования человеческой личностью, а социология  для  воздействия  на  общественное  сознание. Можно выделить следующие основные  антисциентистские  тенденции  в  ведущих  философских  школах  XX века: 1) экзистенциализм – критикует с позиции гуманизма (деградации  личности); 2) неотомизм – критикует претензии современной науки на гносеологический монополизм; 3)  экологизм – с позиции резкого обострения конфликта в системе «человек-биосфера».

Источник: Философия науки и техники: словарь

АНТИСЦИЕНТИЗМ
оппозиция сциентизму в мировоззренческой оценке познавательных возможностей науки и ее роли в жизни общества. Существует в двух формах: радикальной и умеренной. Радикальная форма сциентизма, исходя из амбивалентности науки, делает упор на ее когнитивных ограничениях и неизбежных отрицательных последствиях использования ее результатов в динамике общества (совершенствование военного оружия, в том числе создание средств массового уничтожения с непредсказуемыми последствиями для самого существования человеческого рода, техногенные катастрофы, непомерно возросшее экологическое давление на природу как неизбежное следствие технического и технологического прогресса, требующего огромных энергозатрат для своего поддержания, и др.). Антисциентисты подчеркивают также, что от имени «науки» всегда выступают все тоталитарные режимы, предлагая и осуществляя различные научные по форме, но антигуманные по сути программы социального переустройства мира (коммунизм, национализм, расизм, моноглобализм). Идеология антисциентизма используется в качестве одного из оснований ряда оппозиционных современной цивилизации социально-протестных движений (хиппи, антиглобализм, зеленые, духовно-религиозные практики Древнего Востока — буддизм, зороастризм и т. п.). Умеренная форма антисциентизма, выступая против сциентистской абсолютизации и гипертрофирования познавательных, социальных и практических возможностей науки, подчеркивает вместе с тем необходимую и незаменимую роль науки в обеспечении дальнейшего познавательного и социального прогресса, особенно в решении глобальных проблем современного человечества. (См. сциентизм).

Источник: Философия науки: Словарь основных терминов

АНТИСЦИЕНТИЗМ
от греч.—против и лат. scientia— наука)—идейная позиция, состоящая в критической (вплоть до враждебной) оценке науки и ее роли в системе культуры и научного познания как фактора отношения человека к миру. Различные формы антисциентизма весьма сильно варьируют по степени критичности в отношении к науке. Умеренный антисциентазм выступает прежде всего не столько против самой науки, сколько против агрессивного сциентчзма, стремящегося абсолютизировать роль науки и принизить культурную значимость других форм деятельности и ориентации человека в мире—искусства, нравственности, религии, философии, обыденного сознания, эмоционально-личностного отношения к миру и т. д. Такого рода антисциентизм критикует сциеитистскую абсолютизацию науки прежде всего с позиций гуманизма, отстаивая необходимость многообразия различных форм человеческого опыта и отношения человека к миру, которые не могут быть вытеснены научной рациональностью. Более радикальные варианты антисциентизма переходят от критики сциентистской абсолютизации науки к критике науки как таковой. В крайних своих проявлениях они оценивают науку с экзистенциалистско-персоналистических позиций (напр., у Н. А. Бердяева или Л. Шестова) как силу, противостоящую отношению человека к миру, прежде всего его свободе. Религиозный антисциентизм отвергает возможности мировоззренческой независимости науки, настаивает на необходимости религиозной мотивации научного познания.
Если ранние формы антисциентизма возникали на основе иных, чем наука, форм сознания (таких, как религия, искусство, нравственность), то для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки. Такова, напр., критика науки как «мифа современности» представителем постпозитивизма П. Фейерабендом. В некоторых современных вариантах умеренного антисциентизма (находящих, напр., выражение в т. н. экологическом сознании) признается мощное воздействие науки на прогресс научно-технической цивилизации, но вместе с тем справедливо указывается на противоречивость этого прогресса, который наряду с бесспорными достижениями влечет за собой и деструктивные последствия, за что должна нести ответственность и наука. Антисциентистская критика такого рода способствовала более объективной и многомерной оценке науки, ее роли и возможностей, привлекая, в частности, внимание к этическим аспектам науки. «Наукоборчество» же радикального антисциентизма (напр., у И. Иллича) несовместимо с признанием необходимости научного познания как важнейшего условия стоящих перед современным человечеством проблем. См. лит. к ст. Наука.
В. С. Швырев

