АЛАЯ-ВИДЖНЯНА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА
санскр -сознание-сокровищница, или всесохраняющее сознание) — единое первонач. индивидуальное сознание, к-рое невыразимо. В нем накапливаются следы всех прошлых деяний (карма) и содержатся определяемые кармой «ростки» всех возможных идей и объектов, являющихся модусами этого сознания. А.-в. не является абсолютом, оно только относительно реально, т. к. соотносится с феноменальным миром, к-рый, согласно йогачарам, добавившим этот вид сознания к шести традиционным для буддизма видам сознания, иллюзорен. В ряду конструируемых А.-в. идей возникают также ошибочные понятия о «Я» как личности и о «не-Я» — феноменальном мире. Ашвагхоша считал А.-в. ступенью в эволюции к «таковости» (татхата), к-рую можно отождествить с абсолютом. С прекращением действия кармы А.-в. угасает в нирване, где снимается дуализм «Я» и «не-Я». Н. А. Канаева

Источник: Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА
(санскр. a–laya-vijna–na, тиб. kun gzhii rnam par shes pa, сознание-сокровищница) — в школе йогачара особое понятие философского учения о восьми видах сознания. Первые шесть — это общепринятые пять чувственных сознаний и мышление, седьмой — разум (манас), в качестве мотивирующей и оценочной сферы сознания, восьмой — сознание-сокровищница, в которой хранятся семена (биджа) всех феноменальных элементов сознания, т.е. дхармо-частиц, а также результатов их действия, т.е. зародышей кармы, плоды коей еще проявятся. А.-в. представляет собой некий дискретный, постоянно меняющийся континуум частиц, извлекаемых разумом и объективируемых через остальные шесть видов сознаний в виде действий, речей, мыслей индивида в сансаре (круговороте рождений). Все семена — это вспыхивающе-гаснущие мгновения, и эти вспышки являются внутренним (субъективным) светом сознания; среди них есть и такие, которые реализуются на духовном Пути к состоянию Будды. Согласно основоположнику йогачары Асанге (IV в.), при достижении Просветления (бодхи), высшей точки Пути, действия сознания-сокровищницы прекращается, но это вовсе не означает конец сознания. Здесь лишь наступает конец его объективирующей деятельности, семена сохраняются в нейтральном положении, перестают пульсировать, будучи подавленны светом Просветлённости и нирваны. Следовательно, будды потенциально способны вновь явиться в сансару, и даже в человеческом облике. Природа А.-в. обволакивает вращающийся в череде рождений и смертей индивидуальный поток сознания. Она является общей для всех особей, объединяя их даже с буддами. В «Махаяна-санграхе» исследуется то, как в А.-в. формируются «оттиски» (васана) деяний, речей и мыслей из опыта предыдущих рождений индивида, кои суть семена (биджа) будущих рождений. Понятие сознания-сокровищницы получило дальнейшее развитие в Китае (особенно в школе фасян — VII–IX вв.), Корее и отчасти в Японии, мыслители которых стали толковать Просветление как прекращение восьмого сознания и появление девятого, абсолютно чистого сознания. Особое истолкование А.-в. приобрела в Тибете у мыслителей школы джонанг в учении о пустоте внешней природы (шен-тонг).

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.

