АЛЬТРУИЗМ

Найдено 28 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Альтруизм
(alter другой) учение или настроение, требующее любви к другим. Это неудачное выражение употребляет Авг. Конт.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Альтруизм
(от лат. alter – другой) – нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

Альтруизм
от лат. alter - другой) - направленность личности, при которой основным мотивом ее поведения являются интересы другого человека или социальной общности.

Источник: Человек и общество. Культурология

АЛЬТРУИЗМ
Лат.) От alter - другое. Свойство, противоположное
эгоизму. Деяния, направленные на то, чтобы делать добро другим,
не считаясь с собой.

Источник: Теософский словарь

Альтруизм
принцип поведения, основанный на бескорыстном принесение блага другому человеку. А. характерен для этики буддизма и особенно христианства («Возлюби ближнего как себя самого»).

Источник: Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»

Альтруизм
от лат. alter – другой) – самоотверженное, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Источник: Биомедицинская этика. Краткий словарь терминов

Альтруизм
лат. alter – другой) – бескорыстная забота о благе других людей. Альтруизм противоположен эгоизму. нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, термин введен О. Контом как противоположный по смыслу эгоизму.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Альтруизм
от лат. alter - другой, иной) мировоззренческая позиция с присущим ей нравственным принципом поведения, суть которого в способности жертвовать собой, своими интересами ради блага других и в том, чтобы бескорыстно служить другим людям. Противоположен эгоизму и
эгоцентризму.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

АЛЬТРУИЗМ
термин, созданный в 1830 г. Контом и означающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Признаки альтруизма: привязанность, уважение, доброта. На взгляд составителя словаря, является одной из форм проявления мудрости человека. Альтруизм – принцип морального поведения (противоположный гедонизму, а в некоторой степени – и утилитаризму).

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АЛЬТРУИЗМ
франц. altruisme, от лат. alter - другой) - идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия; нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму (см. Эгоизм). "Vivre pour altrui" ("жить для другого") - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего. См. также Пассивизм, Любовь к ближнему.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АЛЬТРУИЗМ
одна из форм общественного поведения человека, осуществляемого ради пользы других, бескорыстная забота о благе, других, не считающаяся с личными интересами. Противоположен эгоизму. Альтруизм бывает неосознанным (в процессе эволюции живого при естественном отборе) и осознанным (в процессе культурной эволюции, присущей человеку). Сообщества, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются более жизнестойкими, чем те, члены которых, прежде всего, заботятся о собственном благополучии.

Источник: Тематический философский словарь

Альтруизм
 (лат. alter — другой) — бескорыстное служение др. людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами. Термин введен в философию Контом. А. противоположен эгоизму. В буржуазной этике понятие «А.» сливается с религиозными моральными учениями о любви к ближнему, всепрощении и т. п., к-рые служат прикрытием эгоистической эксплуататорской сущности капитализма. Лишь мораль коммунистическая, отвергая насилие и эксплуатацию, раскрывает подлинную природу А. как единства, гармонии личных и общественных интересов.

Источник: Философский словарь. 1963

АЛЬТРУИЗМ

(от лат. alter - другой) - в этике характеристика неэгоистических поступков человека, в которых выражается его готовность и способность человека действовать в интересах других людей, оставляя свой личный интерес на втором плане. В философии нет единого мнения об источнике и реальном значении этой способности, но отмечается, что она не всегда является выражением любви к ближнему. Иногда христианскую этику называют альтруистической, но альтруизм вовсе не требует жертвенной любви к ближнему, образец которой дал Христос (Ин.15.13).

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

АЛЬТРУИЗМ
(Altruismus; от лат. alter и фр. autrui — «другой») — идущая от Конта характеристика мыслей и действий, лишенных эгоизма. «ЖИТЬ ДЛЯ другого» — эти слова должны быть эпиграфом к моральным требованиям будущего. Согласно материалистическим толкованиям, за альтруизмом кроется неосознанное ожидание вознаграждения. См. также Эгоизм, Пассивизм, Любовь к ближнему.
W. G. MacLagan. Seif and Others, in: Philos. Quart. 4 (1954); T. Nagel. The Possibility of Altruism, Oxford, 1970; R. D. Milo (ed.). Egoism and Altruism, Beimont Calif, 1973; J. v. Kempski. Zur Problematik altruist. Maximen, in: ZphF 30 (1976).

