Антиномия чистого разума

Найдено 1 определение
Антиномия чистого разума

(Antinomie der reinen Vernunft - нем.)
Термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности
чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых
положений. Введен в "Критике чистого разума", однако проблематика
антиномий фрагментарно затрагивается Кантом и в его докритических
сочинениях, в частности, в диссертациях "Физическая монадология" и "О
форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного
мира". Кант утверждал, что именно антиномии вывели его из
"догматического сна". Признание реальности, т. е. неразрешимости
антиномии равносильно неприемлемому для Канта тотальному
скептицизму как отказу от рациональности вообще. При этом необходимым
условием разрешения антиномии является непредвзятое рассмотрение
составляющих ее противоположных тезисов ("скептический метод").
Антиномичность составляет характерную черту одной из трех отвергаемых
Кантом традиционных наук, входящих в состав "частной метафизики"
(metaphysica specialis), - рациональной космологии. На основе таблицы
категорий Кант выделяет четыре противоречия трансцендентальных идей:
1) "Мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы
- мир не имеет ни начала, ни границ в пространстве, но бесконечен как во
времени, так и в пространстве; 2) всякая сложная субстанция в мире состоит
из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено
из него - ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и
вообще в нем не существует ничего простого; 3) причинность по законам
природы не есть единственная причинность, из которой могут быть
выведены явления мира в целом. Для их объяснения необходимо признать
еще и свободную причинность - нет никакой свободы, но все в мире
происходит исключительно по законам природы; 4) в мире есть нечто, что
либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая
сущность - не существует вообще никакой безусловно необходимой
сущности, ни в мире, ни вне мира в качестве его причины" (И.Кант. Критика
чистого разума, A 426-453 / B 454-485). Излагая доказательства как тезисов,
так и антитезисов, Кант подчеркивает, что они не являются софизмами,
однако могут быть отвергнуты при изменении посылок. Доказательства
ведутся от противного, например, если допустить, что мир не имел начала
во времени, то до настоящего момента прошла бесконечность, однако
бесконечность не может пройти, стало быть сделанное допущение
противоречиво, и истинно противоположное: мир имел начало во времени
и т.п. Ключ к разрешению антиномий - трансцендентальный идеализм как
учение о субъективной природе пространства и времени и различении
явлений и вещей самих по себе (феноменов и ноуменов). Антиномия, в свою
очередь, может использоваться для подтверждения выводов
трансцендентальной эстетики и апагогического доказательства
трансцендентального идеализма: если не проводить различия между
явлениями и вещами в себе, то разум оказывается самопротиворечивым,
что невозможно, а значит это различение правильно. Окончательное
решение вопроса Кантом состоит в том, что тезисы и антитезисы двух
первых (математических) антиномий ложны, тогда как и тезис, и антитезис
третьей и четвертой антиномий (динамических) могут (причем это остается
не более чем возможностью) быть истинными, при условии их разнесения,
соответственно, в мир ноуменов и феноменов. Таким образом, с одной
стороны, противоречивость разума оказывается мнимой, с другой -
рациональная космология лишается всякой внутренней достоверности.

Источник: Термины кантовской философии

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
327.73 кб

Проблема антиномии чистого теоретического разума в системе Канта

Калинников Леонард Александрович
Если тщательно проанализировать композицию трактата, представляющего первую из«Критик», и сравнить ее с аналогичной композицией второй и третьей «Критик», то можно заметить отсутствие в структуре «Критики чистого разума» такого ва

Похожие термины:

  • АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА

    в "Критике чистого разума" Канта — противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще ра
  • антиномии чистого разума (в философии канта)

    по канту, неизбежные противоречия, в которые попадает разум при попытке выйти в познании за границы возможного опыта, а именно при попытках постичь такой объект (и его свойства), как мир (мироздание