АНТИЧНОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНТИЧНОСТЬ
от лат. antiquus древний) - эпоха классической грекорим. древности. См. также Греческая философия .

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНТИЧНОСТЬ
(Antike; от лат. antiquus — «древний») — эпоха классической греко-римской древности; см. Греческая философия.
G. Maurach. Gesch. der röm. Philos., 1989.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

Античность
от лат. anticus – древний) – в широком смысле слова термин, равнозначный русскому «древность», в узком и более употребительном значении – культурно-историческая эпоха, история и культура Древней Греции и Древнего Рима, а также тех земель, которые находились под их влиянием.  

Источник: Словарь по культурологии

АНТИЧНОСТЬ
(лат. antiquus — древний) — сохранившиеся ценности греч.-рим. древности, в особенности в обл. лит-ры и иск-ва, к-рые принято считать классич. Термин «А.» появился в начале XVIII в. во фр. языке и первоначально означал (что сохранилось и до сих пор) особый вид иск-ва, относящийся к ранним истор. периодам. Появление мн. исследований, связанных с историей иск-в, привело к сужению понятия «А» до греч.-рим. древности. А. как культ. наследие Древней Греции и Рима оказала огромное влияние на полит. и религ. мышление, лит-ру и иск-во, на филос. и юрид. взгляды всех народов Европы и на весь совр. мир. При этом в романских странах в осн. получили развитие рим. традиции; в Германии с конца Средневековья все большее влияние оказывала греч. культура, а народы Вост. Европы, Закавказья и нек-рые области Бл. Востока испытали влияние византийской культуры. Гуманистич. начала антич. наследия не раз в истории становились идейным арсеналом прогрессивных сил, напр., в эпоху Ренессанса, в период Фр. революции и в эпоху нем. классицизма. Вследствие большого влияния антич. идей и традиций на чел. об-во история классич. древности и др. языки заняли особое сохранившееся в течение мн. веков место в европ. науке и образовании. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

Античность
 
Синоним древности, или долгий период, отсчитываемый от конца доисторических времен до начала средневековья – от изобретения письменности примерно 5 тыс. лет назад до падения Римской империи (во всяком случае, в европейской традиции утвердилось именно такое мнение), иначе говоря, приблизительно 35 веков истории. Понятие античности по самой своей природе относительно и ретроспективно. Ни одна эпоха не живет с сознанием собственной древности, и сами древние греки считали себя скорее наследниками и продолжателями, а то и «детьми», если верить Платону, предшествующих эпох (для них античностью был Египет). Абсолютной античности не существует, как не существует современной древности. Есть лишь актуальность всего сущего и необозримость истории. Не следует смешивать идею древности, составляющую первое значение слова «античность», с идеей старости. Если старость, как тонко подметил Паскаль, есть возраст, наиболее удаленный от детства, то из этого вытекает, вопреки Платону, что «те, кого мы именуем древними, на самом деле были новаторами во всем и являли собой, собственно говоря, детство человечества». Это мы в сравнении с ними старики. Отсюда обаяние античного искусства, которое, по определению Маркса, являет собой искусство утраченного и сохраненного в памяти детства: мы тем больше восхищаемся его красотой, чем яснее понимаем, что оно для нас категорически недоступно.

Источник: Философский словарь.

АНТИЧНОСТЬ
лат. - древность, старина) - цивилизация Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемая как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность - средние века - Новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной цивилизации - демократию, и в процессе ее формирования создала культуру, ставшую одним из существеннейших факторов последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета греческой демократии (V - IV века до н. э.) обычно оценивают как эпоху классической Греции. Время становления демократии (VП - VI века до н. э.) называют архаическим (т.е. начальным, древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины - доисторическим, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (ХI - VШ века до н. э.) или "гомеровским" (по имени создателя великих поэм) периодом. Истоком античности была крито-микенская цивилизация (3 - 2 тыс. до н. э.). Эпоху упадка греческих демократических государств, но в то же время распространения греческой цивилизации и культуры от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии (в результате завоеваний Александра Македонского), называют эпохой эллинизма (338 - 30 гг. до н. э.).
Заключительный период античности обозначают как эллинско-римский, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии - Египта (30 г. до н. э.) - более высокая греческая цивилизация и культура продолжали сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние.
Кроме демократии среди достижений античности следует отметить искусство, архитектуру, литературу, римское право, философию.