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

АЛЬТРУИЗМ
термин, созданный в 1830 г. Контом и означающий бескорыстную заботу о благе ближнего. Признаки альтруизма: привязанность, уважение, доброта. Задача психологии — выяснить, является ли альтруизм естественной склонностью, инстинктом, или же это результат рефлексии, как самопожертвование. В сущности, альтруизм, как и его противоположность — эгоизм, предполагает уже сформировавшуюся личность, обладающую индивидуальным сознанием. Следовательно, врожденный инстинкт тут ни при чем: мы ответственны за свои поступки — как альтруистические, так и эгоистические. Альтруизм — принцип морального поведения (противоположный гедонизму, а в некоторой степени — и утилитаризму).

Источник: Философский словарь

Альтруизм
фр. altruisme от лат.alter -другой) моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. Альтруизм зарождается в условиях цивилизации выходит за пределы эгоизма, абсолютом которого является “единственно я сам”. Понятие альтруизма было введено О.Контом как обобщение принципа “жить для других”, существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой и идеями французского Просвещения ( Ж.-Ж. Руссо). образец человеческого поведения в межличностном общении, основанного на неэгоистической любви - агапе. А. – нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага. В качестве морального требования альтруизм формулируется в противоположность эгоизму.

Источник: Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

АЛЬТРУИЗМ
лат alter — другой) — нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении др. людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами, противоположен эгоизму. Термин А. введен в философию Контом, положившим принцип А. в основу своей этической системы. Он связывал моральное совершенствование человека свое питанием в людях чувства А., противопоставляя его эгоизму Отдельные идеи А. развивались в более ран них этических учениях — ранним христианством, Франциском Ассизским (средние века), в новое время — просветителями (Юм, А. Смит, Pуcсо, Гете и др. ) В качестве морального требования, предъявляемого к поведению личности, противостоит эгоизму, т е выдвижению на первый план в поведении индивида самолюбия, корысти, забвения нужд и интересов др. людей Конкретными формами реализации А. в по ведении выступают различные виды проявления любви к ближнему — милосердие, благодеяние, филантропия и др.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АЛЬТРУИЗМ
(от лат. alter - другой) - принцип поведения и этическое учение, основанные на ценности бескорыстного принесения блага другому человеку. Термин введен Контом. В виде моральной добродетели представлен в этике буддизма и особенно - христианства с его заповедью: «Возлюби ближнего как себя самого» к идеалом сострадательной жертвенной любви. Альтруизм может быть выведен из золотого правила нравственности, в котором заложены ценности равенства людей, их взаимоуважения. Обычно альтруизм противопоставляется эгоизму, в этике сильна тенденция к преодолению крайностей того и другого, их синтеза по принципу золотой середины. Согласно категорическому императиву Канта, надо относиться и к себе и к другому всегда как к цели, а не только как к средству. Идеи альтруизма проводятся в этике Юма, Руссо, Гете, Гердера, Конта, Фейербаха, Чернышевского, Достоевского, И. Федорова, Толстого, Вл. Соловьева, Кропоткина. Альтруизм отвергался Ницше, видевшим в нем препятствие на пути к превращению человека в сверхчеловека. Этика гуманизма включает в себя альтруистические установки.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Альтруизм
от лат. alter — другой) — система ценностных ориентации, в основе которой лежат сострадание и любовь к ближнему, бескорыстие и самоотверженность. А. противоположен эгоизму, себялюбию. Его толкование может быть различным — от светского гуманизма, проявляющегося в понятиях «уважение», «солидарность», «справедливость», до христианского его толкования, где любовь к Богу и любовь к ближнему — одно целое. Идеи А. можно отчетливо обнаружить в работах А. Шопенгауэра и Л. Фейербаха. Термин введен О. Контом, который сформулировал его суть как «жить для других». Сам Конт истоки А. видел в биологическом единстве рода и вида. Для Шопенгауэра А. — это изнанка мировой воли. Фейербах считал А. «родовой» сущность) человека. Для 3. Фрейда А. — результат замещения вытесненного эгоистического чувства. Возникновение А. возможно только на этапе развитого нравственного сознания, которое предполагает автономию субъекта, свободу его воли, способность индивида отделять себя от любой социальной общности. В подлинном А. любовь к ближнему неотделима от любви к себе и любви к Богу.

