АКТ И ПОТЕНЦИЯ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АКТ и ПОТЕНЦИЯ
(лат. actus et potentia — схоласт. пер. с греч. ???????? ??? ??????? — действительность и возможность) — важнейшие категории философии Аристотеля, воспринятые томизмом. «Чистый А.», т.е. действительность, содержащая полное осуществление всех возможностей, — «ум» (нус), в схоластике — Бог. Учением об А. и П. Аристотель ввел в онтологию принцип развития. Оно было решением одной из апорий элейской шк., согласно к-рой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и др. невозможно: в первом случае сущее уже есть, а во втором его и не м.б., поск. нечто не возникает из ничего. Следно, возникновение, или становление, вообще невозможно, а чувственный мир — это небытие. Аристотель разрешил это противоречие, разделив «бытие» на «потенциальное» и «актуальное». Т.о., становление оказывается возможным как переход от первого ко второму. С А. и П. соотносятся форма и материя: согл. Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос — актуальность (энергия, или энтелехия) вещи. В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АКТ И ПОТЕНЦИЯ
лат. actus et potentia - схоластич.- см. также Энергия), важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об А. и П. Аристотель ввел в онтологию принцип развития. Учение об А. и П. явилось ответом на апорию элейской школы, согласно к-рой сущее может возникнуть либо из сущего, либо из несущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже существует, а во втором - нечто не может возникнуть из ничего. Следовательно, «возникновение», или «становление», вообще невозможно, и чувств, мир должен быть отнесен к царству «небытия Аристотель решает эту «апорию древних» двояко (см. Физика 1, 8. 191а 23 sqq.): l) введением понятия акциденталь-ного небытия, или «отсутствия» формы; 2) семантич. делением «бытия» на «потенциальное» и «актуальное»- становление оказывается возможным как переход от первого ко второму (дальнейшему анализу понятий А. и П. посвящена 8-я кн. «Метафизики»). Понятия А. и П., как и понятие «движения», не поддаются строгому определению, но устанавливаются с помощью техноморфных и биоморфных аналогий (см. Метафизика 1048а 30 - 1048 b 6): семя - человек в потенции, глыба мрамора - изваяние Гермеса и т. д. Существенно соотношение между А. и П., с одной стороны, и формой и материей - с другой: согласно Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос - актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.
Оппозиция А. и П., первоначально введенная Аристотелем для анализа «возникновения», переносится затем и на др. виды «движения». Энергия (актуальность) характеризуется временным, онтологич. и аксиологич. приматом над потенцией (см. Метафизика 1072а 5; О небе 302а 8; О душе 415а 19), повторяя, т. о., отношение формы к материи: традиц. схоластич. спор о первичности «курицы или яйца» Аристотель безоговорочно решил бы в пользу «курицы». В сфере природы этот принцип выражается формулой «человек рождает человека», или - в общем виде - «существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием существующего актуально» (Метафизика 1032а 25, 1049b 24) и служит теоретич. постулатом в концепции перводвигателя как чистой энергии (акта), актуализирующей все космич. потенции. Потенция есть способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1) субстанции, 2) качества, 3) количества, 4) места, т. е. способность осуществлять соответственно «движение», или «процесс» а) возникновения - уничтожения, б) качеств, изменения, или «инаковения», в) роста - убыли и г) пространств, перемещения. Т.о., видов актуализации оказывается столько же, сколько видов «движения», и понятие акта (энергии) в этом смысле совпадает с понятием движения (см. Метафизика 1047а 30, Риторика 1412а 9 sq.).
От акта (энергии) как процесса («актуализации», осуществления) Аристотель отличает энергию как осуществленность (актуальность) вещи - энтелехию: напр., процесс строительства дома и уже построенный дом представляют собой «актуализацию» и «актуальность» дома по отношению к его материи и потенции бытия - кирпичам. «Понятие (актуально) имеет двоякий смысл и выражает отношение 1) процесса к потенции, 2) осуществленного бытия к материи» (Метафизика 1048 b 8). В психологии Аристотель определяет «душу» как акт - энергию (Метафизика 1043а 35 sq.) или энтелехию (О душе 412а 27) «тела, потенциально обладающего жизнью», причем в «акте» живого существа совпадают «формальная», «движущая» и «целевая» причины, жестко противопоставляемые «материальной» причине как «потенции». В этике акт (энергия) служит определением «удовольствия» (Метафизика 1072 b 16, Никомахова этика 1147 b 23- 1175а 17) и родовым обозначением моральных актовпоступков (см. Никомахова этика 1176 b 19, 1170а 7 etc.), понимаемых как актуализация душевных свойств.
В отличие от Аристотеля, мегарская школа отождествляла А. и П.: «потенцией можно обладать только при акте», «тот, кто не строит дом в действительности, не обладает возможностью его строить» (по свидетельству Аристотеля - Метафизика 1046 b 29). Учение об А. и П. было усвоено неоплатонизмом (одноименный трактат Плотина "Эннеады" 11, 5), в дальнейшем ср.-век. философией (томизм и др.). См. Возможность и действительность.

