АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЕКТОР НАУКИАКАДЕМИЯ ДУХОВНАЯ

АКАДЕМИЯ

Найдено 10 определений термина АКАДЕМИЯ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

АКАДЕМИЯ

древнегреческая философская идеалистическая школа, основанная Платоном (376 г. до н.э.) близ Афин, названная по имени мифического героя Академа.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Тематический философский словарь

АКАДЕМИЯ

философская школа, основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовавшая с 1У по 1 вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции платоновского учения различают Древнюю академию (Спевсипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

АКАДЕМИЯ

философская школа, основанная Платоном в живописных окрестностях Афин и просуществовавшая с IV по I вв. до Р.Х. В зависимости от эволюции платоновского учения различают Древнюю академию (Спев-сипп, Ксенократ) и Новую академию (Аркесилай, Карнеад).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский словарь

АКАДЕМИЯ

греч. akademia) — наименование научных учреждений и высших учебных заведений, берущее начало от имени античного мифического героя Академа и названной в его честь местности в Аттике, близ Афин. Платон присвоил название А. основанной им в 385 до н.э. философской школе, закрытой в 529 по распоряжению императора Византии Юстиниана. "Новая" платоновская А. (1459-1521), одно время руководимая М. Фичино, была учреждена К. Медичи во Флоренции.

С.Ю. Солодовников

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новейший философский словарь

АКАДЕМИЯ

греч. Akademia) - название некоторых научных учреждений и учебных заведений, происходящее от имени мифического героя Академа и названной в его честь местности близ Афин. Это название Платон присвоил основанной им в 385 до Р. X. философской школе, которая в 529 после Р. X. была закрыта императором Юстинианом (см. Платонизм). В 1459 Козимо Медичи открыл во Флоренции новую платоновскую академию во главе с Марсилио Фичино, просуществовавшую до 1521. С ней связана деятельность греч. ученых, бежавших из Константинополя при продвижении османов и захвативших с собой неизвестные прежде в Западной Европе платоновские рукописи (см. Кембриджская школа).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АКАДЕМИЯ

(греч. ’?????????) — название некрых учебных, науч. и др. творч. учреждений. Слово «А.» (первоначально — «Гекадемия») произошло от имени мифич. героя Академа (Гекадема), в честь крого были названы гимнасий и сад близ Афин, где возникла Академия платоновская. А. назывались кружки ученых, собиравшихся при правителях некрых ср.-век. гос-в Бл. Востока и Зап. Европы, об-ва мыслителей и художников эпохи Возрождения. В XVII в. возникли первые науч. А. Совр. учебные А. по типу организации близки ин-там с неск. ф-тами. В РФ наряду с А., находящимися на бюджетном финансировании (Росс. АН — РАН, Рос. А. образования — РАО, Рос. А. мед. наук — РАМН и др.), существуют обществ. А. (напр., Рос. А. естеств. наук — РАЕН, А. творчества, А. технол. наук, А. гуманит. исследований). Совр. А. формируются гл. обр. из чл., избираемых за вклад в развитие соотв. областей познания и творчества. В.И.Полищук