Источник: Философия. Словарь по обществознанию

АЛЬТРУИЗМ
Концепция альтруизма, как и само это странное слово, принадлежит французскому философу О. Конту. Слово странно потому, что этимологически оно восходит к трем языкам (латыни, французскому и греческому). Альтруизм принципиально отличается от любви, взамен которой его придумали. Альтруизм требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид, которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь, напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка,— и любим в той мере, в какой она нам тождественна. По-видимому, чувствуя это различие, Конт и придумал свой «альтруизм». Отождествление альтруизма с человеческой любовью является суеверием, и нет ничего более жалкого, чем проповедь альтруизма с церковных амвонов.
Необходимо помнить, что в концепции Конта речь идет не о человеческом индивиде, а о так называемом «великом существе» (grand etre), т.е. о человечестве. Альтруизм связывает нас с «великим существом» и служит целям идолопоклонства, каковым является преклонение перед человечеством. Концепция альтруизма должна была заменить собой христианское учение о любви к ближнему.
См.: идолопоклонство, коллективизм, любовь,человечество, эгоизм.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

АЛЬТРУИЗМ
фр. altruisme, лат. alter — другой) — моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство симпатии. При этом в другом, наделяемом статусом этической доминанты всего моего существования, видится воплощение общечеловеческого. А. отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма, безусловным этическим абсолютом которого являлся "единственно я сам". Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому А. вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается суду совести. С позиции А. понятие долга естественно следует из чувств врожденной симпатии между людьми. Понятие А. введено Контом, как обобщение принципа "жить ради других", существенного для морали буддизма и христианства, позднее развитого английской этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Смит) и идеями французского Просвещения (Руссо). Идея особой самоценности, направленности на другого через сопереживание полнее всего была развита Шопенгауэром. С точки зрения самого Конта, следует различать инстинктивный А., объединяющий животных в род, и человеческий А., зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство. Ницше ставил вопрос о преодолении А. как уравнивающего чувства стада. Фрейд трактовал А. как невротическую компенсацию вытесненного первоначального эгоизма. Позднее возникают попытки устранить этическую оппозицию "А. — эгоизм" через рассмотрение другого как уникального Я, подобного моему.
Д.В. Майборода

Источник: Новейший философский словарь

АЛЬТРУИЗМ
фр. altnnsme от лат alter-другой) - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов др. В теорию морали термин был введен фр. философом и социологом Контом, к-рый положил данный принцип в основу своей этической системы. Конт считал, что моральное усовершенствование об-ва может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства -А., к-рое должно противодействовать их эгоизму. Подобные идеи развивались и ранее Шефтсбери, Хатчесоном, А Смитом. Буржуазное понимание А. основывается на представлении, что люди по своей природе являются эгоистами и что эту их «естественную» склонность можно побороть моральным воспитанием человека. Т. обр., характерную для буржуазного об-ва противоположность интересов людей предлагается преодолеть не путем перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования личности (Самовоспитание). Практически же А. в буржуазном об-ве может проявляться лишь как частная благотворительность (Филантропия), как оказание бескорыстных услуг «ближнему» в личном плане, вопреки законам экономической деятельности, к-рая необходимо является своекорыстной. При социализме принцип А. сохраняет значение в осн. в области личных взаимоотношений (оказание друг другу различных частных услуг, помощи и т. д.). В сфере же общественно полезной деятельности, в труде, как показал В. И. Ленин, люди служат не их «ближним», а «дальним», т. е. всему об-ву в целом (т 39, с. 22), иными словами, не просто оказывают услуги отдельным людям, а трудятся во имя блага всего народа. Не отделение и противопоставление своих и чужих интересов, а их конечное единство, обусловленное общностью целей всех трудящихся, лежит в основе принципов коммунистической нравственности (Коллективизм, Человек и общество).