Источник: Советский философский словарь

АКТ И ПОТЕНЦИЯ
лат. actus et potentia, перевод греч. —действительность и возможность) — понятия философии Аристотеля, используемые им для разрешения противоречия между гераклитовским принципом абсолютного становления и учением Парменида, согласно которому бытие не может возникнуть ни из бытия, так как оно уже существовало бы до самого себя, ни из небытия, так как ничто не может возникнуть из ничего; согласно Аристотелю, становление есть переход из сущего потенциально (т. о. не-сущего актуально) в актуально сущее. Понятия акта и потенции можно прояснить прежде всего через примеры с движением (Met. 1048a). Однако движение дает только первое представление об акте, поскольку оно является незавершенным и прекращающимся при достижении цели процессом; от акта-движения отличается акт-энтелехия, завершенная деятельность (напр., видеть—значит уже увидеть; Met. 1048b). T. о., понятия акта и потенции употребляются на различных уровнях анализа не в одинаковом смысле (1048Ь5), и потенция в соотношении с актом-движением отличается от потенции в соотношении с актом-сущностью.
Аристотель различает потенцию: (1) деятельную, (2) страдательную, (3) перехода в иное и (4) пребывания (Met. 1019а32—1019Ь5). Потенцию в метафизическом смысле следует отличать от логической потенции (называемой в схоластике possibilitas) (Met. 1019b22—33). Понятия акта и потенции соотносятся с понятиями формы и материи (см. Форма и материя). Однако потенцией обладает не любая материя, а только та, что содержит возможность возникновения в себе самой: так, не земля является потенцией человека, а семя (Met. 1048b39— 1049al8). Акт является первичным по отношению к потенции и по определению, и по субстанции, и в строгом смысле по времени (Met. 1049b-1050a). Различное соотношение акта и потенции в вещах определяет их онтологическую иерархию. Действительное сущее является причиной актуализации сущего в возможности; вечное движение небесных тел представляет собой чистый акт, хотя оно обладает потенцией к акцидентальным изменениям относительно места (Met. 1050b). Причинно-следственная цепь приводит в конечном итоге к наивысшему акту, актуализирующему все потенции в универсуме—неподвижному перводвигателю, собственным актом которого является самопознание (Met. 1072b). С помощью оппозиции актапотенции Аристотель решает различные проблемы физики, метафизики, антропологии, этики—такие, как различения субстанции души и ее действий («De anima», 418a), существование бесконечности (Phys. 206a8—18), соотношение общего и единичного (Met. 1086b4— 1087а25).
Учение Аристотеля об акте и потенции было принято неоплатониками, в значительной мере переосмыслившими его и соединившими с платоновским учением об идеях, которые рассматривались как потенции в мировом уме. Так. согласно Плотину, вдеи существуют в единстве в космическом Уме в качестве универсальных категорий ( V, 8, 9), но каждая из них—индивидуальная потенция, потенциально отделимый эйдос (Enn. V 9, 6), который может действовать и в умном, и в чувственном мире ( ГУ 4, 36). Т. о., в отличие от аристотелевской концепции, согласно которой Ум является чистым актом, неоплатоники говорили о наличии потенции в Уме; помимо оппозиции акт-потенция они ввели различение между совершенной потенцией актуального, позволяющей творящему проявлять свою активность, и несовершенной потенцией потенциального, позволяющей принимать эту активность. Их взаимодействие определяет собой мир становления (Прокл. Первоосновы теологии, 75—92). В раннехристианской традиции неоплатоническую концепцию акта и потенции использовали Григорий Нисский и Августин в учении о Троице и Логосе (как Боге Слове), содержащим в вечности потенции вещей. На христианскую традицию также повлиял греческий перевод Библии (Септуагинта), в котором «силы Бога» передаются словом (потенция).
