АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Антиклерикализм
критическое отношение к церкви и ее служителям.

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
учение и общественное движение, направленное против притязаний церкви на ее господствующее влияние в государственной, политической, экономической и культурной сферах жизни.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
(от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - система взглядов, а также общественное движение, направленные против церкви и притязаний духовенства на господство в полит., экономич. и культурной областях, но не обязательно против самой религии. В эпоху феодализма, когда церковь осуществляла духовную диктатуру и жестоко преследовала инакомыслящих, А. в Зап. Европе был одной из форм выражения антифеод. борьбы нар. масс и антифеод. оппозиции бюргерства. Настроениями А. была проникнута бурж. Реформация XVI в. В XVII—XIX вв. A. также использовался рев. буржуазией в ее борьбе против католич. церкви, освящавшей феод. строй и являвшейся крупным землевладельцем (см. Деизм, Энциклопедисты). При капитализме, особенно па его империалистич. стадии, бурж. атеисты, не способные подняться до научного объяснения социальных и гносеологич. корней религии и раскрытия ее классовой сущности, все более сводят свою деятельность к А., т. е. только к критике церкви и духовенства. О различии между А. буржуазным и А. социалистическим B. И. Ленин писал в статье «Классы и партии в их отношении к религии и церкви».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Антиклерикализм
общественное движение, направленное на освобождение политической и духовной жизни, науки, культуры и образования от власти религии и церкви. Отдельные антиклерикальные идеи были высказаны еще философами древности. В средневековой Европе А. был формой борьбы против насаждавшейся церковью идеи о примате духовной власти над светской. В идеологии антифеодальных буржуазных революций А. выступил в качестве обязательного элемента. Это находило свое выражение в критике идеологами молодой буржуазии политики церкви, в принятии буржуазными правительствами законов, предусматривавших секуляризацию церк. собственности и отделение церкви от гос-ва. Современный А. в целом — это массовое прогрессивное, но неоднородное движение. В антиклерикальной борьбе принимают участие люди различных философских, политических, религиозных убеждений. А. прогрессивно настроенных христ. демократов за рубежом существенно отличается от А. трудящихся, выступающих под знаменем коммунизма. Многие верующие — антиклерикалы рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счет воинствующего клерикализма, оставляя вне критики религию. А. верующих ограничен в первую очередь потому, что он не направлен против основ эксплуататорского общества, порождающего клерикализм. До конца последовательным А. стал лишь с возникновением марксизма. Именно на основе марксизма-ленинизма коммунистические и рабочие партии разрабатывают научную программу борьбы с клерикализмом. Коммунисты, не отождествляя клерикализм с самой религией, в то же время связывают вопрос о преодолении религии и клерикализма с классовой борьбой трудящихся, призванной ликвидировать эксплуататорское об-во, порождающее различные формы социального угнетения масс, в том числе и клерикализм.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
система взглядов, а также обществ, движение, направленные против притязаний церкви на господство или влияние в политич., экономич. и культурной областях. Отд. антиклерик. идеи были высказаны еще философами древности. В ср.-век. Европе А. был формой борьбы против насаждавшейся церковью идеи о примате духовной власти над светской. В идеологии антифеод, бурж. революций А. выступал в качестве обязат. элемента. Это находило свое выражение в критике идеологами молодой буржуазии политики церкви, в принятии бурж. пр-ва-ми законов, предусматривавших полное или частичное отчуждение, в первую очередь земельной церк. собственности, и отделение церкви от гос-ва. Совр. А. - это массовое, в целом прогрес., но неоднородное движение. В антиклерик. борьбе принимают участие люди различных филос., политич., релит. убеждений. Мн. верующие-антиклерикалы рассматривают клерикализм всего лишь как результат злоупотребления религией со стороны реакционеров, проводят разграничение между клерикализмом и религией, относя все реакционное на счетвоинств. клерикализма, оставляя вне критики религию. А. верующих ограничен в первую очередь потому, что он не направлен против основ эксплуатат. общества, порождающего клерикализм. В совр. бурж. мире определенную работу по разоблачению клерикализма ведут отд. группы, орг-ции и ассоциации, продолжающие атеистич. традиции Просвещения, объединения, входящие во Всемирн. союз свободомыслящих и Международ. гуманистич. и этич. союз. До конца последовательным А. стал лишь с возникновением марксизма. Именно на основе марксизма-ленинизма коммунистич. и рабочие партии разрабатывают науч. программу борьбы с клерикализмом. Коммунисты, не отождествляя клерикализм с самой религией, в то же время своих атеистич. убеждений, связывают вопрос о преодолении религии и клерикализма с клас. борьбой трудящихся, призванной ликвидировать все формы соц. угнетения масс, в т. ч. и клерикализм.