Источник: Словарь по этике

АЛЬТРУИЗМ
франц. altruisme, от лат. alter - другой), нравственный принцип, согласно к-рому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его благо. А. противоположен эгоизму.
В качестве морального принципа А. фактически провозглашался буддизмом, стоицизмом (поздняя Стоя), христианством, затем англ, этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д. Юм, А. Смит), Лейбницем, Шопенгауэром, Фейербахом. Сам термин был введен Контом, сформулировавшим принцип «vivre pour autrui» - «жить для других». Конт различал присущий животным инстинктивный А., объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и А., возникающий и развивающийся уже в ее рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал А. как адаптивное качество, возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм Спенсера, придает ему антиальтруистич. направленность, полагая, что А. является способом бегства слабых от своей посредственности, их групповым эгоизмом, противостоящим возможности достижения сверхчеловеч. совершенства. В психоаналитич. концепции Фрейда альтруистич. побуждения рассматриваются как невротич. компенсация лежащей в их основе противоположной направленности - первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
Классики марксизма-ленинизма показали, что постулируемая бурж. этикой абстрактная противоположность между всеобщим и частным интересом, между А. и эгоизмом является «...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее", постоянно порождается другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как самостоятельная сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической форме; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой»

Источник: Советский философский словарь

Альтруизм
бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами [11]. По [7]: "...альтруизм принципиально отличается от любви, взамен которой его придумали. Альтруизм требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид, которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь, напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка, - и любим в той мере, в какой она нам тождественна. По-видимому, чувствуя это различие, Конт и придумал свой "альтруизм". Отождествление альтруизма с человеческой любовью является суеверием, и нет ничего более жалкого, чем проповедь альтруизма с церковных амвонов.
Необходимо помнить, что в концепции Конта речь идет не о человеческом индивиде, а о так называемом "великом существе" (grand etre), т.е. о человечестве. Альтруизм связывает нас с "великим существом" и служит целям идолопоклонства, каковым является преклонение перед человечеством. Концепция альтруизма должна была заменить собой христианское учение о любви к ближнему".
Несмотря на некоторую убедительность соображений Бохеньского необходимо отметить, что альтруизм как явление и состояние человека существовали и существуют независимо от того, придумали его или нет. Суть дела заключается в том, что реальные отношения между людьми гораздо богаче и разнообразнее, чем предписываемые религиозными или экономическими канонами. Общественная система решает гораздо более сложные задачи человеческих отношений, чем может представляться отдельному человеку. Элементы альтруизма (любви к своему виду) присущи многим животным, т.е. являются инстинктивными [5].
Ассоциативный блок.
Опыт показывает, что "придумать что-либо и внедрить в практику" удается лишь тогда, когда есть в этом объективная необходимость. В связи с этим альтруизм в человеческих отношениях скорее всего существовал задолго до Конта, а Конт его лишь увидел.

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

Альтруизм
Огюст Конт (20) называл альтруизм «жизнью ради других». Значит, быть альтруистом – это руководствоваться в жизни не своими интересами, а интересами другого человека (других людей). На самом деле такого почти не бывает. Даже стремление в равной мере учитывать свои и чужие интересы уже сопряжено с огромными трудностями. Итак, альтруизм есть качество, обратное эгоизму, и именно поэтому альтруисты столь редки. Но действительно ли альтруизм и эгоизм суть антагонисты? Может, альтруизм – тот же эгоизм, только, так сказать, замаскированный? Один мой приятель как‑то говорил мне: «Вот, например, известные деятели благотворительности сестра Эмманюэль и аббат Пьер. Они делают добрые дела, но ведь сами получают от этого удовольствие! Значит, их альтруизм – просто иная форма эгоизма». Допустим. Но это рассуждение ни в коей мере не может служить опровержением альтруизма. Если человек находит удовольствие в том, чтобы доставлять удовольствие другим, то это не просто говорит в пользу существования такого явления, как альтруизм, но и может быть использовано в качестве его определения. При этом не нарушаются ни принцип удовольствия, ни принцип эгоизма. Просто есть люди, которые замыкаются в этих двух принципах, и есть другие, которые, не порывая с ними, ищут и находят ключ к свободе. «Любить, – говорит Лейбниц, – значит радоваться счастью другого». Вот это и есть подлинный альтруизм, так сказать, альтруизм в чистом виде. Речь ведь идет не о том, чтобы преодолеть собственное «эго», а о том, чтобы пробить в нем брешь или, как говорится в книге «Праджняпарамита‑сутры» (21), стать подобным «кругу столь обширному, что он уже ничего не может окружить; это круг с бесконечным радиусом, с окружностью, обращенной в прямую линию».
Слово «альтруизм», предложенное Огюстом Контом, многих смущает своей абстракцией, своей «теоретической» видимостью. Ошибкой было бы видеть в альтруизме инстинкт или систему. На самом деле стремление принимать в расчет, наряду с собственными или в ущерб им, чужие интересы требует усилий и в зависимости от ситуации сопровождается радостью или печалью. Альтруизм требует щедрости, сострадания и любви, то есть двух добродетелей и одной милости. Вот без них альтруизм действительно превращается в голую абстракцию. Это фальшивый альтруизм, то есть не альтруизм.