Источник: История и теория культуры

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
401.29 кб

Зарождение идеи прогресса: античность или Новое время?

Рахманин Александр Александрович
Статья представляет собой попытку осмысления идеи общественного прогресса с позиции ее исторического развития. Особое внимание обращается на то, что в современной философии имеется несколько точек зрения на развитие данной идеи.
Читать PDF
81.31 кб

Анализ эволюции идеи безопасности в ракурсе культуры (античность новое время)

Фетисова Юлия Витальевна
Через анализ эволюции идеи безопасности в период с Античности по Новое время с привлечением категории культуры в статье исследуются специфика и базисные принципы построения культуры безопасности в указанный временной интервал.
Читать PDF
72.24 кб

Б. Л. Губман, А. А. Золотов античность, средневековье и культура Нового времени в философии Х. Аренд

Галинская И. Л.
Читать PDF
169.25 кб

Турецкая античность. Похищение Европы

Савчук Валерий Владимирович
Читать PDF
313.39 кб

Теория определения: античность и современность

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье рассмотрены основные этапы становления теории определения, представленные в диалогах Платона, трактатах Аристотеля, Мария Викторина и Северина Боэция.
Читать PDF
190.20 кб

Античность как начало всемирной истории в воззрениях немецких философов XVIII – XIX веков (к проблем

Самылов Олег Валерьевич
Статья представляет собой анализ формирующегося в немецкой философии истории отношения к античной цивилизации как начальной точке исторического развития.
Читать PDF
72.92 кб

Античность и современность

Кессиди Феохарий Харлампиевич
Читать PDF
119.30 кб

Философское обоснование отношения <<бытиеязык>>: историко-философский аспект (античность)

И. А. Кребель
Читать PDF
253.22 кб

АНТИЧНОСТЬ

И.Г.
Читать PDF
530.58 кб

Проблема единства бытия у досократиков: античность и современность

Кнэхт Наталья Петровна
Анализируются пути решения основного мировоззренческого вопроса представителями досократовской античной философии.
Читать PDF
896.10 кб

Идейная детерминация политических и правовых процессов (Античность, Средневековье, Возрождение)

Равочкин Никита Николаевич
В статье автором предпринята попытка освещения детерминационной возможности философских идей. В частности, проводится обращение к сфере политики и права.
Читать PDF
153.72 кб

Тело и образ сновидения в античности

Львов А. В.
В статье поднимается вопрос о связи философии тела с теорией сновидения, выявляются особенности античной онейрологии.
Читать PDF
179.61 кб

Категории «пространство» и «время» в философии античности, средних веков и Возрождения

Мухин А. С.
Статья посвящена представлениям о пространстве и времени в философии античности и средних веков. Сравнивая воззрения мыслителей, автор демонстрирует их близость.
Читать PDF
121.77 кб

Трансформация метафизики в эпоху поздней античности

O'мара Доминик
Статья посвящена истории развития метафизики, понимаемой как философская дисциплина или наука. Мне хотелось бы обосновать предположение о том, что последний период развития греческой философии, длившийся примерно с III по VI вв.
Читать PDF
137.55 кб

Особенности формирования категорий свобода воли, вина и ответственность в эпоху античности

Харламов Андрей Николаевич
В статье рассматривается проблема, связанная с возникновением и развитием категорий свобода воли, вина и ответственность в эпоху Античности.

