Анаксимандр

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АНАКСИМАНДР

ок. 611-545 до Р. X.) - ионийский натурфилософ, ученик и исследователь Фалеса. Его соч. "О природе" было первой философской работой, появившейся на греч. языке. Он первый поставил вопрос о "начале" всего сущего и определил это начало как принцип, апейрон. Апейрон (греч. apeiron - неопределенное) - это первовещество, бесконечность природы, нечто "божественное"; из него путем выделения возникают различные вещества.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Анаксимандр
610 - 540 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Анаксимандр ввел понятие первоначала всего сущего - "архе" ("начало", "принцип") и считал таким началом апейрон (нечто беспредельное). Апейрон содержит в себе противоположные начала (горячее и холодное, мокрое и сухое). Все бесконечное многообразие вещей, все миры возникли путем выделения из апейрона противоположностей и их борьбы

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АНАКСИМАНДР
ок. 610-546 до н. э.) — др.-греч. философ-материалист. Ввел понятие «архэ» - принцип, первоначало, лежащее в основе всех вещей. Таким первоначалом он считал алейрон (единую, вечную материю, порождающую бесконечное многообразие мира). А. принадлежит учение о бесчисленности возникающих и гибнущих миров. Земля, по А., неподвижна, покоится в центре мира. Солнце, луна и звезды возн. из огненной сферы. Животные произошли из воды без участия божеств, сил, люди — от рыб, к-рые, очутившись на земле, изменили свое строение и функции организма.

Источник: Атеистический словарь

АНАКСИМАНДР

древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции ранненаучного соч. “О природе”, не дошедшего до нас. А. ввел понятие первоначала всего сущего — “архе” (“начало”, “принцип”) и считал таким первоначалом апейрон. В апейроне возникает противоположность горячего и холодного; их борьба порождает космос; горячее проявляется как огонь, холодное превращается в небо на землю. А. дал первую формулировку закона сохранения материи. По космологической теории А., в центре вселенной находится Земля, имеющая форму плоского цилиндра. Вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное и звездное. А. впервые в истории высказал идею эволюции: человек, подобно др. живым существам, произошел от рыбы.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АНАКСИМАНДР
греческий философ (Милет, 610-547 гг. до Р.Х.). Ученик Фалеса, возглавивший после него Милетскую школу. Из его произведений до нас дошли лишь незначительные фрагменты. Но первую карту мира составил именно ,он, и именно он установил, что звезды вращаются вокруг Полярной звезды. Он объясняет мир, который именует бесконечным (апейрон), исходя из разделения противоположностей (например, горячее и холодное, сухое и влажное), разделяющихся, едва появившись. Всякое рождение -— разделение противоположностей, всякая смерть — возврат к их единству в бесконечном. Эта концепция предвосхищает теорию Гераклита. С именем Анаксимандра и трех других греческих философов Милетской школы связано зарождение греческой науки, т.е. всего комплекса западного научного знания.

