АМИДАИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АМИДАИЗМ
одно из течений в яп. буддизме, возникшее в 12 в. Название восходит к одному из гл. богов яп. пантеона — будде Амида (соответствует санскр. Амитаб) — владыке обетованной «чистой земли», где живут боги и перерождаются праведники. Осн. школы (или секты) А. — Дзедо («чистая земля») и Дзедосин («истинно чистая земля»). Канонич. различия между ними невелики. Гл. причина возникновения А. - потребность в отходе от сложностей и аристократизма предшествовавших школ, поиски форм буддизма, доступных восприятию крестьян. масс. На смену филос. тонкостям раннего буддизма в А. пришел культ одного только будды Амиды, подробно и красочно расписанные картины рая и ада и «легкий» путь спасения, к-рый требует от мирян только с искренней верой непрестанно повторять вслух или в душе формулу, прославляющую Амиду. А. стремился уменьшить разрыв в нормах поведения между духовенством и мирянами, в части. впервые разрешил будд. священникам вступать в брак.

Источник: Атеистический словарь

АМИДАИЗМ
иногда Амидизм) — одно из ведущих направлений буддизма на Дальнем Востоке, возникшее и оформившееся в 5—6 вв. в Китае. Получило название по имени гл. будды этого течения — Амиды. Канонич. текстами А. являются «Три сутры об Амиде», в к-рых отражены осн. догматич. положения данного направления. Целью адепта А. является возрождение после смерти в «чистой земле» Амиды, будд. рае, где ему уготована вечная счастливая жизнь. На учение А. о «чистой земле» несомненное влияние оказывали даосские представления о бессмертных, ведущих блаженное существование на далеком острове в океане. Возрождение в «чистой земле» возможно только при помощи будды Амиды, который дал обет перенести все живые существа после их смерти в свой рай. Верующий в спасительную силу Амиды должен молить будду о помощи, повторяя сакральную фразу «Слава будде Амиде!» и совершая благодетельные поступки. А. получил широкое распространение прежде всего среди сельского населения, хотя в число его приверженцев входила и какая-то часть имущих слоев. В Китае ведущей школой А. была Цзинту-цзун, теоретики к-рой систематизировали догматич. положение «Трех сутр об Амиде» и разработали доктринальный комплекс А. как религ. течения. В Японии, где А. приобрел исключит. популярность в 13 в., возникло четыре гл. школы в рамках этого течения — Юдзу нэмбуцу-сю, Дзедо-сю, Дзедо-синсю, Дзи-сю — идеологи к-рых предлагали несколько отличные друг от друга трактовки основополагающих амидаистских догм. А. Н. Игнатович

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

АМИДАИЗМ
установившееся в западной культуре и России название самого распространённого среди верующих религиозного направления в дальневосточном буддизме Махаяны (Великой колесницы). Название произошло от японской транслитерации имени главного Будды всех национальных форм и культовых, идеологических ответвлений этого конфессионального течения — Будды Амиды. Он является центральной фигурой и главным персонажем трёх канонических текстов (сутр), созданных в Индии на санскрите (на котором его имя произносится Амитабха) в I–IV вв. Эти тексты повествуют о небесной Стране счастья (Сукхавати, аналог рая монотеистических религий), куда после смерти возносятся почитатели Амиды, навсегда избавленные от круговорота рождений в мирах страдания. Согласно космологии индийского буддизма, Амитабха есть будда западной стороны вселенной. Там располагается его «Чистая страна (земля)» (яп. дзёдо), предназначенная для всех высоконравственных и любящих Будду Запада, для всех, кто получил толику помощи от его безмерной силы милосердия и сострадания. Переведённые на китайский язык, эти сутры стали догматической основой школы «Чистой земли» (кит. цзинту-цзун), формирование которой началось с деятельности Хуэй-юаня (334–416). В его трудах индийские идеи и принципы религиозной жизни были адаптированы к реалиями китайской культуры, а также были необычайно возвеличены заслуги и достоинства монахов — адептов культа Амитабхи (кит. Амитафо или Амитофо). Этих монахов предлагалось почитать так же, как императора Китая. Росту своей популярности ранний А. особенно обязан образу бодхисаттвы (просветлённого существа) Авалокитешвары — идеала деятельного сострадания, отвечающего самым разнообразным чаяниям простых верующих, которого китайцы стали называть Гуань-инь и отождествлять с местной богиней чадолюбия и родовспоможения. Культ Будды Запада проник в Японию из Китая в VIII в. С IX в. он получил развитие в школе тэндай. В ней учили постоянно твердить мантру (сокровенное речение): «Слава Будде Амиде (Наму Амида Буцу)», помогающую прийти к освобождению самым лёгким Путём, открыть в себе природу Будды (абсолютное единство сущего). Обещается, что уже в следующем рождении можно достичь Страны счастья при помощи спасительной силы Амиды, в роли которой часто выступает Авалокитешвара (яп. Каннон). Японцы считают, что первым учителем А. был основоположник Махаяны Нагарджуна (II–III вв.). В его комментарии на сутру «Десять стадий духовного роста» («Даща-бхумика-вибхаша») одна из глав — «Лёгкая практика» — содержит этические, теоретические, доктринальные и прочие постулаты этого религиозного направления. Простота культа и догматики, отказ от целибата монашества и активная мифологизация образа Амиды сделали это направление самым популярным среди сельского населения Японии. В XII–XIII вв. появились четыре уже собственно амидаистские школы (юдзу нэмбуцу-сю, дзёдо-сю, дзёдосинсю и дзи-сю), действующие до сего дня. В современной Японии насчитывается около 20 млн приверженцев этих школ и 27 тыс. храмов. Самая многочисленная (9 млн) — дзёдо-синсю. Широкое распространение А. получил также в Корее и Вьетнаме. Особенность вьетнамского А. состоит в активном вовлечении тантрических культов в практику ритуальных служб. Во всех названных странах и на Тайване это направление буддизма сегодня относится к ведущим.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.