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

АКАДЕМИЯ

философская школа Платона, открытая им в сорокалетнем возрасте в Афинах в 387  г. до н.э. в помещении «гимнасии», расположенной в роще, посаженной в честь героя Академа,  отчего и получила впоследствии свое название – Академия. Здесь стали собираться талантливые люди, которых Платон соединил как «священное братство», почитавшее Музы и Аполлона. Цель Академии – Платон видел в том, чтобы через определенным  образом организованное знание формировать людей нового типа, способных обновить государство, ибо знание –  облагораживает людей, а через людей – общество и государство. В Академию принимали практически всех желающих. Часть его учеников пришла в Академию для изучения наук, другая, большая часть – для получения  общего образования, прежде всего для подготовки к политической деятельности. Впоследствии Академия  стала крупным очагом развития греческой математики. Из его школы вышли Февдий из Магнесии, автор учебника по математике и Архит – создатель  научной  механики.  Здесь  учился  выдающийся  астроном  и  географ Эфдокс,  который разработал новый  метод  математического анализа, дал  свое определение пропорциональности, выдвинул гипотезу о шарообразности Земли и попытался  вычислить длину  ее  окружности.  В  годы  старости  Платона,  когда произошло  его  сближение  с  пифагорейцами  и  с  развивавшимся  ими  математическим естествознанием. Еще при жизни Платон сам назначил себе преемника по руководству Академией. Преемником этим стал его ученик, сын его сестры Спевсипп (407-399 гг. до н.э.). В ряде вопросов Спевсипп  отклонялся от учения Платона, прежде всего в учении о Благе и об «идеях». В сущности Спевсипп был скорее пифагорейцем, чем платоником. Учение Платона об «идеях» он отрицал, заменив  «идеи»  «числами»  пифагорейцев.  Однако  и  «числа»  он  понимал  не столько  в платоновском – философском, онтологическом – смысле, сколько в смысле математическом. Он сближал Мировой ум Платона не только с Душой, но и с Космосом. Он даже начал борьбу с Платоном и платоновским дуализмом – в теории познания. Начиная со Спевсиппа, в платоновскую Академию проникает скептицизм. Приблизился к  пифагорейцам и  его  ученик Ксенократ, который стоял во главе Академии в течение 25 лет  (339-314 гг. до н.э.) и был главным представителем школы, одним из самых плодовитых ее писателей. Ему принадлежит разделение всей философии на области диалектики, физики и этики. Мировую душу он определял  как самодвижущееся число. Он присоединил к физическим элементам эфир и утверждал, что элементы состоят из мельчайших телец.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философия науки и техники: словарь

АКАДЕМИЯ

платоновская, основанный Платоном ок. 385 до н. э. религ.-филос. союз, имевший целью почитание муз, т. н. школа Платона; просуществовала до 6 в. н. э. Название А. (первоначально Академия) происходит от имени мифич. героя Академа, к-рому были посвящены приобретенные Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх, избираемый из членов А. Члены А. добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от плотской любви и мясоедения. В А.разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и др. Особая роль математики подчеркнута в девизе А.: «Негеометр да не войдет!». Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая, возглавившего А. ок. 265 до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю (во главе с Аркесилаем) и Новую А. (во главе с Карнеадом); в период эллинизма существовали и др. разделения истории А.

Древняя А. (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет) поддерживала пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию «Тимея». Абсолютизация техники диалектич. споров (в процессе к-рых доказывалась равная истинность противоположных суждений) и превращение ее в мировоззренч. принцип наряду с возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению т. н. академич. скептицизма, определившего позицию Средней А. (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет, Гегесин). Карнеад (сын Епикома или Филокома) абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Новой А. (схолархи: Карнеад, сын Полемарха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 - 88? до н. э.), к-рого иногда называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от тотального скептицизма, он обратился к поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму происходит у Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней А. В 86 до н. э. при осаде Афин Суллой были разрушены помещения А. и вырублен академич. сад, причем погибла библиотека А. Однако еще в 78 до н. э. Антиох продолжал учить в Афинах (его слушал Цицерон). Статус А. вплоть до 176, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре филос. кафедры, неясен. С кон. 2 в. до кон. 4 в. А. занята в основном риторико-лит. занятиями и преподаванием общеобразоват. дисциплин. При Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвли-ховского толка, развиваемый затем в 5 - нач. 6 вв. при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В 529 эдиктом Юстиниана были закрыты языч. филос. школы в Афинах. Ок. 531 ряд афинских неоплатоников во главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.

Возрождение платонизма в 15 в. привело к учреждению Козимо Медичи в 1459 платоновской А. во Флоренции, просуществовавшей до 1521. Во главе ее стоял Фичино, к ней принадлежали К. Ландино, Пико делла Мирандола, А. Полициано и др. Неоплатонизм лежал в основе широкого круга филос. устремлений Флорентийской А.: от проповеди идеалов платонич. любви до попыток дать синтез платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и др. типами религ.-филос. мысли.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

АКАДЕМИЯ

Платоновская—школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в.) в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от Академии Платон после 1-й сицилийской поездки (387) приобрел небольшое имение ( — Diog. L. Ill 19— 20) и вел занятия либо у себя, либо в гимнасии, причем и здесь, и там он устроил святилища в честь Муз. По-видимому, школа Платона — созданный по личной инициативе кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа,—образовалась в 380-е гг. и в ней по инициативе и по образцу Платона начали писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизировали с другими сократиками, софистами и риторами, вели диспуты и занимались математикой. Когда Платон во второй раз едет в Сицилию (367—66), его замещает Евдокс (попытки оспорить это неубедительны). В то же время в Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия диспутов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты).

