АНТИ-ДЮРИНГ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

»АНТИ-ДЮРИНГ»
название, под к-рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом», впервые изданная отд. книгой в 1878. Подвергнув критике мелкобурж. эклектич. взгляды нем. философа Дюринга, Ф. Энгельс дал в этой книге всестороннее изложение 3 сост. частей марксизма: диалектич. и истории. материализма, политич. экономии и теории науч. коммунизма. Важное место в «А.-Д.» занимают вопросы религии и атеизма. В книге дано классич. определение сущности религии: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (т. 20, с. 328). Энгельс раскрыл соц. и гносеологич. корни религии. Критикуя идею Дюринга о необходимости запрещения религии при социализме как верное средство помочь ей «увенчать себя ореолом мученичества и тем самым продлить свое существование» (там же, с. 330), Энгельс показал, что религия не отменяется, она умирает естеств. смертью по мере овладения обществом природными и соц. силами. В книге дается характеристика христианства как религии рабов и угнетенных, христ. представлений о равенстве, морали и ряда др. проблем. Энгельс доказывает, что только диалектико-материалистич. концепция составляет основу последовательно атеистич. миросозерцания, всякий иной подход к истолкованию мира неизбежно ведет к уступкам идеализму и религии. В «А.-Д.», по словам В. И. Ленина, разобраны величайшие вопросы философии, естест-вознаймд, наук. Эта книга — своего рода энциклопедий марксизма — служит делу воспитания марксист, мировоззрения, делу борьбы с бурж. и ревизионист. идеологией.

Источник: Атеистический словарь

"АНТИ-ДЮРИНГ"
полное название - «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» («Anti-Duhring», «Herrn Eugen Duhring's Umwalzung der Wissenschaft») - гениальное произведение Ф. Энгельса, подлинная энциклопедия марксизма; опубликовано впервые в виде серии статей в нем. с.-д. газ. «Vorwarts» в 1877—1878. По форме «А.-Д.» - полемич. произведение, направленное против нем. мелкобурж. философа Е. Дюринга, к-рый противопоставил марксизму идеи, являвшиеся эклектич. смесью вульгарного материализма и идеализма. Подвергая резкой критике взгляды Дюринга, Энгельс дал очерк марксистского решения осн. проблем философии, полит. экономии, социализма. В. И. Ленин очень высоко оценил эту книгу. Он писал: «...Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Соч. Изд. 5. Т. 2, с. И).
Развивая марксизм, Энгельс в своей книге разработал и дал классич. формулировку, в частности, осн. положений научного атеизма - о сущности религии, источниках и причинах ее возникновения, социальных корнях религии и ее реакц. роли в обществе, о способах и задачах борьбы с религией, условиях и путях ее преодоления и др. В философии, указывал Энгельс, может быть только два мировоззрения: материализм или идеализм. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма, - вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе «Анти-Дюринга»« (там же. Т. 18, с. 359). Дюринг уверял, что в своей философии он начисто разделался с богом. Но, вопреки этому, Энгельс показал, что теоретич. путаница во взглядах (признание первонач. толчка и т. п.) привела Дюринга к идеализму и религии. Критикуя Дюринга, Энгельс дал классич. определение сущности религии: «...всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20, с. 328). Далее Энгельс кратко изложил проблемы происхождения и истории религии, показывая социальные и гносеологич. корни последней. В связи с высказыванием Дюринга о «необходимости» запретить религию при социализме Энгельс отмечал, что строгие законы против религии лишь помогли бы ей «увенчать себя ореолом мученичества и тем самым продлить свое существование» (там же, с. 330). Энгельс указывал, что адм. мерами нельзя устранить религию, главное условие для ее преодоления - переустройство общества и ликвидация социально-экономич. основы, порождающей и питающей религию. Когда не будет социальных условий для существования религии, когда средства производства перейдут к трудящимся, тогда будет нанесен решит. удар по религии - постепенно «исчезнет и само религиозное отражение, по той простой причине, что тогда уже нечего будет отражать» (там же). Гениальные идеи марксизма, изложенные в «А.-Д.», развиты дальше в новых истор. условиях В. И. Лениным.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

“АНТИ-ДЮРИНГ”
