АМЕРИКА

Найдено 1 определение
АМЕРИКА
философско-художественное эссе Бодрийяра ("Amerique". Paris, 1986). Посвящено осмыслению последствий возникновения на современном Западе все более обыскусствленной среды обитания, собственно философский анализ которых Бодрийяр впоследствии осуществил в книге "Прозрачность Зла" — см. "Прозрачность Зла" (Бодрийяр). Текст "А." выстроен в жанре путевых заметок странствующего по стране философа. Внешне американские города напоминают Бодрийяру "нечеловеческие черты внеземного объекта", созданного "транссексуальной капиталистической надменностью мутантов". Это "симметричная, светоносная, властвующая абстракция", где даже религия смогла сделаться "спецэффектом". По мысли Бодрийяра, "бесчеловечность нашего запредельного, асоциального и поверхностного мира" отыскивает свою "эстетическую и экстатическую" форму в великих американских пустынях. Именно они символизируют "экстатическую критику" современной культуры. Отсутствие у США прошлого, которое можно было бы осмыслить, позволяет Бодрийяру сделать вывод, что Америка — "единственно реально существующее первобытное общество", хотя и принадлежащее будущему. Америка — страна — "оригинальная версия современности", именно ее города находятся в центре мира. Европейцы ("дублированная или с субтитрами" версия современности) безнадежно отстали от "ограниченности, способности к переменам, наивного отсутствия чувства меры и социальной, расовой, морфологической, архитектурной эксцентричности" американского общества. Менее всего способны проанализировать его, по мнению Бодрийяра, сами американские интеллектуалы, "драматически чуждые конкретной, невероятной мифологии, которая творится вокруг". Америка — гиперреальность, ибо являет собой утопию, которая "с самого начала переживалась как воплощенная". Для Европы характерен "кризис исторических идеалов, вызванный невозможностью их реализации". У американцев — "кризис реализованной утопии, как следствие ее длительности и непрерывности". (Ср. у О.Паса: Америка создавалась с намерением ускользнуть от истории, построить утопию, в которой можно было бы укрыться от нее.) Истина этой страны способна открыться лишь европейцу, ибо только он в состоянии рассмотреть в Америке "совершенный симулякр, симулякр имманентности и материального воплощения всех ценностей" (см. Симулякр). В этом средоточии богатства и свободы, когда "все доступно: секс, цветы, стереотипы жизни и смерти", всегда стоит, по Бодрийяру, один и тот же вопрос: "Что Вы делаете после оргии?". Оргия окончена, освобождение состоялось, — фиксирует Бодрийяр, — "... секса больше никто не ищет, все ищут свой "вид" (gender), то есть одновременно свой внешний вид (look) и свою генетическую формулу. Теперь мы выбираем не между желанием и наслаждением, а между своей генетической формулой и собственной сексуальной идентичностью (которую необходимо найти)". Философ видит вокруг себя субъектов "полного одиночества" и "нарциссизм, будь он обращен на тела или на интеллектуальные способности". Тело выступает здесь в качестве "объекта иступленной заботы": "мысль о физическом или нервном истощении не дает покоя, и смысл смерти для всех заключается в ее постоянном предупреждении". Речь не идет, согласно Бодрийяру, чтобы быть или даже иметь тело, необходимо быть подключенным к нему: тело являет собой "сценарий", осуществляющийся посредством разнообразных "гигиенических реплик". Характеризуя миссионерство и анабаптизм Америки, Бодрийяр отмечает акцентированно расширенную концепцию американских музеев: "все заслуживает сохранения, бальзамирования, реставрации". Американцы, — пишет философ, — "... прозевав настоящее крещение, мечтают все окрестить во второй раз, и только это позднейшее таинство, которое, как известно, повторение первого, только куда более подлинное, для них имеет значение: вот совершенное определение симулякра /подчеркнуто мной — А.Г./". Одним из следствий такого культурного состояния выступает то, что американцы сражаются "двумя важнейшими видами оружия: авиацией и информацией. Иными словами: это реальная бомбардировка неприятеля и электронная всего остального мира... Такие армии не нуждаются в территории... Война /во Вьетнаме — А.