Последовательность схолархов Академии после смерти Платона (347) восстанавливается на основе прежде всего «Списка академиков» Филодема (Academicorum index Herculanensis), IV книги Диогена Лаэртия и статьи из Суды: Сяевсвяяиз Афин, племянник Платона (ум. 339); Ксенократ из Халкидона (ум. 314/13); Полемон из Афин (ум. 270/69); Кратет из дема Фрия в Афинах (?); Сократил (? — вероятно, последний, кто вел занятия не только в Академии, но и в имении Платона); Аркесилай из Питаны (Diog. L. IV 32: «школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократил уступил ему это главенство»; ум. 241/40); Лакид из Кирены (ум. ок. 207), который первым еще при жизни передал руководство школой Телеклу и Евандру из Фокеи, преемником которого был Гегесин из Пергама (Diog. L. IV 60). Суда между Лакидом и Карнеадом из Кирены называет Евандра, Дамона, Леонтея, Мосхиона, Евандра из Афин, Гегесина; «Список академиков» (col. M 10—21) называет Леонтея, Демона из Кирены, Деметрия, Полита (?) из Фокеи, двух Евбулов, Мосхиона, Агаместора, Евандра (?) и Телекла, Евфориона; вероятно, не все они были схолархами (Cic. Acad. Il 16: Карнеад «был после Аркесилая четвертым, так как его наставником был Гегесин, который сам слушал Евандра, ученика Лакида»). Карнеад из Кирены (ум. 129/28), Карнеад Младший (131/30), Кратет из Тарса (ум. 127/26), Клитомах (110/109), Филон из Ларисы, который покинул Афины в 88 до н. э. Филон не оставил преемника (Seneca. Nat. Quaest. VII 32, 2), и на нем прерывается цепь непосредственного преемства схолархов Академии.

Ученик Филона Антиох Аскалонский разрывает с ним еще при его жизни и основывает собственную школу (Numenius, frg. 28, 11—12 des Places: , назвав ее «Древней Академией» (Cic., Brut. 315; Luc. 70), к которой он относил Платона и его ближайших последователей, противопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении ему следовал Цицерон.

Тройное членение Академии представлено в «Списке академиков» (XXI 37—42): Средняя начинается с Аркесилая, Новая—с Лакида (ср. Diog. L. I 14, I 19, IV 59; Суда, ; аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый содержательный этап в развитии Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Академии Секст Эмпирик (Pyrrh. I 220; ср. Ps.-Gal. Hist. Phil. 3; Clem. Alex. Strom. I 64, 1). Согласно последнему, круг Филона и Хармида составил 4-ю Академию (Pyrrh. Hyp. I 220. cf. 235), а школа Антиоха—5-ю (Pyrrh. Hyp. 220.cf. 235).

Брат Антиоха Аскалонского Арист упоминается Цицероном в «Бруге» (332), написанном в 46 до н. э., как глава— heres—«Древней Академии»; но уже осенью 45 его, вероятно, не было в живых, т. к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик «Древней Академии», Аристон Александрийский, также перешел в Перипат. Согласно Плутарху (Brut. 2, 3), Марк Юний Брут в августе 44 слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста». Это последний живший и преподававший в Афинах философ, которого источники называют «академиком»: нет оснований считать его преемником Ариста, хотя нельзя сказать и того, что он продолжал традицию скептической Академии, вероятно, обратившуюся после Филона из Ларисы к пирронизму.