Источник: Философский словарь

АНАКСИМАНДР
(ок. 610 - ок. 546 до н. э.) - др.-греч. философ, один из представителей милетской школы философов-материалистов. А. решительно отверг религ. мифы о происхождении мира. В основе всего мироздания, по А., лежит неопределенная, вечная и безграничная материя - «апейрон», к-рая находится в непрестанном движении и порождает бесконечное число разнообр. предметов. А. одним из первых выдвинул идею о множестве миров, возникающих и разрушающихся. Земля, по А., находится в центре Вселенной и окружена тремя небесными кольцами: солнечным, лунным и звездным. Органич. мир,, по его утверждению, произошел из воды, без к.-л. участия божеств, сил, под влиянием солнечного тепла. Мировоззрение А. представляет собой наивный взгляд на природу, но оно имело огромное истор. значение для последующего развития материалистич. философии и атеизма.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АНАКСИМАНДР
(Anaximander) — ионийский натурфилософ, родом из Милета, жил ок. 611—545 до н. э., ученик и последователь Фалеса. Его сочинение «О природе» было вообще первой философской работой, появившейся на греческом языке. Анаксимандр первым поставил вопрос о «начале» всего сущего и определил это начало как принцип, алейрон (греч. apeiron — неопределенное). Алейрон — это первовещество, бесконечность природы, нечто «божественное»; из него путем выделения возникают различные вещества.Тексты: Н. Diels, W. Kranz (Hgg.). Fragmente der Vorsokratiker, 1903, 1974; W. Capelle (Hg.). Die Vorsokratiker, 1935, 1968 (KTA 119); J. Mansfeld (Hg.). Die Vorsokratiker, 1986. (В рус. пер.: А. О. Маковельский. Досократики, 1914 Ч. 1; Антология мировой философии, 1969. Т. 1.4. 1; Фрагменты ранних греческих философов, 1989. Т. 1.) О. Gigon. Der Ursprung der griech. Philos. von Hesiod bis Parmenides, 1945, 1968; M. Heidegger. Der Spruch des A., in: Ders. Holzwege, 1950; С. H. Kahn. A. and the Origins of Greek Cosmology, New York, 1960; P. Seligman. The Apeiron of A., London, 1962; C. Classen. Ansätze, Amsterdam, 1986, S. 47—129; H. Schmitz. A. und die Anfänge der griech. Philos., 1988.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АНАКСИМАНДР
(610 - 340 гг. до н. э.) (милетская школа ионийской философии) - древнегреческий философ «фиэнса». Предполагают, что Анаксимандр был учеником Фалеса. Автор трактата «О природе», первого в европейской философской традиции научного сочинения в прозе, из которого дошел один отрывок. Возможно, именно Анаксимандр ввел понятие «архэ» в значении первоначала того, что лежит в основании сущего. Анаксимандр первоначалом называет алейрон, что означает безграничное, беспредельное, неопределенное по качеству. Алейрон, будучи количественно и качественно неограниченным, порождает другие вещи, ограничивая их различным образом. Апейрон не рождается и не умирает, т. е. вечен, в атом смысле он божественен. В отличие от Фалеса, Анаксимандр отвечает на вопрос, как из первоначала происходят все вещи. Хотя основа едина, но из нее рождаются противоположности. Рожденная противоположность пытается доминировать, расширить свои пределы, стать всем, т.е. Богом. Поскольку же элементы мира вода, земля, воздух, огонь должны находиться в пропорции, гармонии, то некоторого рода необходимость («справедливость») постоянно восстанавливает равновесие. Космогония Анаксимандра связана с учением о выделении противоположностей из апейрока. Из него возникают первые две противоположности: холодное и горячее. Холодное вначале является жидким, под воздействием горячего, огня, оно образует воздух, периферийные сферы. Огненная сфера рождает солнце, луну, звезды. Жидкий элемент, собираясь в земных впадинах, образует моря. Земля, имеющая форму цилиндра, ничем не поддерживается, находится в подвешенном состоянии, равноудаленная от всех частей. Из жидкого элемента под воздействием солнца рождаются первые элементарные живые организмы, из которых развиваются все более сложные животные.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Анаксимандр
ок. 610-ок. 546 до н.э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и родственником Фалеса. Ему приписывают авторство трактата «О природе», в котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других натурфилософских областей знаний. Анаксимандр признавал в качестве источника рождения всех вещей не «воду», не какое-либо отдельно взятое вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно, - апейрон. Это первовещество, апейрон, с давних пор и именуется «первоначалом» Анаксимандра. Апейрон, «беспредельное», порождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а из этих противоположностей образуются вещи. Анаксимандр полагал, что все в мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из алейрона. Теофраст пишет: «Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех» {МаковельскийА.О. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 381.
Большое значение имели космологические и космогонические представления Анаксимандра. Над землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки. Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное, лунное и звездное, Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались мифологические и рационалистические воззрения.