название, под к-рым вошло в историю классическое произв. Энгельса “Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом”. В трех отделах книги всесторонне изложены три составные части марксизма: философия, политическая экономия и научный социализм. Непосредственное участие в создании “А.-Д.” принял Маркс, к-рый не только одобрил замысел Энгельса по созданию полемического труда против Дюринга, но и оказал автору деятельную помощь в сборе материала, написал для книги главу, посвященную критике взглядов Дюринга на историю политической экономии. “А.-Д.” был опубликован в 1877—78 в виде серии статей в центральном органе с.-д. партии Германии газете “Vorwarts”. Ленин называл “А.-Д.&” “удивительно содержательной и поучительной книгой” (Т. 2. С. 11). Во введении Энгельс прослеживает развитие философии, обосновывает историческую неизбежность возникновения научного социализма, подчеркивает, что благодаря открытию материалистического понимания &истории и разработке теории прибавочной стоимости Марксом “социализм стал наукой” (Т. 20. С. 27). В первом отделе книги содержится изложение осн. проблем материализма и диалектики, материалистического понимания истории. Здесь дан последовательно материалистический ответ на основной вопрос философии; раскрыто положение диалектического материализма о материальном единстве мира, изложен процесс его познания; освещается диалектико-материалистическое учение о пространстве и времени как осн. формах бытия, о единстве и неразрывности материи и движения; приводите” классификация осн. форм движения материи, являющихся предметом изучения различных наук; рассмотрены осн. законы диалектики и дано ее определение как науки о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого об-ва и мышления; уделено внимание вопросу о соотношении диалектики и формальной логики. С диалектико-материалистических позиций рассматривается также ряд вопросов естествознания и общественных наук (эволюционная теория Дарвина, роль органической клетки и сущность жизни, космологическая гипотеза Канта, проблемы морали, диалектика свободы и необходимости и т. д.). Во втором отделе Энгельс дает определение предмета и метода политэкономии, излагает учение Маркса о товаре и стоимости, о прибавочной стоимости и капитале, о земельной ренте, подвергает критике идеалистическую теорию насилия, рассматривает вопросы происхождения частной собственности и образования классов, раскрывает экономические предпосылки социалистической революции. В третьем отделе дается очерк истории и теории социализма, подчеркивается, что научный социализм есть теоретическое выражение пролетарского движения; показано, что осн. противоречие капитализма находит свое разрешение в пролетарской революции, после чего под руководством взявшего в свои руки политическую власть пролетариата уничтожается частная собственность на средства производства и начинается беспрерывное, ускоряющееся развитие производительных сил на основе общественной собственности на средства производства. Здесь также изложены взгляды Энгельса по ряду принципиальных вопросов создания будущего об-ва (о производстве и распределении, об уничтожении противоположности между физическим и умственным трудом, городом и деревней, о ликвидации классовых различий, об отмирании государства, об изменении форм семьи и воспитании и т. д.). “А.-Д.” — одно из важнейших произведений марксизма, сыгравшее значительную роль в систематизации и пропаганде его идей.

Источник: Философский энциклопедический словарь

 "Анти-Дюринг"
название, под к-рым вошла в историю книга Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный г. Евгением Дюрингом»; в ней всесторонне излагаются три составные части марксизма: 1) диалектический и исторический материализм, 2) политическая экономия и 3) теория научного коммунизма. В «А.-Д.» «разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (В. И. Ленин, т. 2, с. 11). Книга была написана Энгельсом в защиту марксистской теории от нападок мелкобуржуазного идеолога Дюринга, взгляды к-рого поддерживали некоторые члены молодой германской с-д. партии (напр., И. Мост). По просьбе В. Либкнехта Энгельс с мая 1876 j начал работать над серией статей, направленных против нового течения; статьи были опубликованы в 1877—78 в органе с-д. партии газете «Вперед» («Vorwarts»), хотя этому пытались помешать сторонники Дюринга. Маркс ознакомился с «А.-Д.» в рукописи и написал главу по истории политической экономии (X глава 2-го отдела). В 1878 книга была издана отдельным изданием и в том же году запрещена. «А.-Д.» состоит из трех отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Во Введении Энгельс дает очерк развития философии и показывает неизбежность возникновения научного коммунизма. В 1-м отделе он излагает основы диалектического и исторического материализма; дает материалистический ответ на основной вопрос философии, обосновывает положения о материальности мира, об основных закономерностях его познания, о времени и пространстве как формах всякого бытия, о единстве материи и движения. В «А.-Д.» дано изложение вопроса о формах движения материи и о классификации наук. Большое внимание Энгельс уделяет характеристике диалектики, ее основных законов, вопросу о соотношении диалектической и формальной логики. С позиций диалектического материализма в «А.