Т. о., на Аристе завершается история основанной Антиохом Аскалонским «Древней Академии», само название которой было ярким свидетельством того возвратного порыва философской мысли античности, который в период т. н. среднего платонизма искал идентичности во все большем внимании к текстам основателя школы и постепенно привел к возникновению нескольких центров изучения и разработки платоновского наследия вне Афин. И тем не менее, когда афинские платоники в 4—6 вв. считали себя «диадохами» Платона и говорили о «золотой цепи» его адептов, это было не только «сентиментальной конструкцией» (W. Gorler), но и констатацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее наследие для Византии, арабов и Западной Европы.

Ист.: Filodemo, Storia dei fflosofi. Platone e lAcademia (Pap. Here. 1021 e 164), edizione, traduzione e commento a cura di T. Dorandi. Napoli, 1991.

Лит.: Lynch /. P. Aristotles School. A study of a Greek Educational Institution. L., 1972; GluckerJ. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978*; Billot M.-F. Academie.—«Dictionnaire des philosophes antiques», 1.1, P., 1989, p. 693—789 (p. 780—87: Platon et lEcole Academicienne a lAcademie); Dorandi T. Ricerche. sulla cronologia dei fuosofi ellenistici. Stuttg., 1991.

Ю. А. Шичалин

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

АКАДЕМИЯ

АКАДЕМИЯ (????????? или ????????), школа Платона, названная так по имени общественного гимнасия, существовавшего, вероятно, со времен Солона (нач. 6 в. до н. э.) в северо-западном пригороде Афин на месте святилища в честь местного героя Академа. Недалеко от Академии Платон после 1-й сицилийской поездки (387) приобрел небольшое имение (???????? -D. L. Ill 19-20) и вел занятия либо у себя, либо в гимнасии, причем и здесь и там он устроил святилища в честь Муз. По-видимому, школа Платона -созданный по личной инициативе кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа, - образуется в 80-е годы, и в ней по инициативе и по образцу Платона начинают писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизируют с другими со-кратиками, софистами и риторами, ведут диспуты и занимаются математикой. Когда Платон во второй раз едет на Сицилию (367-366), его замещает Евдокс (предпринимались попытки оспорить это), и в то же время в Академии появляется Аристотель, при котором развивается стихия диспутов и расширяется система литературных и лекционных жанров (диалоги с участием современников, доклады, курсы лекций, трактаты).     Последовательность схолархов Академии после смерти Платона (347) восстанавливается на основе прежде всего «Списка академиков» Филодема (Academicorum index Herculanensis), 4-й книги Диогена Лаэртия и статьи ?????? из Суды: Спевсипп из Афин, племянник Платона (ум. 339); Ксенократ из Халкедона (ум. 314/13); Полемон из Афин (ум. 270/69); Кратет из дема Фрия в Афинах (?); Сократид (? - вероятно, последний, кто вел занятия не только в Академии, но и в имении Платона); Аркесилай из Питаны (D. L. IV 32: «школу он принял после кончины Кратета, когда некий Сократид уступил ему это главенство»; ум. 241/40); Лакид из Кирены (ум. ок. 207), который первым еще при жизни передал руководство школой Телеклу и Евандру из Фокеи, преемником которого был Гегесин из Пергама (D. L. IV 60). Суда между Лакидом и Карнеадом из Кирены называет Евандра, Дамона, Леонтея, Мосхиона, Евандра из Афин, Гегесина; «Список академиков» (col. M 10-21 ) называет Леонтея, Демона из Кирены, Деметрия, Полита (?) из Фокеи, двух Евбулов, Мосхиона, Агаместора, Евандра (?) и Телекла, Евфориона; вероятно, не все они были схолархами (Cic. Acad. II16: Карнеад «был после Аркесилая четвертым, так как его наставником был Гегесин, который сам слушал Евандра, ученика Лакида»). Карнеад из Кирены (ум. 129/28), Карнеад Младший (131/30), Кратет из Тарса (ум. 127/26), Клитомах (110/109), Филон из Ларисы, который покинул Афины в 88. Филон не оставил преемника (Sen. Nat. qu. VII32,2), и на нем прерывается цепь непосредственного преемства схолархов Академии.     