АЛКМЕНААлкоголизм

АЛКМЕОН

Найдено 5 определений термина АЛКМЕОН

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

Алкмеон

греч.)  – один из эпигонов, возглавивших поход семерых против Фив после смерти своего отца Амфиарая. Вернувшись после победы (вариант: до начала похода), А. согласно клятве, данной отцу, убил свою мать Эрифилу как виновницу гибели Амфиарая. Вскоре А. овладело безумие, и оракул открыл ему, что он получит прощение только на земле, которой еще не существовало во время совершения убийства матери. Такой землей оказался остров в устье реки Ахелоя, намытый речными наносами. А. поселился на этом острове, женился на дочери бога реки Каллирое и имел от нее сыновей Акарнана и Амфотера. По требованию Каллирои он поехал в Псотиду за ожерельем Гармонии, сказав там, что берет его для дельфийского храма Аполлона, и был убит сыновьями Фегея, раскрывшими его обман.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

АЛКМЕОН

Сын Амфиарая и Эрифилы, предводитель похода эпигонов. Вынужденный принять участие в походе семерых против Фив изза предательства подкупленной Полиником Эрифилы, Амфиарай, погибая, завещал А. возглавить войско эпигонов не раньше, чем тот отомстит за него матери. Поэтому А., достигнув зрелости, убил Эрифилу, но затем впал в безумие, от которого был исцелен богами. Более поздние источники чаще относят убийство Эрифилы ко времени возвращения А. из похода эпигонов и особое внимание уделяют его скитаниям в поисках очищения от пролитой крови матери и избавления от безумия.

По одной из версий, А. очистил царь Фегей, на дочери которого Алфесибее (или Арсиное) А. женился. Но вскоре им снова овладело безумие, и после долгих странствий он оказался на острове, образовавшемся в устье Ахелоя благодаря речным наносам, и там успокоился, ибо все произошло согласно предсказанию, что он обретет спокойствие лишь на той земле, которая не существовала еще в момент совершения убийства матери. Здесь он женился на Каллирое, дочери речного бога Ахелоя. Со временем Каллироя стала требовать от мужа ожерелье Гармонии, которое он раньше подарил Алфесибее. А. отправился в Псофиду и стал просить ожерелье под предлогом, что собирается его посвятить дельфийскому оракулу. Однако обман А. раскрылся и он был убит либо самим Фегеем, либо его сыновьями.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь греческой мифологии

АЛКМЕОН

согласно единств, хронологич. свидетельству, «был молод, когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и натурфилософ. По Диогену Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в строгом смысле слова неправильно. Книга А. была известна в древности под традиц. и, вероятно, неподлинным назв. «О природе». В центре внимания А.- человеческое тело, понимаемое как микрокосм; в отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А., зато впервые появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбриология, физиология, теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде всего - в учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса - Солнцу, Луне и звездам соответствует бессмертная часть человека - душа (псюхе), находящаяся в вечном круговом движении. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и Аристотеля (Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью человеч. организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней применяется политич. терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия») элементарных сил горячего - холодного, влажного - сухого, горького - сладкого; «монархия» одной из них приводит к гибели другой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание поэтически окрашенных спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит гениальное открытие локализации интеллекта в головном мозге, к к-рому он пришел в результате анатомич. обнаружения глазных нервов. Открытие это было воспринято Платоном в «Тимее», но отвергнуто Аристотелем (помещавшим сознание в сердце).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

АЛКМЕОН

акме ок. 500 до н. э.)—древнегреческий натурфилософ-пифагореец; принадлежал также к знаменитой кротонской школе врачей (ср. DK 19). Античная традиция о том, что Алкмеон был пифагорейцем, не раз оспаривалась, но без серьезных оснований. Аристотель, написавший трактат «Против Алкмеона», считал его младшим современником Пифагора, но отличал его учение от «пифагорейской» таблицы 10 противоположностей (А 3), которая в действительности принадлежит Академии. Книга Алкмеона «О природе» посвящена трем пифагорейцам (В 1), а сам он фигурирует в списке пифагорейцев Аристоксена.

