АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

лат. Alexander Halensis) (род. между 11701180, Гэльс, Глостер - ум. 21 авг. 1245, Париж) - первый крупный англ, схоласт, принадлежал к ордену францисканцев. Известен своим динамико-реалистическим учением об идеях. Его главное соч. "Summa theologica", изданное по указу папы после его смерти, содействовало более углубленному, по сравнению с прежним, доказательству бытия Бога в духе Аристотеля и Августина.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

латинизиров. Alexander Halensis) (ок. 1185, Гэльс, Англия - 21.8.1245, Париж), ср.-век. философ и теолог. С 1236 монах-францисканец, основатель францисканской школы в Парижском ун-те. Обширная «Сумма теологии», приписываемая А., хотя и не принадлежит ему непосредственно, составлена кем-то из его последователей на основе работ А. и его учеников - Иоанна из Ла-Ро-шели, Бонавентуры и др. Один из первых комментаторов «Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции ср.-век. реализма (его гл. авторитеты - Августин, Псевдо-ДионисийАреопагит, Боэций). Видимо, сформулировал ряд вопросов, получивших развернутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с доказательством бытия бога. В центре их - понимание бога как самодовлеющего бытия. А. опирался прежде всего на Анселъма Кентерберийского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, напр, доказательство из необходимости допущения неподвижного двигателя для обоснования движения. В соч. А. впервые задана форма схоластич. изложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса; 2) возражения против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того утверждения, к-рое является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого утверждения; 5) опровержение возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода ср.-век. схоластич. соч.: «сумм», комментариев к «сентенциям», «вопросов».

Источник: Советский философский словарь

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

(Alexander Halensis, р. ок. 1170 – ум. 21 авг. 1245) – ср.-век. философ, проф. богословия Парижского университета, где получил теолого-филос. образование. Сторонник ср.-век. реализма, А. считал, что все существующее состоит из материи и формы, но создано богом из ничего по универсалиям – идеям или божеств. прототипам. Гл. соч. А. – "Сумма всеобщей теологии" ("Summa universae theologiae", 1475) – систематизировало католич. богословие. Используя аристотелевскую философию и опираясь на Августина, а также черпая аргументы у греч., араб. и евр. философов, А. в этом сочинении впервые применил ту форму схоластич. метода, к-рая послужила образцом для "сумм" Альберта фон Больштедта и Фомы Аквинского и стала впоследствии господствующей. Подлежащая исследованию проблема разлагалась на несколько положений, представлявших различные точки зрения по данному вопросу; приводились и разбирались аргументы ("за" и "против"); заключение опиралось на авторитет, или же выводилось логич. путем, представляя собой новое различение. Эта форма, заключаемая, по мере возможности, в рассуждение посредством силлогизмов, явилась лишь дальнейшим развитием метода "да" и "нет", впервые выдвинутого Абеляром. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии; М., 1957, с. 99–100; Piсavet F., Ab?lard et Alexandre de Hales, cr?ateures de la m?thode seolastique, P., 1896. A. Рубин. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

(Alexander of Hales, са 11701245). Родился в ГэльсОуэне (Шропшир, Англия). Учился в Парижском университете, получил в 1221г. степень магистра теологии и тогда же начал преподавать. В 1236 г. вступил в орден францисканцев (основанный в 1209 г.), однако вплоть до 1241 г. не оставлял преподавания. Многогранная деятельность Александра из Гэльса оставила заметный след в теологии. Вопервых, он первым наладил контакты францисканцев с университетами и академической теологией; прежде к таким контактам орден не стремился. Вовторых, уже в начале своей карьеры вместо традиционных лекций о Библии начал читать курс лекций, посвященных "Сентенциям" Петра Ломбардского, после чего "Сентенции", к крым он написал комментарии, стали стандартным учебником по библейской тематике. Втретьих, Александр из Гэльса, укорененный в августинской традиции, в известной мере признал, как важно теологически осмыслить недавно открытую философию Аристотеля, и попытался найти ей место в своих теологических изысканиях. Хотя в этой сфере его труды носили фрагментарный характер, он проложил путь для того, чтобы христианская теология  в частности, Фома Аквинский  усвоила аристотелевскую философию. Что касается труда "Сумма теологии", крый обычно приписывали Александру изГэльса, доказано, что он включает материалы и других авторов, в т.ч. Бонавентуры, крый был его учеником. N.V.Hope (пер. Ю.Т.) Библиография: М.С. Wass, The Infinity God and the Summa Fratris Alexandri; Ё. Gilson, History of Christian Philosophy in the Middle Ages.

Источник: Теологический энциклопедический словарь

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ
Alexander Halensis, of Hayles) (1185—1186, Хейдз Оуэн в Шропшире, Англия15 августа 1245, Париж) — христианский теолог, представитель схоластики. Ок. 1200 студент в Париже, к 1210 магистр «свободных искусств», к 1220 архидиакон, бакалаврсентенциарий, магистр-регент теологического факультета. В 1236 (или 1231) францисканец, основатель первой францисканской кафедры теологии в Парижском университете, «отец и учитель» (Бонавентура). Автор «Глосс» (образцового комментария к «Сентенциям» Петра Домбардского), сборника «Спорные вопросы», словаря трудных терминов «Экзотикой», проповедей. О «Сумме всеобщей теологии» Роджер Бэкон говорил, что «ее груз больше, чем может вынести один конь, но из уважения [к Александру] она была приписана ему»; ее план, повторяющий структуру «Сентенций», явно восходит к Александру. В учении о трех путях познания через богодухновенное просвещение, толкование Писаний и осмысление тварного мира Александр синтезировал мистику Августина, Ансельма Кентерберийского, Бернарда Клервоского и Сен-Викторской школы, пафос средневекового комментария и аристотелизм, как прямо знакомя со всем аристотелевским корпусом, так и через Авиценну (Ибн Сину). Его отличает концепция врожденного интуитивного знания, ведущего к первосущему, первоистине, первоблагу и счастью. Как запечатленные Понятия (notiones impressae) действуют в уме, так семенные смыслы (rationes seminales) в природе. В важном для 1-й пол. 13 в. вопросе о сотворении мира Александр отрицал предвечность материи-возможности (possibuitas), но понимал начало онтологически: оно «из ничего» и потому «после» небытия. «Неопровержимый доктор» (doctor irrefragabilis) Александр стал авторитетом для зрелой схоластики, дав ей структуру «суммы» как философского стиля.
Соч.: Summa theologiae I/. Coloniae, 1622; Summa theologiae I—III. Quaracchi, 1924—30; Glossa in Quattuor libros Sententiarum Petri, 4 vols. Quaracchi, 1951—57; Quaestiones disputatae «Antequam esset frater», 3 vols. Quaracchi, 1960.
Лит.: Doncet У. Prolegomena in libnirn III necnon in libros I et II Sumniae fratris Alexandri. Quaracchi, 1948; Gossmann E. Metaphysik und Heilsgeschichte: Eine theologische Untersuchung der «Summa halensis». Munch., 1964.
В. В. Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
137.39 кб

«Нераздельность» трансценденталий: Филипп Канцлер, Александр Гэльский, Бонавентура

Карпов Кирилл Витальевич
В статье проводится анализ употребления термина «нераздельность» (indivisio) в определениях трансценденталий (понятий «единое», «истинное», «благое») у Филиппа Канцлера и первых выдающихся францисканских магистров Александра Гэльс