АЛЬБЕРТИ Леон БаттистаАЛЬБИН

Альбигойцы

Найдено 4 определения термина Альбигойцы

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Альбигойцы

участники еретического движения в Южной Франции XII-XIII веков, преимущественно ремесленники, частично крестьяне. Выступали против догматов католической церкви, церковного землевладения и десятины. К альбигойцам примкнула часть местной знати. Осуждены католическим "вселенским" собором 1215 года, разгромлены в Альбигойских войнах.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия политики: глоссарий терминов проекта Арктогея

АЛЬБИГОЙЦЫ

последователи еретич. движения во Франции, в Италии и Германии в 12—13 вв. против католич. церкви, препятствовавшей развитию ср.-век. городов. Одним из центров движения был г. Альби (франц. провинция Лангедок). А. отвергали догмат о триединстве бога, церк. таинства, почитание креста, икон, не признавали власть папы, называя католич. церковь «дьявольской силой». Преданные папой анафеме, они создали свою церковь, объявив ее независимой от католич. Папа Иннокентий III в 1209 предпринял против А. крест, поход, к-рый окончился их разгромом. В кон. 13 в. А. были окончат, истреблены.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

АЛЬБИГОЙЦЫ

лат. albigenses, франц. albigeois) – христианская секта, существовавшая в Юж. Франции (пров. Лангедок), ветвь ср.-век. ереси катаров. Название получили от области Альбижуа [традиция связывает термин "А." с г. Альби (лат. Albiga)]. Впервые термин "А." появился в 1181 в хронике лимузинского аббата Готфрида, но под др. названиями еретики известны были уже в 1-й четверти 12 в. А. придерживались дуалистич. взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (бога – творца духовного) и злого (дьявола – творца материального). Из этого дуализма вытекало отвержение всего земного, что в условиях средневековья означало отрицание феод. порядков. Дуализм А. служил теоретич. основой оппозиц. отношения к католич. церкви и ее догматам. А. резко критиковали церковь, особенно за обладание богатствами, что вело к требованию секуляризации. Они отрицали легенду о страданиях Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католич. церкви, в частности крещение водой, заменяемое ими рукоположением; отрицали учение о предстоящем страшном суде, существование ада и рая. Б?льшая часть А. не признавала Ветхий завет, что имело немаловажное значение, поскольку в то время "библейские тексты получили во всяком суде силу закона" (Энгельс Ф., см. Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 360). Ересь А. представляла собой оппозицию феодализму со стороны гор. населения, составляющего осн. массу еретиков, к к-рым также примкнули б?льшая часть мелкого дворянства и нек-рые крупные феодалы, заинтересованные в секуляризации церк. имущества. Деятельность А. сводилась к широкой пропаганде ереси. От насильств. действий они отказывались, осуждая всякую войну, в т.ч. оборонительную, что тормозило развитие борьбы масс. Решающий удар движению А. нанесли крестовые походы феодалов Сев. Франции (1209–15; 1216–29). Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, Л., 1938; Осокин Н., История альбигойцев и их времени, т. 1–2, Казань, 1869–72; Belperron P., La croisade contre les Albigeois et l´union du Languedoc ? la France (1209–1249), P., 1942; Runсiman S., The Medieval Manicliee..., L.–Camb., 1947; Niel T., Albigeois et Cathares, P., 1956. H. Бортник. Свердловск.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Альбигойцы

(Albigenses).

Приверженцы ряда сект, придерживавшихся принципа дуализма, крые получили широкое распространение в Зап. Европе в XII и XIII вв. Хотя их теологические взгляды носили еретический характер, они разделяли многие положения в учениях более ортодоксальных групп внутри христианской Церкви. Акцент на плотской чистоте, отвержении богатства, почитании Евангелия, осуждении насилия и жажде мирской власти, а также оппозиция папской иерархии характерны для вальденсов, отчасти для бегинов и ранних францисканцев. Эти настроения были обусловлены слабостью средневековой Церкви, а также реакцией на стремительно развивающуюся европейскую городскую культуру с присущим ей материализмом, равнодушием к нуждам ближнего и жаждой обогащения.

Нет однозначного мнения о том, пришел ли дуализм как завершенное учение с Востока или же чисто восточные идеи стали составной частью сохранившихся ересей; однако в сер. XII в. различные гностические и манихейские верования посредством торговых путей широко распространились в Сев. Италии и Юж. Франции. Некрые еретические группы, придерживавшиеся дуализма, называли себя богомилами или катарами, но по большей части их именовали альбигойцами, поскольку центром их движения был город Альби в провинции Лангедок. Альбигойцы учили, что в мире действуют две противоположно направленные силы, добрая и злая. Они не пришли к единому мнению в вопросе о том, считать ли злую силу полностью независимой от Духа Божьего или же она исходит от одного из падших ангелов. Как бы то ни было, альбигойцы полагали, что мир сотворен злым духом. Весь физический мир считался лежащим во зле, ибо он заключал дух в темницу материи. Поскольку душа имеет духовную природу и, соответственно, причастна благому началу, а тело расценивалось как однозначно злое, люди оказывались в сложном положении. Человек должен был всеми силами стремиться к полному освобождению своей души изпод власти злой плотской природы. Ведя добродетельную жизнь, он мог избежать искушений плоти; в противном случае его душа была обречена на повторное воплощение.

Следствием этого учения был фанатический пуританизм альбигойцев, осуждение брака и деторождения, презрение к мирским заботам, связанным с добыванием еды, ненависть к войнам и гражданской форме правления, неприятие культовых предметов в богослужении. На практике крайние взгляды не всегда получали столь явное выражение, однако многие альбигойцы отказывались приносить присягу и использовать в пищу продукты животного происхождения. Существовало строгое разграничение на немногих, или совершенных, крые неукоснительно придерживались принципов своей веры, и многих, или верующих, крые стремились очиститься от грехов. Когда коголибо признавали достигшим совершенства, над ним совершалось таинство, носящее названиеconsolamentum. Если за всю жизнь человек не удостоился участия в этом таинстве, его совершали в момент смерти.

Римская католическая церковь, ощущая постоянную угрозу со стороны альбигойцев, боролась с ними посредством инквизиции, крестовых походов и учреждения новых нищенствующих орденов; так удалось подавить движение альбигойцев. Беспощадная война фактически уничтожила блестящую провансальскую цивилизацию на юге Франции.

R.G. Clouse(пер. В.Р.) Библиография: М. Lambert, Medieval Heresy; S. Runciman, The Medieval Manichee, A Study of the Christian Dualist Heresy; R.I. Moore, TheOriginsof European Dissent; W. L. Wakefield and A. P. Evans, Heresies in the Hight Middle Ages; D. Walther, "А Survey of Recent Research on the Albigensian Cathari", С ?34:14677.

См. также: Богомилы; Катары; Манихби.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теологический энциклопедический словарь

Найдено схем по теме Альбигойцы — 0

Найдено научныех статей по теме Альбигойцы — 0

Найдено книг по теме Альбигойцы — 0

Найдено презентаций по теме Альбигойцы — 0

Найдено рефератов по теме Альбигойцы — 0