АКОСМИЗМ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКОСМИЗМ
Греч.) Пред-созидательный период, когда не было
Космоса, но был лишь один Хаос.

Источник: Теософский словарь

АКОСМИЗМ
(от греч. а — отрицаю и kosmos — мир) — бессмертие; философско-религиозное учение, проповедующее взгляды о ничтожности мира; в наиболее чистом виде встречается в индийской философии, но распространено также и в христианстве.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

АКОСМИЗМ
от греч. а - отрицат. частица и kosmos - мир) - безмирие; философское и религиозное учение, проповедующее взгляды о ничтожности мира; в наиболее чистом виде встречается в инд. философии, в веданте, но распространено также и в христианстве. Гегель называл акосмизмом пантеизм Спинозы, поскольку Бог в нем есть единственно действительное; все остальное - акциденция. Акосмизмом называют также спиритуализм, отрицающий реальность внешнего мира.

Источник: Философский энциклопедический словарь

АКОСМИЗМ
греч. а — отрицательная частица и kosmos — мир) — "безмирие". Теологическая и философская концепция, основанная на постулировании тезиса о ничтожности мира. Классические версии А. обнаруживаются в веданте, в индийской философии, но также и в христианстве. Гегель, именуя А. пантеизм Спинозы, акцентировал внимание на том, что Бог у последнего — единственно действительное; все же внебожественное — акциденция.
СМ. Солодовников

Источник: Новейший философский словарь

Акосмизм
Слово, образованное по той же модели, что и «атеизм», и означающее «неверие в существование мира», то есть космоса. Гегель приписывает акосмизм Спинозе, полагая, что тот верит только в Бога («Энциклопедия философских наук», I, § 50). Утверждение, конечно, нелепое. Если Бог и Природа – одно и то же, значит, природа существует. И мир тоже существует, независимо от того, как его определять: как бесконечную совокупность конечных модусов (порожденная природа) или как бесконечный опосредствованный модус атрибута протяженности (facies totius universi; Письмо LXIV). Мир – не Бог (ибо мир существует в Боге и является результатом его творения), но он и не ничто. Учение Спинозы – не атеизм и не космизм. Реальность мира с необходимостью вытекает из могущества Бога или природы («Этика», часть I, теорема 16) и подразумевает его (I, 15 и доказательство). Спиноза выразил все это еще проще: «Чем больше познаем мы единичные вещи, тем больше познаем Бога» (V, 24).

Источник: Философский словарь.