Похожие термины:

  • Предел и беспредельное в античности

    Для того чтобы назвать и выявить смысл и сущность всякого события, всякого процесса, всякой вещи, нужно дать ее определение, имеющее целью назвать сущность каждого, т.е. выделить ее из нерасчлененн
  • Цель. Благо. Благо и космос в античности

    Античное мышление неизменно задается простым вопросом: для чего Прибегая к более поздним определениям, можно сказать: оно зиждется на принципе телеологизма, т.е. целесообразности. Ведь если что-то
  • Бытие и становление. Знание о бытии и истине в античности

    В основании всякой самой изощренной теории и самой утонченной культуры лежит изначальное простое видение или понимание того, что есть нечто данное, самостоятельное, открытое нашему взору. Но и уд
  • Парадоксы бытия в античности

    Вспомним, что "раскол" на категории сущего, существования и бытия возник из двойственности учения о первоначале. Как было показано ранее, первоначало и связано с сущими, со сферами сущего, и выводит
  • Мера. Математическое и идеальное число в античности

    Совершенно особое место в греческом умосозерцании занимает понятие меры . "Ничего слишком", , ничего сверх меры, — один из фундаментальных и в то же время наиболее сокровенных заветов античной куль
  • Число и величина в античности

    Наличие двойственности — пары начал: бытия и становления, — выражается также в различении античностью понятий числа и величины . Число (математическое) — это такое множество, в котором можно разл
  • Число как сущее в античности

    Античная философия стоит на той точке зрения, что все познаваемое познается в его единораздельности, т.е. единстве и цельности, но таком единстве, в котором различимы все возможные его последующие
  • Деятельность-действительность и возможность-способность в античности

    Для характеристики античного миросозерцания чрезвычайно важны понятия возможности и действительности. В античной философии понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возмо
  • Космос и движение. Взгляды античности

    Итак, античный космос представляется как иерархическое конечное живое существо, замысленное и сотворенное демиургом, гармонически расчисленное и обустроенное. В космосе у каждого — у человека, в
  • Единица и двоица в античности

    Каким же образом образуется само число Главная роль здесь отводится единице, . Единица — первое и наиболее точное отображение первоединого, , Блага. Единица и есть первое начало — сущего, познания,
  • Единое и многое в античности

    Одно из основополагающих представлений античного миросозерцания — совершенное превосходство единства над множеством. В самом деле, единое и сверхсущее Благо и, пожалуй, сверхъединое единое, кот
  • ЖАНРЫ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ в античности

    Возникают и развиваются вместе с созданным античной философией институтом школы в качестве одного из инструментов приобретения, сохранения, развития и передачи знания И рассмотрения, усвоения и
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности

    Еще в «Тимее», завершенном между второй и третьей поездками в Сицилию, мы видим, что проблема изложения своего взгляда на мир решается в чисто литературном плане: Платон оговаривает, что он предлаг
  • Г. Гадамер: Исследования античности и поиски новых герменевтических парадигм

    Стиль историко-философских работ Гадамера - это уникальное сочетание конкретного анализа с новаторскими концептуальными обобщениями. Так, "Диалектическая этика Платона" включает в себя подробны
  • Природа, искусство и техника в античности

    Искусство и техника — совершенно разные, с точки зрения современного мышления, области человеческой деятельности. На взгляд античный это — одно и то же, . "Всякое искусство, — говорит Аристотель,
  • Созерцание. Теория и праксис в античности

    Итак, если знание имеет дело с тем, что иначе быть не может, то оно выявляет бытие и сущее, а значит, и философия призвана не порождать, но показывать то, что есть само по себе, что подлинно есть и не за
  • Воображение и промежуточные сущности в античности

    Античная философия рассматривает бытие как постижимое одним только разумом, но не воображением: бытие можно мыслить, но нельзя представлять наглядно. (Идея круга позволяет знать круг со всеми его
  • Иерархия наук в античности

    Последовательное разделение в античности философии и науки как точного мышления, с одной стороны, и техники и механики — с другой, предполагает и разделение в рамках самой, науки. Платон стоит на т
  • Материя. Взгляды античности

    Материя как крайняя оконечность иерархии целого представляет одну из важнейших философских проблем античности. Что же такое материя Платон описывает ее как "восприемницу", "кормилицу", пестующую
  • Разум. Структура познавательных способностей в античности

    Античная философия стоит на том, что только разум выявляет — не только показывает, но и доказывает — абсолютную достоверность и непреложность, т.е. истину, только разум сверхсубъективен в человек