Ученик Филона Антиох Аскалонский порывает с ним еще при его жизни и основывает собственную школу (Numen. Fr. 28, 11-12 Des Places: ?????? ????? ?????????), назвав ее «Древней Академией» (Cic. Brut. 315; Acad. II 70), к которой он относил Платона и его ближайших последователей, противопоставляя ей скептицизм Аркесилая; в этом двойном разделении ему следовал Цицерон.     Тройное членение Академии представлено в «Списке академиков» (IAHerc XXI 37-42): Средняя начинается с Аркесилая, Новая - с Лакида (ср. D. L. I 14, I 19, IV 59; Суда, ???????; аберрация связана с тем, что Лакид стал учить в новом месте, названном Лакидейон); однако новый содержательный этап в развитии Академии начинается с Карнеада, которого и называет родоначальником Новой Академии Секст Эмпирик (Pyrrh. 1220; ср. [Galen.] Hist. phil. 3; Clem. Strom. I 64, 1). Согласно последнему, круг Филона и Хармида составил 4-ю Академию (Pyrrh. I 220, cf. 235), а школа Антиоха - 5-ю (I 220, cf. 235). Брат Антиоха Аскалонского Арист упоминается Цицероном в «Бруте» (332), написанном в 46 до н. э. как глава (h?res) «Древней Академии»; но уже осенью 45-го его, вероятно, не было в живых, т. к. сын Цицерона слушал только ученика Ариста перипатетика Кратиппа. Другой ученик «Древней Академии», Аристон Александрийский, также перешел в Перипат. Согласно Плутарху (Brut. 2, 3), Марк Юний Брут в августе 44 слушал в Афинах Кратиппа и «академика Теомнеста». Это последний живший и преподававший в Афинах философ, которого источники называют «академиком»: нет оснований считать его преемником Ариста, хотя нельзя сказать и того, что он продолжал традицию скептической Академии, вероятно обратившуюся после Филона из Ларисы к пирронизму.     Т. обр., на Аристе завершается история основанной Антиохом Аскалон-ским «Древней Академии», само название которой было ярким свидетельством того возвратного порыва философской мысли Античности, который в период т. н. Среднего платонизма искал идентичности во все большем внимании к текстам основателя школы и постепенно привел к возникновению нескольких центров изучения и разработки платоновского наследия вне Афин. И тем не менее, когда афинские платоники в 4-6 вв. считали себя «диадохами» Платона и говорили о «золотой цепи» его адептов, это было не только «сентиментальной конструкцией» (W. Gorier, S. 982), но и констатацией того пути, на котором античный платонизм сумел подвести самый внушительный итог всего развития языческой мысли и сохранить ее наследие для Византии, арабов и Западной Европы.     Источники: Filodemo. Storia dei filosofi. Platone e l´Academia (PHerc. 1021el64). Ed., trad, e comm. a cura di T. Dorandi. Nap., 1991.     Лит. Lynch J. P. Aristotle´s School. A Study of a Greek Educatinal Institution. L., 1972; GluckerJ. Antiochus and the Late Academy. Gott., 1978; Billot M.-F. Acad?mie (topographie et arch?ologie), - DPhA I, 1989, p. 693-789 (p. 780-87: Platon et l´Ecole Acad?micienne ? l´Acad?mie); Dorandi T. Ricerche sulla cronologia dei filosofi ellenistici. Stuttg., 1991; Baltes M. Plato´s school, the Academy, - ??????????. Kleine Schriften zu Piaton und zum Piatonismus, von Matthias Baltes. Hrsg. v. A. Huffmeier et al. Stuttg.; Lpz., 1999, S. 249-273; Dillon J. The Heirs of Plato. A Study of the Old Academy (347-274 B.C.). Oxf., 2003.     Ю. А. ШИЧАЛИН

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Античная философия. Энциклопедический словарь

Найдено схем по теме АКАДЕМИЯ — 0

Найдено научныех статей по теме АКАДЕМИЯ — 0

Найдено книг по теме АКАДЕМИЯ — 0

Найдено презентаций по теме АКАДЕМИЯ — 0

Найдено рефератов по теме АКАДЕМИЯ — 0