Источник: Великие философы: учебный словарь-справочник

АНАКСИМАНДР
(VI век до н. э.) – представитель Милетской школы (Иония, Малая Азия), ученый и натурфилософ, младший современник Фалеса. А. опубликовал первый прозаический трактат «О природе», из которого до нас дошел небольшой отрывок.
Согласно А., не мир в своих основах похож на человека, но человек, при всей его земной, телесной ограниченности, родствен миру благодаря наличию особой, возвышающей его и одновременно пугающей способности – разума. «Начало и основа всего сущего – апейрон». Апейрон – нечто беспредельное, безграничное, бесконечное, неопределенное. В процессе вращательного движения апейрона выделяются противоположности влажного и сухого, холодного и теплого. В результате образуются земля, вода, воздух и огонь. Земля подобна цилиндру или срезу колонны, неподвижно стоит в самом центре мира. Жизнь зарождается под воздействием небесного огня, на границе моря и суши, из ила. Первые живые существа, живущие в море, постепенно перебираются на сушу. Человек зародился внутри огромной рыбы, причем родился уже взрослым, а затем выбрался на берег.
Однако помимо этих догадок, где наряду с фантастическими образами можно обнаружить весьма здравые предположения, в сохранившемся фрагменте сочинения А. начинает звучать трагическая нота. «Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое всё исчезает по необходимости», неся наказание за «вину». В чем заключается вина всего существующего мира многообразных вещей? «Вина» – это собственная обособленность, уникальность, отдельность как отрицание беспредельного. Попытка противопоставить себя вечному, сбросить оковынеобходимости – преступна. «Гордыня» отдельного должна быть сломлена. В результате всякое отдельное существование обретает полный покой; агрессивность вещи, стремление нарушить собственную меру уравновешивается «возмездием» безмерного. Апейрон – это выражение чуждости мира «единого» человеку, погруженному в мир «многого». Связь человека с миром далека от привычных для мифа форм кровного родства. Никто не спасет человека перед лицом равнодушной вечности. Ответственность за собственное отдельное существование несет сам человек, на котором лежит проклятье становления. Но наказание одновременно есть избавление, оно похоже на награду. Для А. небытие – это необходимый посредник между миром единого и миром многого.

Источник: Краткий философский словарь.

АНАКСИМАНДР (610-540 до н.э.)
ионийский (из Милета) натурфилософ, ученик и последователь Фалеса. А. приписывают первое письменное прозаическое произведение ("О природе"). Считается также, что А. совершил несколько колониальных экспедиций, написав после этого ряд географических сочинений и первым изобразил границы тогдашнего мира на карте. А. сделал ряд инженерных изобретений, среди которых солнечные часы ("гномон") и др.; много занимался астрономией, пытался сравнить величину Земли с другими известными тогда планетами. А. был первым среди философов, провозгласившим в качестве первоначала апейрон — как нечто материальное, качественно неопределенное и бесконечное, что явилось значительным шагом вперед по сравнению с другими мыслителями, говорившими о каком-то одном и обязательно конкретном, качественном первоначале. Из апейрона путем выделения, по А., возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконечное во времени. (До Аристотеля слово "апейрон" у всех античных мыслителей, включая и А., выступало как прилагательное, т.е. атрибут некоего существительного). А. можно считать одним из прародителей античной диалектики, т.к. именно с него начинается ее предыстория. Так, рассуждая о различных видах существования первоначала, он выдвинул идею о равноправии материальных состояний. Влажное, согласно А., может высохнуть, сухое — увлажниться и т.д., т.е. речь шла о взаимосвязи и возможности взаимопереходов между различными состояниями материального, более того, противоположные состояния, по А., имеют под собой какую-то общую основу, будучи сосредоточены в этом едином — апейроне — из которого они все и вычленяются. Эти идеи А. проложили путь к одной из важнейших диалектических идей, выдвинутых последующей философской мыслью, — идее единства и борьбы противоположностей. А. приписывают одну из первых в интеллектуальной традиции Запада формулировок закона сохранения материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению"). Порождение оформленного Космоса у А. осуществляется через этап вычленения из "всеобъемлющего мирового зародыша", этап "разделения" влажного холодного ядра и огненной коры и этап взаимодействия и борьбы последних. А. ввел термин "закон" — апплицировав понятие общественной практики на природу. Полагал, что порождение всего живого обусловлено испаряемой солнцем влагой и, поэтому, происхождение людей можно объяснить изменением "животных другого вида", типа рыб.
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