АЛАЯ-ВИДЖНЯНА

санскр. аккумулированное сознание) — одно из ключевых понятий философии буддийского идеализма йогачаров-виджнянавадинов, означающее особый вид сознания, в котором хранятся «семена» предыдущих опытов и которое в свою очередь является «фоновым» фактором опыта в настоящем времени. Концепция алаявиджняны была призвана решить одновременно две задачи: во-первых, реализовать потребность йогачаров в Абсолюте, притом иным путем, чем тот, который осуществился в учении мадхьямиков о «статической» Пустоте (шуньята), и, во-вторых, объяснить действия закона кармы, которое недостаточно «обеспечивалось» картиной мгновенно-точечных дхарм, не позволявших понять, каким образом и в чем аккумулируются результаты прошлых деяний, должные плодоносить в настоящем и будущем.
Учение об алаявиджняне уже сформировалось ко времени составления «Ланкаватара-сутры» (3—4 вв.), где оно обозначается и просто как «сознание» (читта). Здесь «аккумулированное сознание» находится в «диалектическом» отношении с «семенами» действий: оно и не отделимо от них и не связано с ними, не «пропитано» ими, но «обернуто» ими; оно также сравнивается с чистой одеждой, которая загрязняется ими, но не «окрашивается» в их цвет (Сагатхака, ст. 236—237). Еще более популярная аналогия в «Ланкаватара-сутре» уподобляет «аккумулированное сознание» безмятежному океану, поверхность которого лишь вздымается в виде гребней волн ветрами чувственного мира (II. 99—100, 112). Алаявиджняна рассматривается и в другом раннем сочинении йогачары — «Самнидхинирмочана» (Объяснение глубинных истин), которое иногда приписывается Асанге. У классиков виджнянавады алаявиджняна участвует в целом ряде классификационных схем. Так, в раннем и уже бесспорно подлинном трактате Асанги «Абхидхарма-самуччая» («Выжимки из Абхидхармы») она тематизируется в одном блоке с «таковостью» (татхата) и тремя уровнями реальности. Алаявиджняна обстоятельно исследуется в его основном произведении «Махаяна-санграха» (гл. 1—2): «аккумулированное сознание» хранит «отпечатки» (васана) последствий прошлого опыта индивида как в некоем «складе» в виде «семян» (биджа), которым предстоит прорасти в будущем опыте. Оно является условием функционирования «активного сознания», результирующего из действия пяти чувств и менталитета -манаса, которое в свою очередь оставляет «отпечатки», возвращающиеся в «аккумулированное сознание» и там «прорастающие». Т. о., индивид оказывается постоянно изменяющейся конфигурацией двух взаимообусловливающих «сознаний». ПомиМо шести указанных видов сознания (сознания пяти чувств + ума-манаса) есть еще самосознание, характеризуемое как «загрязненный менталитет» (клишта-манас), благодаря аберрациям которого алаявиджняна мыслится как реальное эго и даже «субстанциальное Я», наподобие брахманистского Атмана. По Асанге, алаявиджняна является таким же кинетическим и «бессубстанциальным» феноменом, как и любой поток сознания, с теми лишь отличиями, что ему приписывается аккумулятивная функция и оно непостижимо «обычными людьми». Хотя алаявиджняна и ранее соотносилась с высшим уровнем реальности в онтологической иерархии виджнянавадинов (см. Свабхава), этот аспект концепции был наиболее обстоятельно проблематизирован у Васубандху. В «Трисвабхаванирдеше» (Экспозиция трех природ) первый уровень реальности—«воображаемый»—соответствует объектам опыта, второй—«зависимый» — субъектам, третий — совершенный — «аккумулированному сознанию». Все три носят признаки и сущего и не-сущего: первый уровень онтологически неопределим; второй существует не так, как является; третий является не-сушим по отношению к любой дуальности. Позднее эту концепцию алаявиджняны разрабатывают Дхармапала (Виджняптиматрасиддхи) и Дхармакирти (Праманаварттика). «Махаянасанграха» была переведена в 6 в. на китайский язык Парамартхой и стала основополагающим текстом для основанной Куйцзи школы Фасян-цзун (7—9 вв.). Китайский йогачар, историк и философ Сюань Цзан (7 в.) разработал концепцию восьмого вида сознания—того, что несет ответственность за отождествление «аккумулированного сознания» с «субстанциональным эго», не подозревая, что алаявиджняна на деле не отличается от тех «семян» будущего опыта, которые в нем хранятся.
Лит.: Schmithausen L. Alayavijnana. On the Origin and the Early Development of the Central Conception of Yogacara Philosophy, v. 1-2. Tokyo, 1987; Brown B. E. The Buddha Nature: A Study of Tathlgatagarbha and Alayavijnana. Delhi, 1991.
В. К. Шохин

Источник: Новая философская энциклопедия