Источник: Атеистический словарь

АНТИКЛЕРИКАЛИЗМ
общественно-религиозное движение, направленное против клерикализма. Наибольшее развитие антиклерикализм получил в средние века, когда выступления против господствующей Католической церкви в Европе слились с антифеодальной борьбой. Все ереси того времени — плебейско-крестьянские и бюргерские, пантеистические и дуалистические — имели антиклерикальную направленность. Резкой критике подвергались прежде всего политическая деятельность и социальная роль церкви, а также пороки общества и государства, функционировавших на основе церковных установлений. Так; антиклерикальные выступления крестьян и городских низов обычно включали требования социально-экономического равенства. При этом антиклерикализм получал религиозное обоснование (Д. Уикяиф и Я. Гус); обряды и организация церкви, пороки духовенства, особенно монашества, обличались под лозунгом возврата к истинной, апостольской вере раннего христианства. Эта традиция заметно усилилась в эпоху Возрождения и Реформации, когда антиклерикализм все чаще получал философское, светское обоснование. Именно выступления его последователей служили отправным пунктом для развертывания борьбы за веротерпимость. В Новое время критика клерикализма стала связываться не только с борьбой за свободу совести, но и с опровержением основ теистических концепций (Дж. Локк, У. Коллинз, П. Бейль, Дж. Толанд, Ф. Вольтер). Еще дальше пошли французские материалисты 18 в., которые обосновывали необходимость философского анализа религии с целью выявления ее социальной, гносеологической и нравственной несостоятельности. Но к кон. 18 в. обнаружились негативные последствия такого антиклерикализма. Они проявились не только в игнорировании и поверхностном понимании идеологами буржуазной революции религии как массового сознания (концепция «обмана»), но и в попытках насильственно ликвидировать церковь как социальный институт, в разрушении храмов и памятников культуры; в снижении интереса к философскому, теоретическому осмыслению религиеведческой проблематики. В современную эпоху антиклерикализм выступает как одна из форм борьбы за демократические свободы и идеалы гуманизма. Хотя значение его в наст. время несопоставимо с тем, какое оно имело прежде, течение это сохраняет свою актуальность, особенно в свете новейших проявлений теократизма, напр. в исламском фундаментализме (см. Фундаменталчзм религиозный). Антиклерикализм не обязательно связан с атеизмом, он нередко проявляется и в среде верующих, которые выступают против прямого участия церкви в политике.
Ф. Г. Овсиенко

Источник: Новая философская энциклопедия

Антиклерикализм
(Anticlericalism). Слово "антиклерикальный" впервые появилось, вероятно, в нач. 1850х гг. в католической Франции, когда возникло противодействие возрождению ультрамонтанизма, стремившегося вновь утвердить сакральную власть священников, а также первенство папы в Церкви. В 185060 гг. битва, разыгравшаяся изза земной власти папы в Италии и во всей Европе, привела к тому, что антиклерикальные настроения обрели форму. Особенно активны они были в Италии, Бельгии, Испании и Франции. Начиная с этого времени антиклерикализм как течение и общественное движение стал существенным политическим фактором во всех католических регионах, прежде всего  в Европе, Лат. Америке и Квебеке. Антиклерикалы протестовали против того, чтобы священнослужители входили в правительство и муниципальные органы, участвовали в выборах, преподавали, владели землями или капиталом.
Собственно говоря, власть духовенства вызывала протест в католическом мире на протяжении многих веков; священников боялись, над ними смеялись. И до, и после образования протестантских церквей клирики полагали, что правами в церковном управлении и в вопросах вероучения вообще духовной властью обладают только они. Они считали себя наставниками мирян в делах веры и нравственности, а также часто пытались руководить ими в политике, экономике, интеллектуальной и общественной жизни. Ответом на это были народные сатирические песни и рассказы, высмеивающие любые пороки священнослужителей: лицемерие, распущенность, напыщенность, глупость, гордыню. Злоупотребление церковной властью или присвоение власти политической и экономической непрестанно вызывало сопротивление. Антиклерикализм исходит из предположения, что священнослужители органически неспособны соблюдать те нормы, крые сами же устанавливают, и в силу своей сути стремятся господствовать над всеми сферами жизни.
В нач. XVI в. антиклерикальный фактор сыграл свою роль в разрыве протестантов с Римом. Он и сегодня образует один из основных моментов противостояния католицизму. В XVIIIв. пример беспощадности к священству давали французские философы. Иезуитов высылали из одного католического государства за другим. Французское революционное правительство пыталось поставить священников под свой контроль, сделав их государственными служащими. В 1820, 1830, 1848и 1870гг. революционеры стран католической Европы откровенно считали власть Церкви враждебной. Папская область, олицетворявшая "властьпопов", представлялась антиклерикалам воплощением всякого зла. Антиклерикализмом отличались и либеральные республики Лат. Америки. После 1870 г. политическая жизнь во Франции, Испании, Италии и Квебеке, как и в большей части Лат. Америки, поляризовалась. Основная часть священнослужителей примыкала к правому крылу. Им противостояли либералы, республиканцы и социалисты, включившие в свои программы антиклерикализм. Как правило, антиклерикализм способствовал секуляризации католических культур  поскольку главными представителями христианства были священники, политическая враждебность к ним порождала враждебность и к христианству. После Второго Ватиканского собора оппозиция господству клириков в самой Церкви способствовала тому, что возродилось служение мирян. Однако это еще не заменило исключительной власти священников.
Антиклерикализм проявлялся и среди протестантов. Немало баптистских пресвитеров, реформатских пасторов и лютеранских проповедников давали для него повод. Пятидесятники, Плимутские братья и квакеры смогли обойтись без профессиональных священнослужителей.
С.т. McIntire (пер. д.э.) Библиография: О. Chadwick, "The Rise of Amiclericalism", in The Secularization of the European Mind in the Nineteenth Century; A. Mellor, Histoire de Ianticlericalismefrangais; R. Kemond,Г Anticlerical1sme en France, de I815anosjours;3.M. DiazMozaz, Apuntespara una sociologia del anticlericalismo.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме — 1