АГРЕССИЯ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Агрессия
от лат. aggressio — нападение) (в поведении животных) — ответное действие (акция) животного по отношению к др. особи своего или др. вида, приводящая к ее запугиванию, подавлению или нанесению физической травмы, в т. ч. смертельной. Проявления агрессии часто связаны со страхом.

Источник: Начала современного естествознания: тезаурус

Агрессия
проявление воли, которая подавляет действие одного и навязывает действие другого критерия. Часто агрессия в обществе или среди личностей не обусловлена выживанием или другими видимыми причинами. В этом случае можно утверждать, что отчетливо работает инстинкт Жизненного Потока как проявление архетипа Жизни – принцип его вынужденной экспансии.

Источник: Краткий критериологический словарь

АГРЕССИЯ
индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Основные формы: агрессия реактивная, агрессия враждебная, агрессия инструментальная и автоагрессия. Для форм агрессии, развивающихся в таких массовых социальных явлениях, как террор, геноцид, столкновения расовые, религиозные и идеологические, типичны сопровождающие их процессы заражения и взаимной индукции, стереотипизации представлений в создаваемом "образе врага". В формировании самоконтроля над агрессивностью и сдерживании агрессивных актов большую роль играет развитие психологических процессов эмпатии, идентификации и децентрализации, лежащих в основе способности к пониманию других людей и к сопереживанию им, способствующих формированию представления о другом человеке как уникальной ценности.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АГРЕССИЯ
лат. aggredio — нападать) — в настоящее время это понятие используется для обозначения самых разнообразных видов и форм поведения — от реплик и элементов пародий до применения различных мер физического воздействия, включая и такие из них, которые заканчиваются индивидуальным или массовым летальным исходом. Подлинный смысл понятия "А." его можно весьма часто установить только на уровне контекста. К тому же в силу установившейся традиции в работах одного и того же автора понятие А. нередко употребляется в различных значениях, не говоря уже о специфике употребления его представителями различных наук, каждая из которых привносит свое понимание этого феномена. Примерно аналогичная картина наблюдается в сфере обыденного, массового употребления понятия А., где оно чаще всего ассоциируется с действиями, нарушающими физическую или психическую целостность другого человека, наносящими ему материальный ущерб, препятствующими осуществлению им своих намерений. Несмотря на наличие определенных моментов дополнительности и конвенциональности, становится целесообразной выработка более или менее единообразного представления о содержании понятия А. В значении, близком к нормативному, оно употребляется сегодня в психологии, где им обозначается индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека. Анализ этого определения свидетельствует об изначальной полисемичности данного понятия, посредством которого обозначают разнообразные по целям, механизмам, методам и результатам индивидуальные и групповые действия людей. (См. также: Социальное насилие).
Т.Г. Румянцева

Источник: Новейший философский словарь

Агрессия
(от лат. agressio – нападение) – одно из фундаментальных свойств живых существ, в том числе человека, состоящее в насильственном подчинении других и самовыражении посредством деструктивных (разрушительных) действий. А. имеет как внешнее, так и внутреннее основание. Внешним основанием является агрессивность окружающей среды, которая может вызывать ответную агрессивную реакцию и в то же время служить образцом для подражания, источником заражения. Но поскольку такие следствия не всегда имеют место или проявляются с разной силой, неизбежно предположить наличие внутреннего основания А., в состав которого входят следующие компоненты: а) врожденное влечение, направленность на онтологическое зло; б) избыток энергии, не удовлетворяющийся другими проявлениями; в) недостаток внутренних возможностей для обеспечения желаемого статуса и компенсация этой недостаточности с помощью А. истероидного характера; г) подсознательное переживание или осознание биологической и социальной выгодности агрессивного поведения; д) отсутствие или слабая выраженность сдерживающего торможения (как физиологического, так и идеального – морально-нравственного, эстетического, религиозного, мировоззренческого – характера.
Если у животных агрессивность вида или особи в значительной степени заключена в рамки биологической наследственности, то у человека с его непрерывной социальной и психологической эволюцией А. приобретает самые разнообразные, порой трудно предсказуемые и патологические формы. Опасность такой А. многократно – вплоть до самоуничтожения – усиливается технической вооруженностью, отсутствием эффективной организации жизнедеятельности и массовой деградацией культуры (вхождением в «Новое средневековье» по Н. Бердяеву).
Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.3:Антропология. СПб. 1999. С. 66-68

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF

Агрессия и насилие в системе властно-правовых отношений социума

Шагако Д. С.
Каждый человек в своей жизни не раз сталкивается с множеством разнообразных примеров проявления таких достаточно сложных социальных явлений, как агрессия и насилие.
Читать PDF

Этологическое видение человеческой агрессивности

Пилецкий Сергей Григорьевич
Автор ставит своей задачей проанализировать тему животной агрессии вообще и человеческой в частности в работах выдающегося этолога и философа Конрада Лоренца.
Читать PDF

Пространственно-временные константы измерения агрессивности Homo sapiens

Бокачев Иван Афанасьевич, Незнамова Ирина Ивановна
В статье с позиций социальной философии рассмотрены пространственно-временные константы измерения агрессивности человека.
Читать PDF

Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализ

Агапов Платон Валериевич
Статья посвящена проблеме человеческой агрессивности в интерпретации известного философа и социолога Эриха Фромма.
Читать PDF

2009. 01. 028. Букреев В. И. Человек агрессивный: (истоки международного терроризма). - М. : Флинта,

Ремезова И. И.
Читать PDF

Человеческая агрессивность через призму социобиологии

Пилецкий Сергей Григорьевич
Предметная область данного исследования – самая что ни есть «сердцевина» проблематики философской антропологии, связанная с вопросом соотношения биологического и социального в поведении человека.
Читать PDF

Спасет ли красота мир? По поводу агрессии Грузии в Южной Осетии и Абхазии

Петров Юрий Владимирович
Рассматривается двойственная природа красоты, как её понимал Ф.М. Достоевский. Делается вывод, что красота, несущая зло и разрушение, не способна спасти мир.
Читать PDF

Динамика индивидуального и общественного сознания в контексте современной феноменологи и агрессии

Храпов С. А.
В статье рассматриваются проблемы агрессивной направленности индивидуального и общественного сознания.
Читать PDF

Проблема деструктивности и агрессии: социально-философский аспект

Трошина Надежда Валерьевна
В статье представлен теоретико-методологический и практический анализ научных подходов к пониманию агрессии как одной из значимых деструктивных проблем современного рискогенного общества.
Читать PDF

Философская традиция социокультурного психоанализа в исследовании агрессии человека

Агапов Платон Валериевич
Статья посвящена проблеме человеческой агрессии в современных гуманитарных науках. Автором рассматривается социокультурный психоанализ как метод исследования человеческой агрессивности. На примере творчества Э.

Похожие термины:

  • Агрессия жизни

    ее неотъемлемое свойство и смысл, что и отмечали древние.
  • АГРЕССИВНОСТЬ

    от лат. aggressio - нападение) -психическое состояние. Оно характеризуется концентрацией внутреннего напряжения, которое индивид готов разрядить разрушительным поведением.