-Д.» рассматриваются важнейшие проблемы естествознания: теория Дарвина, роль органической клетки и сущность жизни, космогоническая гипотеза Канта. С позиций материалистической диалектики Энгельс исследует также вопросы о морали, равенстве, свободе и необходимости и т. д. Во 2-м отделе Энгельс, критикуя взгляды Дюринга по вопросам политической экономии, дал определение предмета и метода политической экономии, изложил учение Маркса о товаре и стоимости, о прибавочной стоимости и капитале, о земельной ренте и т. д. Раскритиковав идеалистическую теорию насилия, Энгельс показал решающее значение экономики в развитии об-ва, объяснил происхождение частной собственности и клее-сое, подчеркнул прогрессивную роль насилия в революционные эпохи. В 3-м отделе Энгельс дает яркий очерк теории и истории научного коммунизма, выясняет его отношение к утопическому социализму, дает глубокое обоснование задач я путей коммунистического преобразования об-ва и излагает марксистское учение по ряду коренных вопросов социализма и коммунизма: о производстве и распределении при социализме и коммунизме, о государстве, семье, школе, об уничтожении противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом и т. д. Основные идеи «А.-Д.» нашли дальнейшее развитие, конкретизацию и уточнение в трудах В. И. Ленина, в Программе Коммунистической партии Советского Союза, принятой XXII съездом. В «А.-Д.» Энгельс дал образец последовательной защиты научного мировоззрения и интересов революционного пролетариата, образец марксистской непримиримости к извращениям науки и к оппортунизму в политике. Книга Энгельса и ныне служит пособием для овладения мировоззрением диалектического и исторического материализма, идейным оружием трудящихся в борьбе против буржуазной идеологии и всех отступлений от марксизма.

Источник: Философский словарь. 1963

«АНТИ-ДЮРИНГ»
название, под которым вышло русское издание произведения Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» («Herrn Eugen Duehrings Umwaelzung der Wissenschaft». Lpz., 1878). Первоначально публиковалась в виде серии статей в немецкой социал-демократической газете «Vorwaerts» с января 1877 по июль 1878.
Книга написана в форме критического анализа воззрений немецкого философа Дюринга, получивших некоторое распространение в рядах германской социал-демократии, с целью показать несостоятельность его претензий на якобы совершенный им переворот в философии и науке и его выступлений против марксизма. Полемика с «незначительным противником» позволила Энгельсу систематически изложить марксистские взгляды, основанные на последовательном проведении линии материализма и диалектики при решении проблем бытия и познания природы, общества и человека. В книге три отдела: философия, политическая экономия, социализм. Им предпослано введение, посвященное истории возникновения научного социализма. Прежде всего Энгельс отмечает ущербность метода, используемого Дюрингом,—-метода мысленного конструирования действительности из априорно принятых принципов. Выведение действительности из понятия Энгельс называет идеологией, противостоящей науке, для которой принципиален результат, а не исходный пункт исследования. Мир един не потому, что его мыслят единым. Его единство объективно и состоит в его материальности, что доказывается длительной историей развития философии и естествознания. Исходя из данных истории философии и современного ему естествознания, Энгельс дает диалектико-материалистическую трактовку категорий пространства, времени, движения, защищает науку, в частности теорию Ч. Дарвина, от ретроградной критики Дюринга. Он показывает, что в своем движении наука все более полно раскрывает объективную диалектику природы, что диалектика не навязывается ей философией, а вытекает из данных самой науки. Энгельс убежден, что именно диалектическое мышление соответствует естествознанию того времени, что вечных, твердо установленных истин, на которые ориентирован Дюринг, не так уж много в науке. По его мнению, наука в основном оперирует относительными истинами. Тем более это касается наук об обществе, отражающих изменчивую историческую реальность, взаимоотношение и борьбу общественных классов. В подходе к общественным процессам Энгельс противопоставляет априоризму Дюринга принцип историзма, применив его непосредственно к анализу морали и права. В классовом обществе сосуществуют кодексы морали разных классов. Но та мораль более «истинна» и прогрессивна, которой принадлежит будущее. Идея равенства в буржуазном праве выражала требование уничтожения классовых привилегий, идея пролетарского равенства—уничтожение самих классов. Признание относительной истинности научного знания не преуменьшает его значения. Лишь руководствуясь знанием о мире, его законах, человек может овладеть им. Свобода есть познанная необходимость и деятельность на основе этого познания. Отдел философии в «Анти-Дюринге» заканчивается характеристикой общих законов диалектики и принципов их применения: они служат методом исследования, а не средством доказательства тех или иных выводов. Прогресс научного познания мира делает излишним какую-то особую систему философии (натурфилософию), оставляя на ее долю теоретико-методологические проблемы. Но опора философии на науку остается, что явствует из, самой книги Энгельса.
