Анималистический жанрАнимизм

Аниматизм

Найдено 4 определения термина Аниматизм

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Аниматизм

первобытное верование в вездесущую безличную силу, определяющую жизнь людей.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиозные термины

АНИМАТИЗМ

от лат. animatus - одушевленный) — представление о безличной силе, действующей в природе, оживотворяющей ее и оказывающей влияние на жизнь людей, характерное явление для ранних форм религии. А. необходимо отличать от анимизма и от филос. учений гилозоизма и панпсихизма. С представлением о неперсонифицир. сверхъестеств. силе связывалась всякая удача человека, его успех на охоте, удача в морской добыче (напр., у эскимосов успех на войне (напр., у индейцев) и т. д. В зависимость от этой безличной силы ставилась плодовитость скота и урожай плодов и злаков. А. является, вероятно, одной из попыток целостного осмысления мира. В разнообразных трансформациях он присущ религиям всех континентов и всех стадий в истории религии.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

АНИМАТИЗМ

от лат. animatus – одушевленный) – вера в безличную одушевленность природы или отд. ее частей, характерная черта первобытных религий. Термин "А." введен англ. ученым Р. Мареттом в 1900. А. необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах. Мн. ученые считают А. более ранней стадией развития религии, чем анимизм. Сов. ученый Штернберг ("Первобытная религия в свете этнографии", 1936) выделил 3 ступени развития первобытного религ. мировоззрения: 1) вера в одушевленность всей природы (аниматизм), 2) "открытие духов" – личных нематериальных существ в природе, 3) вера в душу (собственно анимизм). Богораз-Тан различал 5 ступеней развития первобытного мировоззрения, первые три из к-рых относятся к А.: 1) всем предметам природы приписывается такая же жизнь, как у человека; 2) подмечается сходство отд. предметов с отд. частями человеч. тела; 3) предметы наделяются как бы двойной природой, они могут менять свою сущность, превращаться друг в друга; 4) появляется идея о том, что одна из этих двух сущностей – внешняя, видимая, а другая – внутренняя, скрытая, и эта последняя мыслится как человекообразное существо; 5) внутр. сущность предмета рассматривается как свободный, не связанный с материальной оболочкой дух (стадия А.) (см. В. Г. Богораз-Тан, Чукчи, ч. 2, Л., 1939, с. 1–4). Однако, выдвигая 5 ступеней формирования первобытной религии, Богораз-Тан указывал, что их различие условно, т.к. в действительности они взаимосвязаны и существуют одновременно. В современной науке остается спорным вопрос – можно ли считать А. явлением, предшествующим анимизму. Лит.: Marett R., The threshold of religion, L., 1909. С. Токарев. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

аниматизм

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus — одушевленный) — вера в существование сверхъестественной силы, распространенной повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин «А.» был введен в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии (см. Анимизм). Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей.         А.Н. Красников

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено схем по теме Аниматизм — 0

Найдено научныех статей по теме Аниматизм — 0

Найдено книг по теме Аниматизм — 0

Найдено презентаций по теме Аниматизм — 0

Найдено рефератов по теме Аниматизм — 0