АНАКСИМАНДР

ок. 610540 до н.э.)—древнегреческий естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель Милетской школы, согласно доксографам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненаучный прозаический трактат «О природе» (название, возможно, позднейшее), основное содержание которого составляли космогония, космография, этиология метеорологических феноменов. Представление об Анаксимандре как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно (сам термин архе— начало — скорее всего был неизвестен Анаксимандру, как и всем милетцам) и основано на некритическом следовании перипатетической доксографии. Для метода Анаксимандра характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии он исходит из общемилетского представления о «бесконечном объемлющем»— пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» Анаксимандра была неясна уже античным читателям его книги, возможно, ввиду архаического стиля. Термин апейрон (бесконечное), которым в доксографии обозначается «начало» Анаксимандра, неподлинен: Анаксимандр употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы (= пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069b22; Phys. 187a21) и Теофраста (ар. Simpi. Phys. 27, 11—23), Анаксимандр мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, таким образом, анаксагоровскую концепцию материи. Космогония Анаксимандра: 1-я фаза—«выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»), 3-я фаза—взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В l DK) Анаксимандр дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из которых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию ущерба в установленный срок времени». В космологии (космографии) Анаксимандр создал первую геометрическую модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрическая гипотеза и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, он создал первую географическую карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение Анаксимандра о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при всех существенных различиях, делает его античным предшественником Дарвина.

Источник: Новая философская энциклопедия

АНАКСИМАНДР

согласно Аполлодору, 610 - ок. 540 до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской школы, согласно доксографам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал первый ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название, возможно, позднейшее), основное содержание к-рого составляли космогония, космография, этиология метеорологич. феноменов. Представление об А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно ошибочно (сам термин «архе» - «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и основано на некритич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна фундаментальная роль бинарных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского представления о «бесконечном объемлющем» - пространственно безграничном телесном континууме, «объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели. Природа «объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду архаич. стиля. Термин апейрон («бесконечное»), к-рым в доксографии обозначается «начало» А., неподлинен; А. употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и нестареющей природы», «объемлющей все небосводы (= миры) и космосы ( = пространства) в них». Согласно достоверному свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl. Phys. 27, 11-23), А. мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ, предвосхищая, т. о., анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза - «выделение» из «объемлющего» мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза - «разделение» и поляризация противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза - взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В единственно сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Вещи уничтожаются в те же самые элементы, из к-рых они возникли, согласно предназначению: они выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный срок времени» («вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», к-рым они «возвращают долг» по истечении долгового срока). В космологии (космографии) А. создал первую геометрич. модель Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало геоцентрич. гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием Южного небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по вавилонскому образцу). Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб), при всех существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.