Источник: Философский словарь.

АЛЬТРУИЗМ
франц. altruisme, от лат. alter – другой) – этич. принцип, заключающийся в бескорыстной заботе о "благе ближнего"; противопоставляется эгоизму. Термин "А." введен О. Контом. Элементы А. появляются в религ. морали древних индусов, затем в христ. морали (завет "Люби ближнего, как самого себя"). Религ. альтруистич. заповеди о "служении ближнему" затушевывали классовые антагонизмы обществ. морали. Позже это стало специфич. чертой этич. учений, основанных на А. А. как гл. принцип морального учения стал разрабатываться в 18 в. в бурж. этике англ. и франц. просветителями: Шефтсбери, Хетчесоном, А. Смитом, Руссо. Учение об А. пыталось противопоставить частным эгоистич. интересам другой, индивидуалистич. моральный принцип – заботу о благе другого и помощь ближнему; оно рассматривало обществ. отношения как отношения отд. личностей и предлагало путем альтруистич. воспитания смягчить эгоистич. стремления людей. В 19 в. учение об А., сознательно игнорирующее классовую природу морали, приняло лицемерный и ханжеский характер. Эгоистич. природу бурж. А. и его индивидуалистич. основу вскрыл Чернышевский ("Что делать?", 1863). Этика Ницше вообще отбросила принцип А. как "дарящую добродетель", "мораль слабых" и цинично противопоставила ему "право сильного" и "волю к власти". Марксизм-ленинизм, видя основу моральных принципов в материальных отношениях людей, показывает лицемерие альтруистич. морали в бурж. обществе и невозможность преодолеть противоречия между эгоизмом и А. в сфере морального сознания. Это преодоление возможно лишь при разрешении материальных противоречий общества; с уничтожением социальных антагонизмов между людьми и появлением новых моральных принципов коллективизма уничтожаются и противоречия между эгоизмом и А. "...Коммунисты не выдвигают ни эгоизма против самоотверженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически эту противоположность..; они, наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает сама собой" (Маркс К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 3, с. 236). В социалистич. обществе, где уничтожены классовые антагонизмы, отношения между личностями основываются на принципах коллективизма, сотрудничества и взаимопомощи, что снимает всякое противопоставление эгоизма и А. Коммунистическая мораль в основу поведения человека кладет труд не только на себя или в пользу "ближнего", но и "дальнего", труд "на пользу всего общества" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 394; т. 31, с. 274). Лит.: Ленин В. И., Речь на Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920, Соч., 4 изд., т. 31; Кареев Н., Мысли об основах нравственности. Пролегомены по этике, 3 изд., СПБ, 1905, гл. 3; Яpоцкий А. И., Альтруистическая мораль и ее индивидуалистическое обоснование, Юрьев, 1914; Спенсер Г., Основания науки о нравственности, СПБ, 1880, §§ 54–69, 75–81; Смит А., Теория нравственных чувств, СПБ, 1895, гл. 6; Dargun L., Soziologische Studien, H. l – Egoismus und Altruismus in der National?konomie, Lpz., 1885; Gusti D., Egoismus und Altruismus, Lpz., 1903; Kanal P. V., Altruism, Moga (Punjab, India), 1956.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АЛЬТРУИЗМ
