АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА

Найдено 1 определение
АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА
эстетическая мысль, развивавшаяся в Древн. Греции и Риме в период с VII—VI вв. до н. э. по V—VI вв. Имея своим истоком мифологические представления (Мифология), сложившиеся при первобытнообщинном строе, А. э. зарождается, переживает время расцвета и приходит в упадок в рамках рабовладельческой формации, являясь одним из наиболее ярких выражений культуры того времени. Для эстетических представлений, как и для всего мироощущения античности, характерен подчеркнутый космологизм. Космос, с т. зр. древних, хотя и пространственно ограниченный, но отличающийся гармоничностью, соразмерностью и правильностью происходящего в нем движения, структурно и ритмически оформленный, поражающий возвышенным величием, выступал как воплощение наивысшей красоты. Все остальное наделялось красотой лишь в той степени, в какой оно приближалось к этой абсолютной гармонии, а созданная человеком вещь рассматривалась как подражание природе. Подобные представления о чувственно-материальном, видимом, слышимом, осязаемом космосе особенно присущи раннему, натурфилософскому периоду античной мысли, пытавшейся сконструировать его из таких физических элементов, как огонь, эфир, земля, вода, воздух. Иск-во в период древнегреч. классики во многом еще не отделилось от ремесла с присущей ему системой технических правил и не выступало в качестве самоцельного эстетического объекта. Для древн. грека иск-во — это производственно-техническая деятельность; слово techne означало тогда и «ремесло» и «иск-во». Отсюда нерасторжимое единство практического, утилитарного и чисто эстетического отношения к предметам и явлениям. Так, щит Ахилла у Гомера — максимально удобная в утилитарном отношении вещь и вместе с тем совершенное худож. произв. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика ставились весьма высоко, но не просто как виды искусства, а как виды деятельности, самым непосредственным образом связанные с жизнью человека, выражающие жизненно важное для него отношение к окружающей действительности. В V в. до н. э. на смену чувственно-наглядному, интуитивному представлению натурфилософов о космосе приходит интерес к самому познающему его человеку (софисты, Сократ). У Сократа это приняло форму учения о необходимости устанавливать общие понятия (в т. ч. и эстетические — прекрасное, мера, гармония), не ограничиваясь лишь отдельными, внешними наблюдаемыми фактами, а сопоставляя и индуктивно возводя их в общее. Он стал рассматривать прекрасное как общее понятие, отличая его от отдельных прекрасных вещей. Прекрасное, по мнению Сократа, всегда полезно, но для этого оно должно быть именно прекрасным, др. словами, должен существовать тот прекрасный предмет, о полезности к-рого мы говорим. Поставив вопрос о важности эстетических идей, понятий, принципов, Сократ открыл дорогу для систематической разработки эстетики в учениях Платона и Аристотеля Причем, если у Сократа идея красоты рассматривается как непосредственно присущая сознанию человека, то у Платона она (как и др., аналогичные ей идеи) выводится за его пределы. Это не субъективно-человеческая, а объективная, безличная, существующая реально и вечно идея, выступающая как своего рода принцип, образец, модель, порождающая прекрасные вещи. Прекраснее и совершеннее всего космос в своем предельном, идеальном выражении. Завершение классическая А. э. получает у Аристотеля. В его учении нашла своеобразное выражение и эстетика космоса, увиденного человеческими глазами (при этом Аристотель большое внимание уделяет анализу красоты самого человека, равно как и др его добродетелей), и разрабочка различных эстетических понятий, категорий, что характерно для зрелой классики. В послеклассический (эллинистический) период космос как осн объект античной мысли трактуется уже в свете субъективных человеческих переживаний. Мера, ритм,гармония и др категории эстетики из отвлеченных и абстрактно-всеобщих схем космического бытия все больше превращаются в способы самоичучения и внутреннего устроения человека (стоики, эпикурейцы, скептики).На закате эллинизма в неоплатонизме с его учением о божественном едином как духовном первоначале, порождающем все существующее, эти категории приобретают ярко выраженный мифологический и спекулятивный характер. Прошедшая длинную и сложную историю, А. э. оказала большое влияние на последующую эстетическую мысль Будучи тесно связанной с практикой античного иск-ва, признаваемого и по прошествии мн веков, по выражению Маркса, недося гаемым образцом, она заложила основы понимания мн. эстетических категорий, к-рое сыграло важную роль в истории иск-ва и эстетики.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
53.75 кб

Искусство ранней античной эстетики

Пономаренко И. Н.
Специфическая особенность искусства античности периода классики состояла в том, что оно трактовалось как подражательство природе, космосу.
Читать PDF
144.11 кб

Эстетика бытия и античная математическая традиция

Романенко Юлия Михайловна
Эстетика бытия раскрывается с помощью таких понятий математики и философии, как симметрия, пропорция и мера.
Читать PDF
303.95 кб

Греческая античная эстетика и гносеология фольклора

Мироненко Ярослав Петрович
Древнегреческая эстетика и гносеология фольклора раскрывает нам мир античного искусства и эстетических установок известных философов: Сократа, Платона, Анаксагора.
Читать PDF
607.62 кб

Античная культура в эстетике стиля бидермайер: к вопросу об интеграции

Данилкова Юлия Юрьевна
Автор исследует роль античной культуры в формировании стиля бидермайер на материале новеллы Э. Мерике «Моцарт на пути в Прагу». В статье проводится сопоставление концепций художника, представленных романтизмом и бидермайером.
Читать PDF
588.29 кб

Порождающие модели в античной эстетике. Часть II. Практическая эстетика

Синицкий Дмитрий Анатольевич
Статья продолжает обсуждение понятия «порождающая модель» в контексте истории античной эстетики. В ней анализируется предложенная А.Ф.Лосевым трактовка произведений античного искусства как своеобразных порождающих моделей.
Читать PDF
547.82 кб

Порождающие модели в античной эстетике. Часть III. Теоретическая эстетика

Синицкий Дмитрий Анатольевич
Статья завершает цикл публикаций, посвященных обсуждению понятия «порождающая модель» в контексте истории античной эстетики.
Читать PDF
171.47 кб

Эстетика человеческого образа в жизни и иконография античных философов в искусстве

Дорофеев Даниил Юрьевич
Акустически-визуальное понимание человека является актуальным в современной философии.
Читать PDF
3.53 мб

Прерафаэлиты и античность: восприятие сквозь призму субъективной «Авангардной» эстетики

Дубицкая Оксана Иосифовна
Авангард следует рассматривать как явление не хронологическое, а типологическое, связанное не столько с определенным визуальным языком, сколько с моделями художественного мышления.
Читать PDF
107.52 кб

Современная визуальная антропология и антропологическая эстетика в свете античной иконографии

Дорофеев Д. Ю.
В XX в. одной из основных философских проблем был язык. В начале XXI в. на смену нарративности пришло понимание значимости визуальности. Это может активизировать развитие современной философской антропологии.
Читать PDF
458.76 кб

Порождающие модели в античной эстетике. Часть I. понятие «Порождающая модель» в современных теориях

Синицкий Дмитрий Анатольевич
Статья является первой в планируемой серии публикаций, посвященных анализу понятия «порождающая модель» в контексте истории античной эстетики.
Читать PDF
44.25 кб

Своеобразие эстетико-философских концепций русского авангарда: проблема «Человек и космос» в антично

Зайцева Марина Леонидовна