Г./ была выиграна одновременно обеими сторонами: вьетнамцами на земле, а американцами в электронном ментальном пространстве... Одни одержали идеологическую и политическую победу, другие извлекли из всего этого Апокалипсис сегодня, который обошел весь мир". По мысли Бодрийяра, "если европейское мышление характеризуется негативизмом, иронией, возвышенностью, то мышление американцев характеризуется парадоксальным юмором свершившейся материализации, всегда новой очевидности ... юмором естественной видимости вещей". Европе присущ "тревожный синдром deja vu /см. Deja-vu — А.Г./ и мрачная трансцендентность истории". Свобода и равенство приобрели в Америке не-европейский облик. Как отмечал А.Токвиль: "Я упрекаю равенство вовсе не в том, что оно вовлекает людей в погоню за запрещенными наслаждениями, а в том, что оно полностью поглощает их поиском наслаждений дозволенных". Парадокс Токвиля, по мысли Бодрийяра, состоит в том, что американское общество тяготеет одновременно к абсолютной незначимости (все вещи стремятся к тому, чтобы уравняться и раствориться в общем могуществе) и к абсолютной оригинальности. Америка — это "гениальный универсум, появившийся благодаря неудержимому развитию равенства, пошлости и незначимости". В своем коллективном сознании американцы "больше предрасположены к моделям мышления XVIII века: утопической и прагматической, нежели к тем, которые были навязаны Французской революцией: идеологической и революционной". Как подчеркивает Бодрийяр, "в американской системе поражает то, что не существует никакой заслуги в неподчинении закону, нет престижа в нарушении закона или несогласии с ним": этот конформизм "сближает американское общество с обществами первобытными, где с нравственной точки зрения было бы абсурдно не соблюдать правил, установленных коллективом". Такой конформизм оказывается "следствием пакта, заключенного на уровне нравов, совокупности правил и норм, предполагающих в качестве принципа функционирования почти добровольное согласие, тогда как в Европе распространилось чуть ли не ритуальное неподчинение собственной системе ценностей". Согласно Бодрийяру, "гарсон из сартровского кафе ... изображает свободу и равенство с нами, ничего этого не имея. Отсюда несчастная надуманность его поведения, свойственная у нас почти всем социальным классам. Этот вопрос о равенстве нравов, свободе нравов, не только не был никогда разрешен, но даже не был по-настоящему поставлен в нашей культуре. [...] В Америке ... люди почти естественно забывают о разнице положений, отношения строятся легко и свободно". Европейская культура — культура "переуплотненности", американская культура — демократическая культура пространства. Движение — естественное занятие для американца, природа — граница и место действия. По мысли Бодрийяра, "в этом нет ничего от вялого романтизма и галло-романского покоя, из которого состоит наш досуг". Отпуск стандартного француза суть "деморализующая атмосфера свободного времени, вырванного у государства, потребляемого с плебейской радостью и показной заботой о честно заработанном досуге. В Америке свобода не имеет статичного или негативного определения, ее определение пространственное и мобильное". Осмысливая в этом контексте специфику американской демократии, Бодрийяр отмечает: "... свобода и равенство, так же как непринужденность и благородство манер, существуют только как изначально данные. В этом и есть демократическая сенсация: равенство дается в начале, а не в конце ... Демократы требуют, чтобы граждане были равны на старте, эгалитаристы настаивают, чтобы все были равны на финише". Америка есть реализованная антиутопия: антиутопия безрассудства, де-территоризации, неопределенности субъекта и языка, нейтрализации всех ценностей, конца культуры. Согласно Бодрийяру, "тайна американской реальности превосходит наши вымыслы и наши интерпретации. [...] В этом смысле вся Америка представляет собой для нас пустыню". Культура здесь "приносит в жертву интеллект и любую эстетику, буквально вписывая их в реальное". Нового в Америке — шок первого уровня (примитивного и дикого) и третьего типа (абсолютный симулякр). Европе это трудно понять, ибо она, — констатирует Бодрийяр, — всегда предпочитала второй уровень — уровень рефлексии, раздвоения, несчастного сознания. Безжизненный и завораживающий Новый Свет девальвировал все европейские ценности, для Старого Света Америка — "страна без надежды". А.А. Грицанов, О.А. Грицанов