франц. altruisme от лат. alter—другой)— нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был сконструирован и введен в оборот О. Контом, развивавшим традиции британской моральной философии 18 в., для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм. Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других». В 19 в. под влиянием утилитаризма альтруизм понимался как ограничение личного интереса ради общего (в некоторых интерпретациях— общественного) интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей (ср. Категорический императив}, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип альтруизма был воплощен в заповеди любви, хотя им и не исчерпывается христианская заповедь милосердия, содержание которой включает благоговение и совершенствование; альтруизм представляет собой частный случай милосердия. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе альтруизма, а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще.
В 19 и нач. 20 в. принцип альтруизма стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский альтруизм неприемлем как человекоугодие (К. Н. Леонтьев). Отвергался он и как «учение буржуазно-демократической морали» (Н. А. Бердяев). Впрочем, В. С. Соловьев трактовал принцип альтруизма именно в духе заповеди любви, распространяя ее на отношение не только к другим людям, но и к другим народам.
В марксизме альтруизм (самоотверженность), равно как и эгоизм, рассматривались в качестве исторически и ситуативно конкретных форм самовыражения индивидов. Альтруизм определялся как идеологическая иллюзия, призванная закамуфлировать такой общественный порядок, который позволяет обладателям частной собственности представить свой частный корыстный интерес «в качестве интересов своих ближних». Решительно отвергал альтруизм Ницше, видя в нем одно из выражений «морали рабов».
Во 2-й л. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с альтруизмом, получила развитие в исследованиях «помогающего» или, шире, «просоциальиого» поведения, в которых альтруизм анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т. д. Она также переосмысливается в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям эволюционной этики (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки альтруизма и функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом».
Действительная проблема, отраженная в дилемме «альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а интересов Я и Другого. Как видно из определения термина (и этимологии слова «альтруизм»), речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека (возможно, как равного, и при любых условиях—как ближнего), и уточняется, что альтруизм необходимо отличать от коллективизмапринципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным судить о том, что составляет его действительный интерес. Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса альтруизм предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности людей забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.
Лит.: Конт О. Общий обзор позитивизма, гл. XIV.—В кн.: Родоначальники позитивизма, вып. 4—5. СПб., 1912, с. 116—17; МилльДлс. С. Утилитарианизм, гл. II.—В кн.: Он же. Утилитарианизм. О свободе. П., 1900, с. 97—128; Соловьев В. С. Оправдание добра, гл. З.—Соч. в 2 т., т. 1. М., 1988, с. 152-69; Шопенгауэр А. Две основные проблемы нравственности.—В кн.: Он же. Свобода воли и нравственность. М., 1992, с. 220—37; Altruism and Helping Behaviour Social Psychological Studies of Some Antecedents and Consequences, ed. J. Macaulay, L. Berkowitz. N. Y.—L., 1970; Nagel T. The Possibility of Altruism. Princeton, 1970; Slum L. A. Friendship, Altruism and Morality. L., 1980; Gert B. Morality: A New Justification f the Moral Rules. N. Y.—Oxf., 1988, p. 176—78; Altruism, ed. E. F. Paul. F. D. Miller, J. Paul. Cambr.. 1993.
P. Г. Апресян