Источник: Советский философский словарь

АНАКСИМАНДР
????????????) Милетский (ок. 610–546 до н.э.) – древнегреч. философ-материалист милетской школы, автор первого в Греции стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. соч. "О природе", не дошедшего до нас. Впервые ввел в философию понятие "архэ" ("принцип"), под к-рым он разумел то, из чего все вещи возникают и во что они, уничтожаясь, разрешаются и что лежит в основе их бытия. Таким первоначалом всего существующего, к-рое А. называл апейрон (??????? – беспредельное), "неопределенной материей", является единая, вечная, бесконечная материя; она находится в вечном движении и порождает из себя бесконечное многообразие всего существующего: первовещество выделяет из себя противоположности теплого и холодного, и мировой процесс состоит в борьбе противоположностей, к-рая является причиной закономерного, совершающегося в определенном временном порядке возникновения и разрушения вещей. А. учил о бесчисленности миров, к-рые закономерно возникают и гибнут, о развитии животного мира. Т.о., его филос. концепция содержала значит, диалектич. моменты. Истолкование философии А. касалось гл. обр. понятия "апейрон". А. выдвинул учение о бесчисленности миров, что, вопреки ясному свидетельству первоисточников, отрицают нек-рые историки философии: Эд. Целлер ("История греческой философии" – Ed. Zeller, Die Philosophie der Griechen, TI 1, 1844), П. Таннери ("Первые шаги древнегреческой науки", рус. пер. 1902). Аэций же (Анаксимандр, А 17, Diels) в своем перечне философов, признававших бесчисленность миров, на первое место ставит А. Он же (там же) сообщает, что, по мнению А., бесчисл. миры отстоят друг от друга на равном расстоянии. Симпликий (там же) говорит, что в своем учении о бесчисленности миров Левкипп, Демокрит и Эпикур были последователями А. А. считал, что Земля неподвижно покоится в центре мира, и своим учением о трех небесных кольцах (солнечном, лунном и звездном), вращающихся вокруг Земли, положил начало теории небесных сфер. По свидетельству Диогена Лаэртского (II 2), а также Агафемера (Анаксимандр, А 6, Diels) и Страбона (там же), ссылающихся на Эратосфена, А. составил первую географич. карту, соорудил первые в Греции солнечные часы и астрономич. инструменты. Ф. Энгельс ("Диалектика природы", 1955, с. 147) и В. И. Ленин ("Философские тетради", 1947, с. 233) отмечали учение А. о развитии в органич. мире. А. учил о происхождении животных из воды без к.-л. участия божеств. сил. В частности, он утверждал, что люди произошли от рыб, к-рые, очутившись на земле, под влиянием новых условий жизни изменились в строении и функциях своего организма. Соч.: Diеls Н., Die Fragmente der Vorsokratiker..., 5 Aufl., Bd 1, В., 1934, S. 81–90; Маковельский ?., Досократики, ч. 1, Казань, 1914, с. 25–27. Лит.: Маковельский А., Астрономические учения древних философов (до Платона), Баку, 1925 (с. 116–18 учение А. о небесных кольцах); Дынник ?. ?., Очерк истории философии классической Греции, М., 1936, с. 22–23; Лурье С. Я., Очерки по истории, античной науки, М.–Л., 1947 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957, с. 76–77; Н?lsсhеr U., Anaximander und die Anf?nge der Philosophie, "Hermes", Wiesbaden, 1953, Bd 81, H. 3, 4. См. также лит. к статье Апейрон. А. Маковельский. Баку.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Анаксимандр
(ок. 610 – ок. 540 до н. э.)
«Основа мира – Беспредельное»
Следующий шаг в развитии натурфилософской мысли сделал Анаксимандр (хотя он родился и раньше Анаксимена), родом также из Милета. Выбор одной из стихий в качестве первоосновы показался ему неправомерным. Логика его размышлений была достаточно последовательна и убедительна. Если в роли первоначала признать один из земных элементов (пусть даже и вездесущий, как воздух), то этим нарушается пропорциональность их распределения в мире. А это противоречит закону справедливости (равновесия), который для всякого грека являлся основным в мироздании. Согласно Анаксимандру, все главные стихии – и земля, и вода, и воздух, и огонь – в равной степени участвуют в образовании и поддержании природных сил. А это означает, что сами они, в свою очередь, порождаются какимто еще более общим началом, которое невидимо обычному человеческому глазу. Логично представить, что начало это должно обладать поистине беспредельным, всеохватным характером, пронизывая не только весь земной мир, но и весь космос. Анаксимандр назвал его апейрон, что погречески значит «беспредельное».
Итак, «апейрон» – это не только беспредельное, но и вечное материальное начало, как бы содержащеев себе все земные элементы одновременно. Однако его самого никоим образом воспринять и ощутить невозможно. Из него возникает совокупность всех вещей физической природы, и в него же эти вещи возвращаются после своего разрушения. Но как конкретно это происходит? Здесь Анаксимандр делает попытку разрешить самую главную проблему натурфилософии: показать, каким именно образом из единого первоэлемента образуется бесконечное разнообразие свойств материального мира.
Все дело, говорит Анаксимандр, в том самом законе справедливости, благодаря которому поддерживается равновесие мировых стихий. Именно он является двигателем природного «калейдоскопа» веществ, причем наблюдать его действие можно постоянно и повсеместно. Так, например, мы легко можем заметить, что все элементы, явления и процессы в мире практически всегда находятся в различных противоположных состояниях: горячее – холодное, сухое – влажное, твердое – мягкое и т. п. При этом, как считает Анаксимандр, закон равновесия не дает ни одному из состояний возможности возвыситься, преодолеть другое. Как только гдето возникает или непропорционально увеличивается одно из них, тут же автоматически появляется или начинает усиливаться его противоположность. Таким образом удерживается баланс природных сил, мир же представляет собой беспрерывный круговорот взаимосвязанных процессов: горячее всегда охлаждается, влажное высыхает, быстрое замедляется и т. д.
Из идеи об «апейроне» Анаксимандр вывел и весьма любопытную космогонию – т. е. теорию о происхождении мироздания, космоса. Он объявил, что самыми первыми (и самыми основными) противоположными силами, выделившимися из «апейрона», были «горячее» и «холодное». Поначалу огненная сфера породила все небесные тела и светила. При их дальнейшем взаимодействии «холодное», с помощью того же «апейрона», превратилось в «жидкое», которое, скопившись в земных впадинах, образовало океаны и моря. Под воздействием Солнца в них зародились сначала простейшие организмы, а затем (уже на суше) и более сложные, вплоть до человека. Нетрудно увидеть, что в своей космогонии Анаксимандр, по сути, задолго до Чарльза Дарвина обозначил общие контуры знаменитой теории эволюции.
Однако полностью проблемы Анаксимандр все же не решил. Его теория «апейрона» дала только внешнее описание процессов зарождения многообразия в природе, но никак не их механизм. Решение этой задачи было впереди.