Учение Аристотеля об акте-потенции не оказывало явного влияния на средневековую мысль, пока были известны лишь его логические труды и «Категории», содержавшие учение о субстанции и акциденциях. Только после распространения всего аристотелевского корпуса оппозиция акта и потенции стала играть большую роль в зрелой схоластике, в частности в трудах Фомы Аквинского. Фома рассматривал соотношение потенций души и ее сущности (Комментарий на 1 кн. «Сентенций», 3, 4, 2; О Духе Творящем, 1 и др.) и проблему существования потенций в Боге («Сумма против язычников», 1, 1, 6 и 7; «Сумма теологии», 1, 25,1 и 2; «О потенции», 1,1 и др.). Последнюю он решал посредством различения активной потенции (как оппозиции акту-потенции), присущей Богу в высшей степени, и пассивной потенции (как оппозиции акту-форме). не присущей Богу. Наиболее новаторски Фома использует понятия акта и потенции, обсуждая проблему соотношения сущности и сущего («О сущем и сущности», IV). В противовес концепции гилеморфизма, согласно которой все сущее состоит из формы (как акта) и материи (как потенции), он выдвигает учение о том, что высшие интеллигенции состоят из формы, имеющей примесь потенциальности, и из актуализирующего ее акта существования. Дунс Скот сохранял различие акта как субстанциальной формы (actus primus, actus simpliciter) и акта как деятельности (actus secundus), а также различие активной и пассивной потенции; акт как определенность и потенция как определимость соответствовали форме и материи. Но в отличие от аристотелевско-томистской традиции Дунс Скот считал материю не чистой потенцией, а некоторой действительной вещью (aliqua res actu; De rer. princ. q. 7, f. l, n. 3). Поскольку сущность Бога он усматривал прежде всего в воле, а не в разуме, то он считал, что Бог может сотворить невозможное, ибо потенция его абсолютна (potentia absoluta); будучи благой, воля Бога творит самое разумное. Отличие творения от Бога Дунс Скот полагал не в наличии потенции, а в несовершенстве творения как составного или объединенного с чем-то другим, в то время как Бог, будучи бесконечным, сущностно прост. Душа относится к интеллекту и воле как к различным потенциям в реальном единстве сущего, подобно тому, как сущее относится к трансцеиденталиям (единству, истине и благу).
У. Оккам также не считал материю чистой потенцией, так как в ней наличествует форма телесности. Он также отрицал, что сущим можно считать только потенциальное, и полагал различие между актуальным и потенциальным в сфере логики (Summa totius loqicae l, 38).
У Николая Кузанского активные потенции вещей имеют основания в потенциях, которые имеют в Боге действительное бытие как идеи: ничто не может возникнуть, не имея действительного бытия в уме Бога. Т. о., в Боге возможность равна бытию (posse = est), что выражается неологизмом possest («О возможности-бытии»), Николай Кузанский также оспаривает идею материи как пассивной потенции, существующей наряду с божественной потенцией, и полагает ее как часть идеи сотворенного в Боге (Об ученом незнании), в отличие от Фомы Аквинского, различавшего идеальную потенцию еще не сотворенного в Боге и материальную потенцию еще не сущего в сотворенной вещи. О дальнейшем развитии концепции акта и потенции см. Возможность и действительность.
Лит.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Soulhe Etude sur le tenne dynamis dans les dialogues de Platon. P., 1919; Kunde P. Das Verhaltnis der Seele zu ihren Potenzen. Freiburg, 1956; SiaUmach J. Dynamis und Energeia. Untersuehunqen am Werk des Aristoteles zur Problerngeschichte von Moglichkeit und Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959; Peters E. Greek philosophical Terms. N. U.—L., 1967; Schwemmer 0. Akt and Potenz.— «Sacramentum Mundi», Bd. l. Freiburg, 1967; West. Die Grundbegriffe der Scholastik. Darmstadt, 1983.
К. Б. Бандуровский

