АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Англокатолицизм
направление внутри англиканской церкви, зародившееся в 17 – 18 вв. Сторонники А. выступают за сближение англиканской церкви с католицизмом, за независимость церкви от гос. власти. А. пользуется поддержкой тех слоев об-ва, к-рые препятствуют нововведениям как в гос-ве, так и в церкви, стремясь сохранить свое привилегированное положение.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ
течение в англикан. церкви, возн. в 30-40-х гг. 19 в. среди оксфордских богословов, настаивавших на ка-толич. характере англиканства, а по существу на объединении с Римом в целях более успешной борьбы с рабочим и социалистич. движением, в части. — чартизмом. Активная агитация сторонников А. встретила решит, отпор верхушки англикан. церкви, что побудило руководителей А. - Ньюмена, Мэннинга и др. - перейти в католичество. Вскоре папа возвел их в кардинальское достоинство. Ньюмен и Мэннинг поддерживали ан-тисоциалистич. соц. программу клас. сотрудничества, сформулированную Львом XIII в энциклике «Рерум новарум». Сторонники А. в Англии оформились в самостоят. течение внутри англиканства, превратившись в наиболее консервативное его крыло. Располагают своими органами печати, собираются на конгрессы. Приверженцы А. рекрутируются в основном из среды англ. аристократии. А. имеет своих последователей в США. В наст. вр. англокатолики выступают за сближение всех христ. церквей.

Источник: Атеистический словарь

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ
течение внутри «высокой» англиканской церкви, тяготеющее к католицизму. Еще в XVII—XVIII вв. более реакц. англиканские богословы Эндрюс, Хукер, Лоуд и др. высказались за сближение с католицизмом для более успешной борьбы с рационализмом и свободомыслием. Они требовали введения в церк. культ католич. обрядности - свечей и ладана, сутаны, покаяния, исповеди и др. Нек-рые из сторонников А. выступили с защитой папского главенства в церкви. Эти тенденции были пресечены гос. властью. С 1840—1850 в связи с развернувшимся рабочим движением и обострением классовой борьбы в Англии А., поддерживаемый представителями высшего духовенства, оживился («оксфордское движение»). Руководители этой группировки Ныомэн, Мэннинг, Уайзмэн и др., не добившись возвращения англиканской церкви к католицизму, сами перешли в католичество (впоследствии они стали кардиналами). С 1860 А. имеет свой руководящий орган. С 1920 созываются ежегодные конгрессы представителей А., влияние к-рого проникло и в др. страны, в частности в США. В последние годы активность А. особенно усилилась.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Англокатолицизм
(AngloCatholicism).
Современное название той традиции в англиканстве, края раньше именовалась "высокой церковью". Само понятие "англокатолицизм" употребляется только с 1838 г., когда оно появилось в трактарианском, или Окефордеком, движении. Переход от прежде господствовавших в "высокой церкви" взглядов, придававших особое значение официальным эрастианским отношениям Церкви и государства, к обоснованию особых прав Церкви в вопросе апостольской преемственности епископов возглавили Э. Пьюзи, Дж. Кибл и Дж. Г. Ньюмен.
Раньше сторонники "высокой церкви" отвергали притязания нонконформистов на основании того, что они не входят в установленную законом Церковь Англии. Англокатолики почувствовали, что установившиеся взаимоотношения с секуляризирующимся государством скорее угрожают Церкви, чем укрепляют ее. Вместо этого они доказывали, что подлинность Церкви опирается на саму природу епископской власти (Трактат№1, 1833, из "Трактатов для нашего времени" [Tracts for the Times]). Поэтому рукоположение через епископов рассматривалось как сущность Церкви, без крой ее нельзя признать Церковью.
Принципам английской Реформации придавалось меньше значения. Англокатолики часто переходили в Католическую церковь, и многие стали подозрительно относиться к самому движению. Особенно поразил англичан переход в католицизм Дж. Г. Ньюмена.
Лучшие результаты научной и теологической деятельности этого направления можно увидеть в двух значительных трудах: Lux Mundi (1889) и Essays Catholic and Critical( 1926).
В настоящее время в англокатолицизме различаются четыре направления: (1)Кембриджское Камденское общество и продолжатели его традиций, придающие особое (отчасти  романтическое) значение английской истории, обрядам и одеяниям, принятым в Англии до Реформации; (2)либеральный англокатолицизм, менее авторитарный и более терпимый к либеральной теологии; (3)евангельские католики, пытающиеся соединить библейское и протестантское учения о благодати и Евангелии с традиционными догмами и особым церковным управлением, и (4)англокатолицизм римской ориентации, ставящий главной целью воссоединение англиканства с Католической церковью, причем не в рамках общего экуменического процесса, а ценой отказа от доктрин англиканской Реформации в той мере, в какой те противоречат постановлениям Тридентского собора.
Англокатолицизм уделял особое внимание учению о воплощении, теологии таинств и делам церковного управления.Среди его аудитории церковнослужители преобладали над мирянами.
С. F. Allison (пер. Д. о.) Библиография: W. L. Knox, The Catholic Movement in the Church oj England; D. Stone, The Faith of an English Catholic; O.Chadwiek, The Victorian Church, 2vols.; C. Gore, ed.. Liu Mttndi; G. Selwyn, ed.. Essays Catholic and Critical; O. Chadwick, cd.. The Oxford Movement; M. Ramsey, From Gore to Temple: An Era of Anglican Theology.
См. также: Англиканскоесодружество; Высокой церкви, движение; Оксфордское движение; Ньюмен, Джон Генри; Пьюзи, Эдвард Бувери; Кибл, Джон.

Источник: Теологический энциклопедический словарь