Источник: Постмодернизм. Энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
255.02 кб

Между национальным и универсальным: Америка и Россия в политической мысли М. Н. Эпштейна

Акопов Сергей Владимирович
Статья посвящена анализу идейно-символической составляющей политической мысли М. Н. Эпштейна. Рассматривается влияние интерпретации прошлого Америки и России на его политическое мировоззрение.
Читать PDF
297.80 кб

«Американская мечта» в социокультурной динамике

Матвеева Ольга Юрьевна
Статья посвящена анализу утопической идеи о обществе свободы получившей свое воплощение в Американской мечте и оказавшей влияние на все стороны социокультурной жизни СШАThe article is devoted to the utopian idea of freedom society
Читать PDF
6.57 мб

Американская антиэссенциалистская философия искусства

Вальковский Антон Васильевич
Анализируются основные положения современной американской антиэссенциалистской философии искусства. Исследуются структура и механизм функционирования мира искусства.
Читать PDF
182.31 кб

2013. 04. 003. Симпозиум: современная Российская и американская философия во взаимодействии. Symposi

Цибизова И. М.
Читать PDF
445.80 кб

96. 01. 006-008. Постмодернизм и американская философская традиция. (сводный реферат)

Гулыга О. А.
Читать PDF
4.96 мб

Современная американская философия: особенности, философские направления, проблемы

Пьянзин Э.П.
Читать PDF
356.37 кб

Англо-американская антрополлогия: проблемы метода

Любутин Константин Николаевич, Просекова Марина Николаевна
Читать PDF
1.06 мб

ПАТНЭМ И "АМЕРИКАНСКАЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ"

Джохадзе Игорь
Читать PDF
390.15 кб

Американский деконструктивизм: за и против

Цурганова Е. А.
Читать PDF
724.63 кб

Американская философия классического периода: реализм и прагматизм

Красиков Владимир Иванович
В статье анализируются ментальное своеобразие духовного склада американского суперэтноса и сложившиеся на его основе самобытные философские направления.
Читать PDF
423.61 кб

Интенциональность: американская точка зрения

Никоненко Сергей Витальевич
Статья представляет трактовку понятия «интенциональность» в феноменологически ориентированной аналитической философии сознания США в сопоставлении с феноменологией Э. Гуссерля.
Читать PDF
654.41 кб

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ПОПЫТКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕРЕЗ КАТЕГОРИЮ "РЫНКА"

Куликов Михаил Вячеславович
Исследуется вопрос своеобразия американской философии.
Читать PDF
156.98 кб

Инструментализм Дж. Дьюи: paideia по-американски

Циплакова Юлия Владимировна
Прагматизм Джона Дьюи представлен в статье как целостная философская позиция в противоположность пониманию его как обыденного утилитаризма.
Читать PDF
171.24 кб

Фанатики мечты (Вл. Соловьёв в отношении к американским трансценденталистам и романтикам)

Кузин Ю. Д.
Читать PDF
171.24 кб

Фанатики мечты (Вл. Соловьёв в отношении к американским трансценденталистам и романтикам)

Кузин Ю. Д.