В пифагорейской и досократовской мысли в целом Алкмеон был основателем нового направления, ориентированного на проблемы устройства и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Идея качественных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была перенесена с космоса на человека («большинство человеческих дед двоично», А 1) и стала основой учения о том, что «здоровье сохраняется при равновесии сил — влажного, сухого, холодного, горячего, горького, сладкого и других,—а господство одной из .них вызывает болезнь» (В 4). Он учитывал также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и в отличие от более поздних схем не фиксировал число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю греческую медицину, Будучи пионером анатомических исследований, Алкмеон обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). На этом открытии основан его гениальный вывод о том, что все органы чувств связаны с мозгом, который является центром сознания. Созданная им теория ощущений оставалась непревзойденной несколько столетий (А 5—9). Алкмеон считал, что душа бессмертна и, подобно Небесным телам, находится в вечном круговом движении (А 12); связана ли эта идея с метемпсихозам, неясно. Вслед за Ксенофаном он настаивал на ограниченности человеческого познания: полная ясность доступна лишь богам, люди же могут судить на основании «свидетельств» (В 1). Алкмеон первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным—только ощущения. Его эмбриологические взгляды более наивны: мужское семя происходит из головного мозга (ср. Гиппон, который многое перенял у Алкмеона); зародыш — из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13—14). Фрагм. и свидетельства: DK I, 210—16; Лебедев А В. Фрагменты, с, 267-273.

Лит.: Жмудь Л Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994; Beare J. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcnueon to Aristotle. Oxf., 1906; Lloyd G. E. R. Alcmaeon and the Earty History of Dissection. -«Sudhoffs Archiv» 59, 1975, S. 113-147; Longrigg f. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993. См. также лит. к ст. Пифагореизм.

Л. Я. Жлудь

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

АЛКМЕОН

АЛКМЕОН (????????) из Кротона (акме ок. 500 до н. э.), натурфилософ-пифагореец и врач, принадлежавший к знаменитой кротонской школе медицины (ср. DK19). Его книга «О природе», дошедшая в ряде фрагментов и свидетельств, посвящена трем пифагорейцам (DK24 В 1), сам он назван в списке пифагорейцев Аристоксена. Античная традиция о пифагореизме А. не раз оспаривалась в основном потому, что его интересовали прежде всего естествознание и медицина, а Аристотель, написавший трактат «Против Алкмеона», считал его младшим современником Пифагора, но не называл пифагорейцем (A3). Между тем далеко не все пифагорейцы занимались математикой, многие из них разделяли интересы А. (Менестор, Иккос, Гиппон, Филолай), а Аристотель вообще никого не называл «пифагорейцем».     Следуя Ксенофану, А. настаивал на ограниченности человеческого познания («истина о божественных вещах доступна лишь богам») и важности эмпирических свидетельств, на основе которых только и могут судить люди (В 1). В досократовской мысли он был основателем направления, ориентированного на проблемы строения и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Космогония в его книге отсутствовала, космологии уделено немного места. Помимо старых ионийских взглядов у А. есть следы и пифагорейской астрономии: так, он разделял тезис о независимом движении планет с запада на восток, которое он, вероятнее всего, представлял круговым (А 4, 12). Идея качественных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была перенесена с космоса на человека («большинство человеческих дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что «здоровье сохраняется при "равноправии" сил ???????? ??? ????????) - влажного, сухого, холодного, горячего, горького, сладкого и других, - а господство (????????) одной из них вызывает болезнь» (В 4: ????????, «равноправие», понимается здесь в духе пифагорейской аристократии, с которой А. был связан и политически, а не в более позднем демократическом смысле). Теория А. учитывала также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и, в отличие от более поздних схем, не фиксировала число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю античную медицину.     Будучи пионером анатомических исследований, А. обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). Отсюда был сделан гениальный вывод о том, что все ощущения (зрение, слух, обоняние, вкус) передаются по особым каналам (?????) от органов чувств (глаз, ухо, нос, язык) в мозг, который является центром сознания. А. первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным - только ощущения (А 5-9). Его теория ощущений лишена схематизма теорий, по которым подобное познается подобным или противоположным. Эмбриология А. более примитивна: мужское семя происходит из головного мозга (ср. теорию Гиппона); зародыш - из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13-14).     А. считал, что душа бессмертна и, подобно бессмертным небесным телам, находится в вечном круговом движении (А 12). Судя по всему, душа (????) понималась им отдельно от локализованного в мозге мышления: она отвечала за движение и ощущение, свойственные и животным, и находилась, возможно, в сердце (А 18); ср. сходную теорию Филолая (44 А 13). Умирают люди потому, что «не могут соединить начало с концом» (В 2), т. е. когда круговое движение души прекращается.     Фрагм.: DKI, 210-216; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, с. 267-273.     Лит.: BeareJ. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906; Lloyd G. E. R. Alcmaeon and the Early History of Dissection, - SArchMN 59, 1975, p. 113-147; LongriggJ. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993; Perilli L. Alcmeone di Crotone tra filosofia e scienza. Per una nuova edizione delle fonti, - QuUrbCC 69, 2001, p. 55-79 (библ.); Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994.     Л. Я. ЖМУДЬ

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме АЛКМЕОН — 0

Найдено научныех статей по теме АЛКМЕОН — 0

Найдено книг по теме АЛКМЕОН — 0

Найдено презентаций по теме АЛКМЕОН — 0

Найдено рефератов по теме АЛКМЕОН — 0