Источник: Новая философская энциклопедия

АЛЬТРУИЗМ
(фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин «А.» был сконструирован и введен в оборот О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм» (хотя соответствующая идея была известна с древнейших времен и выражалась через комплекс представлений о благожелательности, симпатии, благодеянии, заботе и др.). Как принцип А., по Конту, гласит: «Живи для других». Поскольку Конт, развивая традиции британской моральной философии 18 в., рассматривал А. как выражение общественных чувств человека, противоположных эгоизму, его формулировка может быть истолкована следующим образом: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».
В 19 в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях — именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей (см. Категорический императив), и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам.
В своем существенном содержании принцип А. был воплощен в заповеди любви, впервые встречающейся в Пятикнижии и принятой в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона; при этом принципом А. не исчерпывается христианская заповедь милосердия, содержание к-рой включает благоговение и совершенствование; А. представляет собой частный случай милосердия. Однако в новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А., а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще.
В эпоху Просвещения, в учениях Э.Э.К.Шефтсбери, Ф.Хатчесона, А.Смита, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Гердера, И.В.Гете и др., в 19 в. в учениях А.Шопенгауэра и В.С.Соловьева благожелательности (симпатии, состраданию) как принципу человеческих взаимоотношений, в к-рых благо другого является приоритетным по сравнению с личным благом, придается исключительное значение.
В 19 и нач. 20 в. А. как нравственный принцип стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский А. неприемлем как человскоугодие, при к-ром забывается Бог и обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н Леонтьев). Христианская критика А. была обусловлена тем, что концепция А. вырастает из традиций европейского гуманизма, из стремления понять добродетели человека секуляризован но, а нравственность — как выражение потребностей и интересов человека, включенного в отношения с другими людьми, в общественные связи. К тому же в утилитаризме допускались некоторые исключения из требования содействовать общественной пользе, в соответствии с к-рыми человек, ориентируясь на счастье большего числа людей, вправе причинить некоторый вред небольшому числу людей. Чтобы предотвратить эти исключения, необходима разработка таких нравственных кодексов, к-рые бы однозначно устанавливали превалирование правила «Не вреди» над правилом «Помогай ближним».
В рамках утилитаристской традиции предлагались и другие модификации А., призванные облегчить человеку моральный выбор посредством исключения из морали заповеди любви. А. при этом формулируется как правило: «Живи и дай жить другим» — для обычных людей в обычных обстоятельствах или: «Живи и помогай жить другим» — для людей, готовых к самопожертвованию (Б.Герт). Однако такого рода оговорки релятивизируют основания моральных суждений и решений, привносят в них расчет. Как нравственный принцип А. отвергался и из-за неприятия «буржуазно-демократической морали» (Н.А.Бердяев) — как якобы абстрактный и формальный принцип, чреватый гордыней и самомнением; в отличие от А. милосердие непосредственно как отношение к человеку, неформализованно как нравственный принцип и во внутреннем опыте человека опосредовано не рассуждением, а смирением и аскетической устремленностью к высшему идеалу. Впрочем, Соловьев трактовал принцип А. именно в духе заповеди любви, распространяя ее на отношение как к другим людям, так и к другим народам.
В марксизме А. (самоотверженность), а равно и эгоизм, рассматривались как исторически и ситуативно конкретные формы самовыражения индивидов. А. отвергался как нравственный принцип, т.е. идеологическая иллюзия, призванная закамуфлировать такой общественный порядок, к-рый позволяет обладателям частной собственности представить свой частный корыстный интерес «в качестве интересов своих ближних». Решительно отвергал А. и Ф.Ницше, видя в нем одно из выражений «морали рабов». Во втор. пол. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила развитие в исследованиях помогающего или, шире, «просоциального» поведения, в к-рых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.д. Она также переосмысливается в контексте этики заботы (К.Гиллиган, Н.Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям социобиологии (Р.Триверс, Э.Уилсон) показать биологические предпосылки А. и функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом». Исходя из совершенно иных методологических и теоретических оснований, социобиологи пришли к важному выводу о взаимоопосредованности личного и общего интереса, на что, выдвигая разные аргументы, указывали Дж.Батлер, Г.В.Ф.Гегель и К.Маркс. Однако действительная проблема, отраженная в дилемме «А. — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения А. и самого слова «А.», речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека, возможно, как равного, и при любых условиях — как ближнего, и уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о том, в чем заключается благо другого, в особенности, когда другой не может считаться в полной мере суверенным судить о том, что составляет его действительный интерес. При формулировке А., указывающей на необходимость подчинения своего интереса интересу другого, универсальность А. может быть поставлена под сомнение: как следует поступать по отношению к обидчику, к чинящему несправедливость, к нечестивому человеку? Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса, А. предполагает самоотречение, поскольку в условиях социальной и психологической обособленности между людьми забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса.