Во втором отделе «Анти-Дюринга» наряду с разъяснением основных понятий и проблем политической экономии излагается и отстаивается материалистическое понимание соотношения экономики и политики, роли насилия в истории, происхождения классов. Дюринг считал насилие источником экономического неравенства и обосновывал это положение априорной «логической схемой» взаимоотношений двух изолированных индивидов, один из которых с помощью насилия порабощает другого. Энгельс показал, что «робинзонада» не дает адекватного объяснения. Порабощение возникает на определенном уровне развития производства, когда оно становится экономически выгодным. Для появления частной собственности требуются экономические предпосылки, которые создаются не насилием, а развитием производства. Возможности имеющихся в обществе средств насилия также зависят от развитости производства, что наиболее наглядно видно на примере оснащения современных армий. Классы исторически возникали не только путем завоеваний, превращения пленных в рабов, но и в результате разложения первобытной общины, когда люди, выполнявшие определенные функции в органах родового строя, превращали последние в органы политического господства, а сами становились правящим классом. Так что именно экономика является фундаментом политического насилия.
Завершает работу отдел, посвященный истории возникновения и характеристике теоретических принципов научного социализма (коммунизма). Переход от утопического социализма к научному был подготовлен теоретически К. Марксом и произведен на основе созданных им материалистической диалектики, материалистического понимания истории и теории прибавочной стоимости. Было доказано, что социализм есть продукт противоречий капитализма, который в ходе своего развития накапливает элементы собственного отрицания в виде мощных производительных сил, делающих излишними эксплуатацию и разделение общества на классы, и пролетариата — класса, способного осуществить исторически назревшую задачу смены капитализма социализмом. Новый общественный строй соответствует достигнутому уровню развития производства, устраняет классы и социальные антагонизмы и открывает возможность научного управления общественными отношениями. Переход к социализму—скачок из царства необходимости в царство свободы. Социализм представляется Энгельсу таким общественным укладом, в котором анархия производства сменится планомерностью, нивелируется противоположность города и деревни, умственного и физического труда, труд превратится в первую жизненную потребность, политика—в управление вещами и производственными процессами, произойдет отмирание государства, будет обеспечено всестороннее развитие личности и т. д. В творческом наследии Маркса и Энгельса данная работа является единственным систематическим изложением всех трех составных частей марксизма.
В. Ж. Келле

Источник: Новая философская энциклопедия

«АНТИ-ДЮРИНГ»
название, под к-рым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом». Эта полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее изложение трех составных частей марксизма - диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 2, с. И, прим.).
Создание «А.-Д.» было обусловлено не только теоретич., но и прямой политич. необходимостью. В 1875 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил с собств. разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли отклик среди части членов только что объединившейся с.-д. партии Германии. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счел своим парт, долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Разнообразие вопросов, о к-рых рассуждал в своих сочинениях Дюринг, дало Энгельсу возможность, наряду с обстоят, критикой взглядов Дюринга, развить в положит, форме марксистские взгляды в самых различных областях. Так возникло произведение страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над ним в сер. 1876. В рукописи он прочитал его К. Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, написал Маркс. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде большой серии статей в центр, органе с.-д. партии газ. «Vorwarts». После введения в 1878 исключит, закона против социалистов книга в Германии была запрещена.
Соответственно трем составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трех осн. отделов: «Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является борьба за последоват. диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма - вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе "Анти-Дюринга"...» (Ленин В. И., там же, т. 18, с. 359).
