АНДО СЁЭКИ

Найдено 1 определение
АНДО СЁЭКИ
р. ок. 1700 – ум. в 50-х гг. 18 в.) – япон. философ-материалист и атеист, автор утопич. теории бесклассового общества. Род. в г. Акита. Врач по профессии, А. С. изучал медицину, зоологию, ботанику. На филос. развитие А. С. оказали влияние материалистич. идеи др.-кит. философии. В соч. "Истинно действующие законы природы" ("Сидзэн синэйдо"), "Истинное сообщение о всеобщем (едином) пути" ("То?о синдэн"), "Обзор жизни и деятельности Конфуция" ("Коси иссэй бэнки") выступал против религии – конфуцианства и неоконфуцианства, буддизма, даосизма и синтоизма, придерживаясь мнения, что сама материальная природа наделена "чувствующей" или "божественной" одухотворенностью. Гл. причиной несчастий народа считал учение конфуцианцев и князей буддийской церкви, подавляющее разум, волю и стремление людей. Отрицая мистич. теорию неоконфуцианцев о "великом пределе" (тайкеку) или "беспредельном" (мукеку), А. С. считал, что природа не имеет начала и конца, что она едина и действует самопроизвольно. Ее истинным законом является непрерывное становление, в к-ром жизнь и смерть диалектически связаны. "Жизнь и смерть это не раздельные вещи. Расширение (продолжение) от этого к тому мы называем жизнью для этого и смертью для другого. Сокращение (отступление) от этого к тому мы называем смертью для этого и жизнью для другого" ("Истинно действующие законы природы", Собр. соч. по япон. философии, т. 9, Токио, 1936, с. 258, на япон. яз.). А. С. требовал равенства между людьми, указывал на частную собственность как на источник социального неравенства. Он учил, что общность имущества "исцеляет от болезни эгоистических страстей". А. С. считал необходимым возвращение "к возделыванию земли собственным трудом", т.е. к обществ. строю, где все обязаны трудиться и где коллективный труд является основой благополучия и процветания общества, не знающего над собой ни светских, ни духовных властителей – князей, самураев и др. паразитирующих лиц и групп, "обворовывающих естественные законы природы". Соч. А. С. – "Истинно действующие законы природы" ("Сидзэн синэйдо"). В условиях жестокой цензуры при токугавском режиме соч. было ксилографировано в сокращ. варианте в 1753. Полный рукописный текст состоял из 100 разделов. В 90-х гг. 19 в. историк и текстолог Кано Кокити обнаружил рукопись. Однако, опасаясь преследований, он ее не опубликовал и передал текст сочинения в б-ку Токийского ун-та, где в 1923 во время землетрясения значит, его часть погибла от пожара. В наст, время сохранилось всего 15 разделов этого соч. Лит.: Кано Кокити, Андо Сеэки, в сб.: Сэкай с?т? (Идейные течения в мире), т. 3, Токио, 1928; Нагата ?ироси, Нихон юйбуцурон си (История материализма в Японии), Токио, 1949, с. 22–31; Иэнага Сабуро, Нихон киндай сисо си кэнкю (Исследование истории современной японской философии), Токио, 1954, с. 39–80; Саигуса Хирото, Нихон но юйбуцуронся (Японские материалисты), Токио 1956, с. 150–77; ?адуль-Затуловский Я. Б., Конфуцианство и его распространение в Японии, М.–Л., 1947, с. 181, 259, 346; История философии, т. 1, М., 1957, с. 207–10. Я. Радуль-Затуловский. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.