Источник: Философия. Краткая история.

АНАКСИМАНДР
АНАКСИМАНДР ????????????) из Милета (ок. 610 - после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно-философское сочинение греков, трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков западной физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А. дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей Античности и Средневековья до Коперника. Если в народных и поэтических представлениях Земля «растет» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии А. она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга А. - первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюцион-но - методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирическому наблюдению.     По ?., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии А. спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твердые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали землю, легкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звезды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчлененный видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине» - эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звездами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чем свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колеса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и йогибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (DK12 В 1). Все единичные существа (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».     Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детеныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида - неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. А. приписывается также изобретение астрономических инструментов — гномона и небесного глобуса.     Фрагм.: DKI, 81-90; Maddalena А. (ed.) Ionici. Testimonianze е frammenti. Fir., 1970; Colli G. La sapienza greca. Vol. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et t?moignages. P., 1991; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 116-129.     Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N. Y., 1960; Classen С J. Anaximandros, - RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (лит.); Idem. Anaximander and Anaximenes: the earliest Greek Theories of Change? - Phronesis 22, 1977, p. 89-102; Лебедев A. B. TO ???????: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, - ВДИ, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра, -Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.     А. В. ЛЕБЕДЕВ

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF

Оправдание отсутствия в эстетике: Гегель и Анаксимандр

Богатов Михаил Александрович
Читать PDF

Генезис научной космологии в философии Анаксимандра

Петряков Сергей Геннадьевич
Приведена реконструкция космологической системы Анаксимандра как первой научной картины Вселенной. Указана ее роль в развитии науки и космологии.

Похожие термины:

  • Анаксимандр из Милета

     (ок. 610—546 до н. э.) — древнегреч. философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции философского соч. «О природе», не дошедшего до нас А. первым ввел понятие первонача
  • Беспредельное в философии Анаксимандра

    Согласно порядку, принятому в истории философской мысли, об Анаксимандре говорят вслед за Фалесом и уж потом повествуют об Анаксимене. Но если иметь в виду логику идей, то скорее приходиться "распо