Похожие термины:

  • ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА

    3.0. Месоамериканский ареал является своего рода американским эквивалентом западноазиатского региона, где в древности находились могущественные государства: Вавилония, Ассирия и Финикия. В прошл
  • СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

    2.0. Американские индейцы, как показывает нам превосходная книга Элемира Дзоллы «I litterati e lo sciamano», 1969, никогда не получали однозначной оценки со стороны колонизаторов, уничтоживших их культуру. Как
  • ЮЖНАЯ АМЕРИКА

    4.0. Южная Америка — обширная территория, коренное население которой отличается поразительным разнообразием. И хотя любое деление на ареалы не в состоянии отразить всю пестроту ее этнического со
  • Американизм

    (Americanism). Споры по поводу "американизма", имевшие место в кон. XIX в.,  тот редкий случай, когда события в США оказали непосредственное религиозное влияние на Европу. У прибывших в Америку новых иммигра
  • АМЕРИКАНО-ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКИ

    особенно эффективно функционировала в середине XX в. Основателем ее является Американский философ и социолог Л. Мэмфорд, который в работе «Техника и цивилизация» (1934) предлагает технократическую к
  • ГОЛОС АМЕРИКИ

    государственная радиослужба США, осуществляющая внешнеполитическую радиопропаганду (см. Империалистическая радиопропаганда). Основана в 1942. Расположена в Вашингтоне. Организационно входит в со
  • АМЕРИКАНОЦЕНТРИЗМ

    одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая США как форпост человечества и место создания абсолютно новой культуры. Исторически американское национальное сознание включало в себя г
  • Англо-американская философия последних десятилетий. Философский анализ и метафизика

    Позитивное отношение к метафизической проблематике, сложившееся в аналитической философии еще в конце 50-х годов, продолжает оставаться характерным и для философии наших дней, о чем свидетельству
  • Англо-американская философия последних десятилетий. Новые аргумента элиминативизма

    Наиболее ярким представителем нового поколения сторонников элиминатизизма является американский философ Пол Черчленд (позиции элиминативизма в свое время придерживались П.Фейерабенд, Р.Рорти и
  • Англо-американская политическая культура

    характеризуется секулярными установками (политика воспринимается преимущественно как соперничество групповых интересов, но не столкновение идеалов), гомогенностыо — общенациональным консенсу
  • АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

    обозначение комплекса общих идей, концепций, теорий, характерных для социально-политической мысли Великобритании и США. Эта традиция зародилась на рубеже Средних веков и Нового времени, когда нач
  • АМЕРИКАНСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

    - одна из ведущих нац. школ, в широком смысле - амер. антропол. традиция. В рамках А.а.ш. сформировался ряд направлений, опирающихся на собственную методологию и методику исследования, отчетливо обра
  • АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    помест. автокеф. церковь. Началом ее существования считается учреждение на Аляске в 1793 синодом рус. правосл. церкви Духовной миссии для Америки, а затем Кадьякского викариатства Иркутской епархии,
  • АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

    общее название философии Северной Америки и латиноамер. стран. Наряду с влиянием, оказываемым на нее западной философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обуславливаются различиям
  • Американская историческая школа

    в антропологии, или амер. школа истор. этнологии (школа Боаса) - направление, определившее развитие амер. антропол. мысли с к. 19 до 40-х гг. 20 в. Название "историческая" подчеркивало отличие амер. школы о
  • Американская организация семьи

    ведущая американская организация по борьбе с -культами. Была основана в 1979г. группой родителей, обеспокоенных обращением их детей в новые религии. В организацию входят психологи, активисты по борь
  • Американский критический реализм. Философия Джорджа Сантаяны

    Американские философы, опубликовавшие свои статьи в программном сборнике "Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы познания", еще в меньшей степени, нежели неореалисты, сос
  • Американский неореализм

    В 1910 г. группа американских философов выступила с манифестом "Программа и первая платформа шести реалистов"´. В группу входили Э. Холт, У. Марвин, У. Монтегю, Р.Б. Перри, У. Питкин, Э. Сполдинг. В 1912 г.
  • Американский стандартный код для обмена информацией

    (American Standard Code for Information Interchange, сокращенно ASCII, или аски-код). Аналогичен азбуке Морзе, в которой комбинации точек и тире обозначают буквы алфавита, цифры и знаки препинания. В аски-коде используются д
  • ОРГАНИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

    региональная политическая организация, в к-рую входит 31 страна Латинской Америки и Карибского бассейна, а также США. Образована в 1948. 20 стран являются постоянными наблюдателями при ОАГ (ФРГ, Япония