АГНИ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агни
индуист.) – «огонь» – бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, один из главных богов индуистского и ведийского пантеона.

Источник: Мифологический словарь

АГНИ
один из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев, А. олицетворял св. огонь, имеющий очистительную силу.

Источник: Атеистический словарь

АГНИ
важнейшее божество ведизма и индуизма. Олицетворяет священный огонь, имеющий очистительную силу. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Индры.  

Источник: Религиоведческий словарь

АГНИ
санс.-огонь): в различных учениях и школах Востока – Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств(Агни, Вайю, Сурья) А. синтезирует в себе аспекты всех трех.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

АГНОЙА
Греч.) "Лишенный разума", букв., "неразумность", когда
говорится о животной душе. Согласно Плутарху, Пифагор и Платон
делили душу человека на две части (высший и низший манас) -
разумную, или ноэтическую, и неразумную, или агнойю, иногда
пишется "аннойа".

Источник: Теософский словарь

АГНИ
один из древнейших богов в ведич. религии (см. Веды), входивший вместе с Индрой и Сурьей в триаду гл. богов; олицетворение свящ. огня. А. считался посредником между богами и людьми, к-рые обычно сжигали свои жертвоприношения на огне. Веды показывают, что А. пользовался особым расположением верующих.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

АГНИ
Санскр.) Бог Огня в Веде; самый старший и почитаемый среди
Богов Индии. Он один из трех великих божеств: Агни, Вайю и Сурья,
а также есть все три, так как является тройным аспектом огня; в
небесах как Солнце; в атмосфере или воздухе "Вайю" - как Молния;
на земле - как обыкновенный Огонь. Агни принадлежит
ранне-ведийской Тримурти, до того как Вишну было дано место
почета и были изобретены Брама и Шива.

Источник: Теософский словарь

Агни
др.- инд. Agni огонь) - в ведийской и индуистской религии бог огня, жертвенного костра, домашнего очага. Агни главный из земных богов. Он означает очищающий огонь, священный символ единства богов и людей. Агни не имеет явного антропоморфного образа, но его пламя бесконечно в проявлениях. Он сияющий, и многоцветный, имеет множество человеческих черт - бородатый, имеющий форму рта, глаз, рук, ног, зубов. Агни - огонь на небе, огонь вод, старость и молодость. Он отождествляется со многими богами: Индрой, Аншой, Тваштартой, Рудрой и другими. Рерихи создали учение — «Агни йогу» — новую религию человечества.

Источник: Человек и общество. Культурология

АГНИ
У индийцев бог огня, домашнего очага, жертвенного костра. По числу упоминаний в «Ригведе» Агни занимает второе место после Индры. Он — посредник между людьми и богами, божественный жрец, локапала (хранитель мира); он един и множествен, родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, три жизни, три головы, три силы, три языка.
В упанишадах Агни — всеобъемлющее начало мироздания. У него много имен, но высшее из них хранится в тайне; из его эпитетов особенно известны Джатаведас — «знаток всех существ», Танунапат — «сын самого себя». Вайшванара — «принадлежащий всем людям».
Культ обожествленного огня, засвидетельствованный в ведах, восходит к периоду индоиранской общности (ср. «Авесту»).

Источник: Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия.

АГНИ
сс. Огонь. Огненное начало, свет, жар, энергия. Бог огня, воля бога. Огонь внешний и внутренний, огонь в прямом и в переносном смысле. Агни выступает как бог жертвенного костра, домашнего очага, очищающего огня, как речь, зрение, слух, разум, дыхание. Это первоэлемент материи (бхута), одна из великих стихий (махабхута). Ритуал добывания огня при помощи двух дощечек символизирует сакральный половой акт. Жертвоприношение огню (агнихотра) в виде возлияния в него молока существует в современной Индии. В буддизме стихия огня — один из факторов становления и разрушения мира. С ним сравнивают дискурсивное мышление, уничтожающее плоды духовной практики. Термину «агни» синонимичны джйотис (свет, огонь) тапас (энергия) и теджас (жар, энергия). Одно из имен огня — Вайшванара (принадлежащий всем, всеобщий).

Источник: Популярный словарь по буддизму и близким к нему учениям 2003

АГНИ

        (Огонь) — бог огня. В "Ригведе" — второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. — также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа — Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. — "трижды рожден" (в небе — солнце, на земле — огонь, в атмосфере — молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с др. богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ А. еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах — бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение А. умаляется. В послеведийском пантеоне А. занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте А. — всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом — как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция А. сохраняет значение в индуизме. Женой А. именуется Сваха — персонификация ритуального возглашения. В послеведийской лит-ре А. рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма — "утробный" огонь (аударья). Представление об А., живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).
В. Эрман

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.17 мб

Агни Йога и эволюция индивидуального сознания

Жульков Михаил Вячеславович
Рассматривая энергетические аспекты достижения целостного сознания, автор использует концепции Агни Йоги (накопление психической энергии, путь озарения), индуизма, тибетского буддизма.

Похожие термины:

  • АГНИ БАХУ

    Санскр.) Сын-аскет Ману Сваямбхувы, "Саморожденного".
  • АГНИ БХУВАХ

    Санскр.) Букв., "рожденным из огня", термин, относящийся к четырем расам Кшатриев (вторая, или каста воинов), предки которых будто бы выскочили из огня. Агни Бхувах есть сын Агни, Бога Огня; Агни Бхувах
  • АГНИ ДХАТУ САМАДХИ

    Санскр.) Вид созерцания в практике Йоги, когда Кундалини поднят до наивысшей точки и беспредельность предстает как одна полоса огня. Экстатическое состояние.
  • АГНИ ЙОГА или Живая Этика, Учение Жизни

    религиозно-философское учение, претендующее на синтез древней мысли Востока, а также научных достижений и духовно-практического опыта современного человечества. А.И. изложена в книгах Учения, пре
  • АГНИ ХОТРЫ

    Санскр.) Жрецы, которые служили Богу Огня в арийской древности. Термин Агни Хотри указывает на жертвоприношение.
  • АГНИ-РАТХА

    Санскр.) Букв., "Огненный Аппарат". Разновидность летательной машины. Упомянут в древних трудах по магии в Индии и в эпических поэмах.