Во введении Энгельс дает очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновения науч. коммунизма, марксизма. Он доказывает закономерность смены осн. периодов в истории философии: наивная диалектика древности - метафизика 17-18 вв.- идеалистич. диалектика классич. нем. философии - материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создало науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, для выработки таким путем учения о прибавочной стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса - материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости - социализм превратился из утопии в науку. Вместе с тем здесь показано, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают развитие философии (гл. 1).
В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблемы материализма и диалектики, а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует последовательно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание - продукт человеч, мозга, а сам человек - продукт природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой. Мышление есть отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из действит. мира (гл. 3). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс. истина осуществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. 3 и 9). Единство мира состоит в его материальности (гл. 4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время суть осн. формы бытия (гл. 5). Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение есть способ существования материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя (гл. 6). Различные формы движения (механическое, физическое, химическое, биологическое) являются предметом изучения различных наук (гл. 6-7). Все науки можно разделить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого мышления - формальная логика и диалектика (гл. 9). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика - это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления (гл. 13). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность движения, переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. 12-13). С точки зрения материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук: значение космогонич. гипотезы Канта (гл. 1 и 6) и эволюц. теории Дарвина (гл. 7), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. 8), классовый характер морали (гл. 9), социальное равенство (гл. 10), соотношение свободы и необходимости (гл. 11).
Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет политич. экономии (гл. 1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции и революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. 2-4). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. 5-9). В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются нек-рые проблемы истории политэкономии.
В 3-м отделе Энгельс дает очерк истории и теории науч. социализма, показывает, что науч. социализм является теоретич. выражением пролет. движения и характеризует будущее, коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание истории, вскрывает осн. противоречие капитализма - противоречие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером произ-ва и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией произ-ва на каждом предприятии и анархией произ-ва во всем обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролет. революции. Пролетариат берет власть в свои руки и превращает средства произ-ва в обществ. собственность. Анархия в произ-ве заменяется планомерной организацией произ-ва в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в производит. труде. Труд превращается из тяжелого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы.
«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва», «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» и в работах В. И. Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. издания (Лейпциг, 1878; Цюрих, 1886; Штутгарт, 1894).
В 1880 по просьбе П. Лафарга Энгельс переработал 3 главы «А.-Д.» в популярную брошюру «Развитие социализма от утопии к науке», к-рая стала одним из самых распространенных произв. марксизма. По словам
Маркса, она представляет собой «...введение в научный социализм» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 245). В 1892 Энгельс написал введение к англ. изданию брошюры, нем. текст введения он опубликовал под назв. «Об историч. материализме».

Источник: Советский философский словарь

"АНТИ-ДЮРИНГ"
название, под к-рым вошло в историю классич. произведение Ф. Энгельса "Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом". "А.-Д." – полемич. работа, направленная против нем. мелкобурж. идеолога Е. Дюринга, содержит всестороннее изложение трех составных частей марксизма – диалектич. и историч. материализма, политич. экономии, теории науч. коммунизма. "Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии, естествознания и общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 2, с. 11). Создание "А.-Д." было обусловлено прямой политич. необходимостью. В 1875 Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь из вульгарного материализма, позитивизма и идеализма, выступил со своей собств. разновидностью мелкобурж. социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли сочувств. отклик среди части членов только что объединившейся (1875) с.