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
1.50 мб

Альтруизм русской души (духа) как архетип гармонии материи и духа и самоуправления обществом. О прир

Югай Герасим Андреевич
В статье рассматриваются проблемы движущей силы прогресса истории и цивилизации, в роли которой выступает гармонизация общественных и личных интересов: общественные интересы, по преимуществу, духовные в виде альтруизма (бес(з)коры
Читать PDF
1.56 мб

Не ксенофобия, а альтруизм - основа жизни (возможна ли в России демократия без альтруизма?)

Югай Герасим Андреевич
Насилие, как явление, признающее только себя, не только эгоистично, но и антидемократично в силу стремления подчинить интересы большинства своим собственным, личным.
Читать PDF
227.45 кб

Эгоизм и альтруизм в проекции заботы

Болотникова Е.Н.
Читать PDF
178.68 кб

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ "АЛЬТРУИЗМ" И "МИЛОСЕРДИЕ"

Рыбалка Юлия Анатольевна
В статье рассматриваются истоки альтруизма и милосердия, выделяются три группы ведущих теорий, по-разному определяющих природу способности человека помогать другому: эволюционно-биологическая, социально-психологическая и религиозн
Читать PDF
337.26 кб

Философский взгляд на историческую динамику социальных проявлений эгоизма и альтруизма

Лаверычева Ирина Германовна
Статья поднимает актуальный вопрос философской антропологии об исторических закономерностях развития нравственных отношений и объективном основании морали.
Читать PDF
279.94 кб

Есть ли будущее у альтруизма и амитологии ?

Головко Ю. В.
Головко Ю.В. ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У АЛЬТРУИЗМА И АМИТОЛОГИИ ? Анализируются проблемы реализации принципа альтруизма и концепции амитологии П. Сорокина применительно к ситуации в современном мире.Golovko J.V.
Читать PDF
321.90 кб

Основные подходы к пониманию сущности эгоизма и альтруизма (исторический аспект)

Лаверычева Ирина Германовна
В статье предлагается оригинальная классификация основных подходов к определению сущности эгоизма и альтруизма и их роли в жизни человека и общества.
Читать PDF
272.75 кб

Необходимость альтруизма

Гидлевский А. В., Здриковская Т. А., Зотов Р. А.
Статья посвящена изложению отдельных аспектов проблематики альтруизма. Рассматривается роль альтруизма в развитии цивилизации.
Читать PDF
140.08 кб

2004. 03. 014. Вудкок С. , ХИТ Дж. Устойчивость альтруизма как эволюционной стратегии. Woodcock S. ,

Попов А. П., Яковлев В. А.
Читать PDF
508.77 кб

Сознание как со-знание в аспекте оппозиции эгоизма и альтруизма (антиномный подход)

Гидлевский А. В., Шкарупа В. М.
На основе антиномного подхода обсуждается феномен сознания как совместного, общего знания. Утверждается, что данный феномен присущ многим живым организмам. Анализируются особенности со-знания эгоистов и альтруистов.
Читать PDF
390.26 кб

Идея альтруизма в контексте философии Н. А. Бердяева

Фельдман Александр Борисович
Статья посвящена исследованию альтруизма в контексте персонализма русского философа Н.А. Бердяева.
Читать PDF
415.77 кб

Особенности концепции эгоизма и альтруизма в структуре мусульманской этики

Саидова Гулхумор Зинатовна
В статье представлен сравнительный анализ эгоизма и альтруизма на основе нескольких принципов этики (психологических, рациональных).
Читать PDF
761.54 кб

БИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ СЦИЕНТИЗМ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ АЛЬТРУИЗМА И ЭГОИЗМА

Максименко Людмила Александровна, Зенец Нина Геннадьевна, Варова Наталья Леонидовна
Предпринят анализ наиболее претензионного подхода к объяснению альтруизма и эгоизма, репрезентированного биологическими науками.

Похожие термины:

  • Альтруизм и эгоизм

    (от лат. alter – другой и ego – я) – различные типы общения и стоящие за ними принципы отношения к другим субъектам. А. – это субъектно-субъектное отношение, основанное на любви к другим и проявляющееся