АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА

- у И.Ильина: цельность веры, духовность, самодеятельность, сердечное созерцание, катарсис, искренность, смирение и трезвение в восприятии Духа самыми разными подвижниками веры, в первую очередь в Православии, но также и в других исповеданиях, в том числе и нехристианских. Чем лучше указанные "аксиомы" выражены в духовном опыте того или иного человека, тем ближе он к духу истинного Православия, безотносительно к тому, насколько он осведомлен о догматическом учении, каноническом строе и обрядовой практике Церкви: "Великие религиозные созерцатели дохристианской эпохи как бы готовили путь для Откровения Христа: редко в сфере догмата, нередко - в сфере религиозного опыта и акта".

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

аксиомы религиозного опыта
«АКСИОМЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОПЫТА» — произведение русского философа И. А. Ильина (1952). В центре внимания в нем находятся проблемы природы, своеобразия и структуры религиозного опыта, его познавательного статуса, взаимоотношения религиозной веры с философским и научным знанием. Основным источником служит изучение творений Отцов Церкви, преимущественно восточно-христианской. Обращаясь к нему, он стремился выделить такие черты религиозного опыта, которые имели бы общий характер и постоянно присутствовали в нем. Такие исходные основоположения религиозного опыта он называет аксиомами. К числу таковых он отнес аксиомы цельности веры, сердечного созерцания, предметности, ответственности, трезвенности, автономии, самодеятельности и др. (см.: Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. СПб., 1994. С. 5—8). Религиозный опыт есть особый вид духовного опыта. Он складывается из трех компонентов: предмета, акта и содержания. Под предметом понимается Божество, как оно есть на самом деле; все то, что имеет прямое отношение к бытию Божию, раскрывая те или иные его свойства. Религиозным актом является каждое душевное состояние и переживание, вызываемое в душе человека общением с Божеством. В то же время каждое такое душевное состояние несет в себе некоторое объективное содержание. Акт и содержание — типологически разные явления. Религиозный акт по бытию и составу своему личен и субъективен, подвержен законам психологии, физиологии и психопатологии. Религиозное содержание, напротив, не есть душевное состояние; оно не слагается из душевных функций и не подлежит законам психологии и физиологии. Оно есть то, что взято и принято религиозной душой, что видится в любви к Богу, за что человек молится и за что благодарит Бога. Законы религиозного опыта не совпадают с законами мышления, поскольку религия шире мысли и глубже ее. Религиозный опыт крайне нуждается в критериях, отделяющих подлинную веру от суррогатов веры; в обнаружении и осознании последних важную роль играет разум. «Разум, разрушающий веру, — не разум, а плоский рассудок. Вера, восстающая против разума, — не вера, а пугливое и блудливое суеверие» (С. 120). Силой, объединяющей разум и веру, является сердечное созерцание.         В.И. Кураев

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
19.05 мб

«Аксиомы религиозного опыта» как логический итог религиозно-философского творчества Ивана Ильина

Микрюков Афанасий
В статье прослежена эволюция религиозно-философских взглядов выдающегося русского философа и писателя И.А. Ильина.