AMOR

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АМОРИ
Amaury), или А м а л ь р и к (Amalric) Ш а р т р с к и й (dе Chartres), или Б е н с к и й (de В?nе) (12 в. – 1206), – франц. мыслитель, пантеист. Преподавал в Парижском ун-те светские науки и теологию. Учение А. известно только по ряду его утверждений, приводимых враждебными ему авторами, гл. обр. Альбертом фон Больштедтом и Фомой Аквинским. Пантеизм А. в сочетании с мистич. учением о Христе оказывался в непримиримой оппозиции к офиц. церкви. В 1204 А. предстал для объяснений перед папой Иннокентием III, осудившим его учение и обязавшим его публично отречься от своих идей. А. учил, что "все – есть бог", "бог – есть все", каждый верующий есть "подлинный член тела Христа". Бог понимался им как субстанциональная сущность всех вещей. В разрез с церк. догмой, изображающей человека как "тварь божию" от природы греховным, а весь материальный мир объявляющей "тленом" ("суетой сует"), учение А. поднимало значение каждого человека, усматривая в нем присутствие бога, утверждало авторитет материального мира. Истоки пантеистич. учения А. находятся в идеях Иоанна Скота Эриугены и в натурфилос. традициях шартрской школы. Несомненна также связь идей А. с учением Иоахима Флорского. Учение А. получило широкое распространение среди горожан Парижа, а также среди сельского населения ряда провинций (см. Амальрикане). В 1215 папа Иннокентий III на 4-м Латеранском соборе запретил учение А. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 95–98; Lеу Н., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Сapеlle G. C., Autour du d?cret de 1210. III. Amaury de В?nе, Р., 1932; ?regеr W., Geschichte der deutschen Mystik im Mittelalter, TI 1, Lpz., 1874; ?aur?au В., Histoire de la philosophie scolastique, t. 1, pt. 1, Р., 1880, р. 83–107; Duhem Р., Le syst?me du monde. Histoire des doctrines cosmologiques de Platon ? Соpernic, t. 5, Р., 1917, р. 244–49; Grundri? der Geschichte der Philosophie, 12 Aufl., Bd 2, В., 1928. Б. Рамм. Ленинград.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

AMOR (love)
истинная добродетель, полнота добродетелей; исполнение Закона; явление душе в качестве добродетелей благодати , благодаря которой осуществляется причастие человека Богу; противоположность ненависти, осуществляющей приобщение человека к «ничто»; условие познания. По Августину: «Мы существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание» (Августин. О Граде Божием. М., 1994. Т. 2. С. 216). Тот, «кто поставил для себя правилом любить Бога и не по человеку, но по Богу любить ближнего, как самого себя, тот за эту, конечно, любовь называется человеком, имеющим благую волю» (Августин. О Граде Божием. Т. 3. С. 13 ). Слова amor, caritas, dilectio тождественны. Любовь может быть направлена как во благо, так и во зло. «Благая воля есть любовь добрая, а воля превратная - любовь дурная» (там же. С. 15). Исполнение Божественного закона любовью доказывает, что любовь есть глобальная различительная сила, выходящая за пределы завета, благодаря которой происходит распределение вещей в двузначном бытии - конечном и вечном - по иерархическому признаку: «этот добрый муж лучше другого доброго мужа» (Петр Абеляр. Диалог между Философом, Иудеем и Христианином // Петр Абеляр. Теологические трактаты. С. 365-366). Эта сила позволяет на основании благодати «прибавить нечто к предписанному долгом» (там же. С. 367); непринужденность в исполнении Закона; основание спасения («никто, обладающий любовью, не гибнет, но ни один в ней не уравнивается с другим» (там же. С. 367-368); избирательная способность души. Состояние души, при котором происходит созерцание Бога; любовь не имеет меры или границы, не относится ни к какой категории; трансценденталия; один из ликов истины. «Называется ли эта обретенная любовь, которая в небесной жизни, случаем или каким-либо иным качеством, не принесет никакой пользы ни одно из определений, потому что нельзя истинно познать ее иначе, чем на опыте, ибо он далеко превосходит всякий смысл любой науки. Столь ли важно для блаженства, считаем ли мы ее случайностью или субстанцией, или ни тем, ни другим, и, хотя мы кое-что говорим, сама она никак не изменится и не уменьшит нашего блаженства. И если ты тщательно взвесишь то, что ваши философы назвали акцидентальными и субстанциальными формами, то никакой субстанциальной формы ты не обнаружишь, потому что любовь присуща не всем, как не обнаружишь и акцидентальной формы, потому что, раз появившись, она не может более исчезнуть... Мы становимся истинно блаженными, принимая участие в видении Его и наслаждаясь Им. В этом видении при созерцании Его на нас изливается та Его высшая любовь» (там же. С. 387-388). Любовь связана с деятельностью, с познанием. По Августину, «философ есть человек, любящий Бога», «поскольку философия стремится к жизни блаженной, по любви к Богу находя в Боге наслаждение» (Августин. О Граде Божием. Т. 2. С. 23, 18). По Августину, «знание полезно лишь тогда, когда есть любовь; без любви же оно кичит, то есть приводит к гордости чрезмерно напыщенной» (там же. С. 94). Августин полагает единство любви, каким бы словом оно ни выражалось, ибо в Боге всякая любовь тождественна. Тесно связана с идеей блага. См. BONUM, CARITAS, COGNITIO, ESSE.

Источник: Латинский словарь средневековых философских терминов

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
88.36 кб

Генезис феномена Amor Dei в античной и раннехристианской философии

Близнеков Владимир Леонидович
В статье предпринята попытка анализа генезиса феномена Amor Dei в античной и раннехристианской философии в контексте взаимоотношения двух духовных источников современной европейской культуры античной онтологии и библейского Откров

Похожие термины:

  • AMOR FATI

    лат.) - вера в судьбу.