-д. партии Германии. Наиболее активным дюрингианцем в партии стал И. Мост. При таких обстоятельствах В. Либкнехт обратился к Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс счел своим парт. долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся ревизии марксизма. Так возникло произведение, страстно-полемич. по форме и энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над "А.-Д." в мае 1876.В рукописи он прочитал его Марксу, а главу, касающуюся истории политич. экономии, Маркс написал сам. С янв. 1877 по июль 1878 "А.-Д." был опубликован в виде большой серии статей в центр. органе с.-д. партии – газ. "Vorw?rts". Опубликование "А.-Д." вызвало яростные нападки со стороны врагов марксизма. В 1877 на съезде с.-д. партии дюрингианцы пытались добиться прекращения публикации. После введения в 1878 исключит. закона против социалистов книга в Германии была запрещена. Соответственно трем составным частям марксизма "А.-Д." состоит из трех осн. отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм. Осн. содержанием книги является борьба за последоват., диалектич. материализм. "Либо последовательный до конца материализм, либо ложь и путаница философского идеализма, – вот та постановка вопроса, которая дана в каждом параграфе „Анти-Дюринга“" (Ленин В. И., там же, т. 14, с. 323). Во введении Энгельс дает очерк развития философии и обосновывает историч. неизбежность возникновения марксизма. Он доказывает закономерность смены осн. периодов в истории философии: наивная диалектика древности – метафизика 17–18 вв. – идеалистич. диалектика классич. нем. философии – материалистич. диалектика марксизма. Энгельс показывает, что распространение материализма на понимание истории общества создает науч. основу для изучения капиталистич. способа произ-ва, превращения социализма из утопии в науку. Вместе с тем Энгельс показывает, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают развитие философии, а возникновение диалектич. материализма приводит к коренному изменению самого предмета философии (гл. I). В 1-м отделе Энгельс излагает решение осн. проблем материализма и диалектики, а также материалистич. понимания истории. С самого начала он формулирует последовательно-материалистич. и диалектич. решение осн. вопроса философии. Сознание – продукт человеч. мозга, а сам человек – продукт природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой. Мышление есть отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из действит. мира (гл. III). Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс. истина осуществляется в бесконечном ряде относит. истин (гл. III и IX). Единство мира состоит в его материальности (гл. IV). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство и время – суть осн. формы всякого бытия (гл. V). Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение есть форма бытия материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя (гл. VI). Различные формы движения (механич., физич., химич., биологич.) являются предметом изучения различных наук (гл. VI–VII). Все науки можно разделить на 3 группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые организмы; историч. науки; особо выделяются науки, исследующие законы человеч. мышления – формальная логика и диалектика (гл. IX). Энгельс определяет соотношение этих двух наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и диалектики и соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика – это не только наука о мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеч. общества и мышления (гл. XIII). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность движения, переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. XII–XIII). С т.зр. материалистич. диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ. наук: значение космогонич. гипотезы Канта (гл. I и VI) и эволюц. теории Дарвина (гл. VII), роль органич. клетки и сущность жизни (гл. VIII); классовый характер морали (гл. IX), социальное равенство (гл. X), соотношение свободы и необходимости (гл. XI) и т.д. Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, дает определение предмета и метода политич. экономии (гл. I), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего фактора обществ. развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и политич. власти, рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич. революции и революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. II–IV). Энгельс излагает марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости, земельной ренты (гл. V–IX). В написанной Марксом X гл. рассматриваются нек-рые проблемы истории политич. экономии, в частности дается разгадка "Экономической таблицы" Кенэ. В 3-м отделе Энгельс дает очерк истории и теории научного социализма, показывает, что научный социализм является теоретич. выражением пролетарского движения, и характеризует будущее, коммунистич. общество (см. Коммунизм). Энгельс, опираясь на материалистич. понимание истории, вскрывает осн. противоречие капитализма – противоречие между производит. силами и производств. отношениями, между обществ. характером производства и частным характером присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией производства на каждом отдельном предприятии и анархией производства во всем обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит свое разрешение в пролетарской революции. Пролетариат берет власть в свои руки и превращает средства производства в обществ. собственность. Анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся развитие производит. сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в производит. труде; труд превращается из тяжелого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между умственным и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает гос-во. Коренным образом изменяется семья. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы (см. Необходимость и свобода). "А.-Д." явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги получили дальнейшее развитие в работах Энгельса "Диалектика природы", "Происхождение семьи, частной собственности и государства", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"и в работах Ленина. "А.-Д." стал "настольной книгой всякого сознательного рабочего" (Ленин В. И., там же, т. 19, с. 4). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. изд. (Лейпциг, 1878, Цюрих, 1886, Штутгарт, 1894). Г. Багатурия. Москва. С у д ь б а "А.-Д." в Р о с с и и . Благодаря тесной связи основоположников марксизма с рус. революц. движением "А.-Д." появился в России уже в 1878: Лавров получил экземпляр книги от Энгельса, Ковалевский – от Маркса (в 1884 Энгельс выслал экземпляр "А.-Д." также и Е. Паприц). В 1879 в редактируемом Ковалевским журн. "Критическое обозрение" (1879, No 15) была напечатана благожелат. рецензия на "А.-Д." Зибера, б?льшую часть к-рой составляли отрывки из книги. В журн. "Слово" (1879, No 11) под назв. "Диалектика в ее применении к науке" Зибер, не упоминая фамилии Энгельса, напечатал большое извлечение из "А.-Д." (неполный перевод 1-го отдела и первых трех глав 2-го отдела книги). Обещанное продолжение не появилось из-за цензурных препятствий. Царская цензура, к-рая квалифицировала "А.-Д." как "социалистический катехизис", "опасное орудие" с.-д. пропаганды, запрещала распространение и перевод книги (см. публикацию "Царская цензура о произведениях Ф. Энгельса", вступит. статья Ф. Константинова, "Красный архив", т. 4/71, М., 1935). Популяризация "А.-Д." в России имела большое значение ввиду значит. распространения дюрингианства в кругах рус. интеллигенции (работы Козлова, П. Милославского и др.), среди революционно-настроенной молодежи (см. Г. А. Лопатин – Энгельсу, 17 апр. 1878, в кн.: "Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями", 1951, с. 225–26). Идеи Дюринга брались на вооружение мелкобурж. писателями – Лавровым (после знакомства с "А.-Д." отношение Лаврова к Дюрингу существенно изменилось), Михайловским, Н. Русановым, Л. Тихомировым (см. В. Шульгин, "„Анти-Дюринг“ в России 70-х годов", "Звенья", VIII, М., 1950). Поэтому нападки народнич. "Русского богатства" на книгу Энгельса (статьи Михайловского, а также И. Б[русилов]ского, "Нечто о диалектическом методе", 1895, No 4; Н. Г. [X. Г. Житловского], "Материализм и диалектическая логика", 1898, NoNo 6, 7) не были случайны. В 80–90-е гг. было осуществлено неск. нелегальных изданий "А.-Д.". Напр., в нач. 80-х гг. сокращенный перевод "А.-Д." был издан моск. "Обществом переводчиков и издателей" (см. О. Калекина, Издание марксистской литературы в России конца XIX в., 1957, с. 89). В нач. 90-х гг. участники моск. марксистских кружков перевели ряд отрывков из "А.-Д." (см. Л. А. Левин, Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, 1948, с. 131). Отрывки из книги печатались и в журналах (см. тамже, с. 137), Главы о теории насилия были приложены к осуществленному В. Засулич и изданному (1884) группой "Освобождение труда" переводу брошюры Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке", пользовавшемуся большой известностью среди русских революционеров. Книга Энгельса изучалась в подпольных кружках Петербурга, Казани, Москвы, Самары, Нижнего Новгорода и др. городов. Идеи "А.-Д." широко использовались в русской марксистской литературе, в частности в работах Г. В. Плеханова. Ленин на протяжении всей своей деятельности постоянно обращался к "А.-Д." при освещении различных науч. проблем. Первое легальное издание "А.-Д." на рус. языке вышло в 1904 [изд. В. И. Яковенко, ПТБ., тираж 2450, ок. 50 цензурных вымарок, перевод Л. Мартова – "прямо плохой перевод, с ошибками" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 12, с. 85)]. В СССР "А.-Д." был издан 63 раза общим тиражом 2461 тыс. экз. на 18 языках (данные на 1 апр. 1960). А. Володин. Москва. Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, вып. 1; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Государство и революция, там же, т. 25, с. 367–73. Справочный материал к "А.-Д." см. вжурн. "В помощь марксистско-ленинскому образованию", 1941, No 1–5 и 9; Агол И. И., Основы марксизма ("Анти-Дюринг" Ф. Энгельса), 3 изд., М., 1926; ?ознер В., Энгельс в борьбе против Дюринга и дюринговцев, "Под знаменем марксизма", 1940, No 11; Ульман Г. С., К истории создания классического труда Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", "Вопр. философии", 1952, No 6; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", [М.], 1953; Макаров А. Д., О произведении Фридриха Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1953; ?ерелыгин Н. С., Вопросы социализма и коммунизма в труде Ф. Энгельса "Анти-Дюринг", М., 1955(Автореф. дисс.); Нарский И. С., Развитие марксистской философии в "Анти-Дюринге" Ф. Энгельса, [М.], 1958; Момджян X., Мощное оружие в борьбе за революционный марксизм, "Коммунист", 1958, No 10.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.