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.61 мб

Культура в потенциальном и актуальном бытии

Сорокин Геннадий Вениаминович
В исследовании обосновывается положение о том, что культура есть становление потенций природного мира, отражение таких атрибутов материи, как самоорганизация и саморазвитие.
Читать PDF
238.31 кб

Творческий потенциал акта изоляции в искусстве

Рымарь Н.Т.
Изоляция рассматривается как творческий акт, в котором происходит переход границы значений, заданных знаковыми системами культуры и создающих новое видение объекта.
Читать PDF
546.05 кб

ИСТИНА И ДОСТОВЕРНОСТЬ: ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ И АКТУАЛЬНОЕ

Емельянова Наталья Николаевна
В статье исследуется проблема истины с точки зрения потенциального и актуального, возможности и действительности.
Читать PDF
375.55 кб

Компетентность как потенциальная активность личности

Ильязова Марьям Даниловна
Рассматривается построение модели выпускника вуза в рамках компетентностного подхода к результатам образования. Представлены результаты теоретического этапа исследования.
Читать PDF
2.39 мб

Потенциальное и актуальное в достижении профессионализма

А. Ф. Караваев, Г.Д. Бабушкин, А.Н.Харитонов
Читать PDF
152.37 кб

Потенциал общественного активизма в региональном социуме

Реутов Евгений Викторович
В статье на основании серии интервью анализируются установки и практики населения региона в отношении общественной активности.
Читать PDF
354.49 кб

Наставничество в военном вузе: потенциальное и актуальное

Чуйков Юрий Михайлович
Автор предпринял попытку осмыслить наставничество как педагогическое явление в историко-педагогической ретроспективе и условиях военного вуза.
Читать PDF
366.38 кб

Актуальность эмоциональных потенциалов педагогического процесса

Уварова Любовь Рудольфовна
В статье представлена попытка взглянуть на педагогический процесс не только со стороны интеллектуального становления, но и со стороны эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Читать PDF
361.85 кб

Актуальное и потенциальное в политической социализации личности

Коршунова Ольга Сергеевна
Представлены подходы к пониманию сущности актуального и потенциального в политическом становлении юных граждан с учетом изменяющихся исторических реалий, показана диалектика перехода от актуальных состояний к потенциальным в полит
Читать PDF
118.56 кб

ТРАГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АКТРИСЫ "НОВОЙ ДРАМЫ": ПОРТРЕТ ЯНЫ ТРОЯНОВОЙ

Герасимова Ирина Михайловна
Статья посвящена актрисе театра и кино Яне Трояновой. Особое внимание автор уделяет ролям актрисы в фильмах режиссера и драматурга Василия Сигарева.
Читать PDF
219.63 кб

Актуальные вопросы формирования российского потенциала «Мягкой силы»

Филимонов Г. Ю.
В статье представлено авторское видение стратегии восстановления и развития культурного влияния и арсенала «мягкой силы» России на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье.
Читать PDF
354.99 кб

Потенциалы супервизии и их актуализация в практике социальной работы

Фокин Игорь Владимирович
Рассматриваются потенциалы традиционного для западной практики социальной работы института супервизорства, функции супервизоров, технологические приемы оказания помощи начинающим специалистам, студентам, фокусно-ролевая матрица су
Читать PDF
156.48 кб

Проблема активности личности и ее потенциала в процессе реабилитации

Лукьянова И. Е.
Активность личности реабилитируемого и ее потенциал во все большей степени приобретают значение важного фактора успешности реабилитационных мероприятий.
Читать PDF
392.77 кб

Актуальное и потенциальное в современной антропокультурной реальности

Оводова С. Н.
Дается определение понятия «антропокультурный проект». Рассматриваются разнообразные антропокультурные проекты Древней Греции, СССР и т. п.
Читать PDF
150.07 кб

Активность личности как потенциал развития в период поздней взрослости

Кулешова Людмила Николаевна, Стрижицкая Ольга Юрьевна
Статья посвящена рассмотрению активности личности как потенциала развития в период поздней взрослости. Рассмотрена микровозрастная динамика личностных характеристик различных уровней.

Похожие термины:

  • Актуальная и потенциальная бесконечность

    две формы понимания бесконечного. Под А. б. в математике понимают бесконечное множество, завершенное и уже осуществившееся (напр., множество всех натуральных чисел). Под П. б. понимают бесконечное м