Источник: Новая философская энциклопедия

АНТИСЦИЕНТИЗМ
антипод сциентизма. Возник в общественном сознании как ответная реакция на сциентизм, которая реализуется в современной культуре в виде антисциентистской ценностной установки, сконцентрировавшей в себе все те аргументы против науки, рационального постижения действительности, которые существовали в истории человеческой культуры. Антисциентизм отрицает ценность науки, прежде всего как особого элемента культуры, рассматривая ее в качестве дегуманизирующего фактора. Это особая социокультурная, ценностная ориентация сознания, базирующаяся на критике науки и вообще рационального мышления в постижении мира и Человека.
В 30-е гг. ХХ в. формируется классический антисциентизм как ценностная ориентация современного сознания, воспринимающая сциентистский образ науки в качестве объекта критики. В него вкладываются все пороки современного общества, связанные с некоторыми последствиями научно-технического прогресса. Антисциентизм исходит из положения об ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в своих крайних формах оценивает науку как силу, враждебную подлинной сущности человека. С этого момента можно говорить о существовании в обществе дилеммы «сциентизм-антисциентизм», наличие которой является одним из признаков современной стадии развития культуры.
50–60-е гг. 20 столетия характеризуются взаимным накоплением аргументов в пользу как сциентизма, так и антисциентизма. С одной стороны, налицо огромные успехи науки, в том числе и в области решения социальных проблем, с другой – массив негативных последствий научно-технического прогресса становится все обширнее.
Конец 60-х гг. ХХ в. характеризуется резким повышением активности антисциентизма. Антиинтеллектуалистские настроения заполняют все структуры общественного сознания, что позволяет ряду исследователей сравнивать этот период со штурмом Бастилии. Множество людей в открытой, публичной форме начинают отвергать науку и вообще рациональный стиль мышления, ценности потребительского общества, экономическую целесообразность как фактор построения общества и т.д. Появляется скепсис по отношению к практическим приложениям науки, прежде всего в медицине, педагогике. Пиком данной ситуации становится серия молодежных бунтов 1968 г. во Франции, где антиамериканские настроения совпадают с критикой научно-технического прогресса и ценностей данного общества. Возникают многочисленные молодежные движения призывающие уйти от ценностей данного общества. В 70–80-е гг. ХХ в. число сторонников антисциентизма увеличивается, в частности, за счет перехода в их лагерь представителей науки, которые разочаровываются в ней. Формируется так называемое умеренное крыло антисциентизма.
Сциентизм и антисциентизм, т.о., выступают как ценностно-мировоззренческие ориентации на современной стадии развития культуры, в которых фиксируется возросшее значение науки и техники, получающее в сознании людей противоположную трактовку.

Источник: Словарь науки. Общенаучные термины и определения. 2008 г.

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF

Сциентизм и антисциентизм: возможность диалога

Останина О. А.
Читать PDF

Сциентизм и антисциентизм как ценностно-мировоззренческие ориентации

Блашенков Алексей Николаевич
В статье исследованы различные подходы к вопросу о ценности науки и привносимого ей нового знания. Изучены различные аспекты практического применения научной информации.
Читать PDF

Сциентизм и антисциентизм: социально-культурная симптоматичность антиномии

Калинина Г. Н.
Читать PDF

Естественнонаучный антисциентизм как кризис современной сциентистской системы

Шустова О.Б., Сидоров Г.Н.
В статье рассматриваются различные проявления антисциентизма в естественнонаучном знании. Показано, что главной причиной антисциентизма является конфликт человека с природой.
Читать PDF

Философские и социальные основание антисциентизма

Худолей С.С.
Статья посвящена рассмотрению специфики антисциентизма, особенностям его возникновения и развития, актуальности в отдельные периоды истории, а также противопоставлению его сциентистской философской традиции.
Читать PDF

Наука в «Кривом зеркале» антисциентизма

Карпова Л.М.
В статье представлена рецензия на книгу: Денисов С. Ф. Антисциентизм: конфликтность и негативность. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 318 с.
Читать PDF

В тени науки (к вопросу о современном антисциентизме)

Идиатулин Валентин Сергеевич
В статье исследуются проявления антисциентизма в современном обществе.

Похожие термины:

  • СЦИЕНТИЗМ И АНТИСЦИЕНТИЗМ

    (от лат. scientia — знание, наука) — мировоззренческие позиции, к-рые оценивают науку либо как высшее достижение разума и достаточное условие ориентации человека в мире (С.), либо как поверхностное, огр