АГНЕЯСТРЫАГНИ БАХУ

АГНИ

Найдено 8 определений термина АГНИ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Агни

индуист.) – «огонь» – бог огня, домашнего очага и жертвенного костра, один из главных богов индуистского и ведийского пантеона.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мифологический словарь

АГНИ

один из гл. богов ведич. религии. Согласно представлениям др. индийцев, А. олицетворял св. огонь, имеющий очистительную силу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Атеистический словарь

АГНИ

важнейшее божество ведизма и индуизма. Олицетворяет священный огонь, имеющий очистительную силу. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Индры.  

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Религиоведческий словарь

АГНИ

санс.-огонь): в различных учениях и школах Востока – Бог огня. Считается самым старшим и почитаемым среди богов Индии. Являясь одним из трех великих божеств(Агни, Вайю, Сурья) А. синтезирует в себе аспекты всех трех.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

АГНОЙА

Греч.) "Лишенный разума", букв., "неразумность", когда

говорится о животной душе. Согласно Плутарху, Пифагор и Платон

делили душу человека на две части (высший и низший манас) -

разумную, или ноэтическую, и неразумную, или агнойю, иногда

пишется "аннойа".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

АГНИ

Санскр.) Бог Огня в Веде; самый старший и почитаемый среди

Богов Индии. Он один из трех великих божеств: Агни, Вайю и Сурья,

а также есть все три, так как является тройным аспектом огня; в

небесах как Солнце; в атмосфере или воздухе "Вайю" - как Молния;

на земле - как обыкновенный Огонь. Агни принадлежит

ранне-ведийской Тримурти, до того как Вишну было дано место

почета и были изобретены Брама и Шива.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Теософский словарь.Перевод с английского А.П. Хейдок. (репринт 1988 г.)

Агни

др.- инд. Agni огонь) - в ведийской и индуистской религии бог огня, жертвенного костра, домашнего очага. Агни главный из земных богов. Он означает очищающий огонь, священный символ единства богов и людей. Агни не имеет явного антропоморфного образа, но его пламя бесконечно в проявлениях. Он сияющий, и многоцветный, имеет множество человеческих черт - бородатый, имеющий форму рта, глаз, рук, ног, зубов. Агни - огонь на небе, огонь вод, старость и молодость. Он отождествляется со многими богами: Индрой, Аншой, Тваштартой, Рудрой и другими. Рерихи создали учение — «Агни йогу» — новую религию человечества.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Человек и общество. (Культурология) Словарь-справочник

АГНИ


        (Огонь) — бог огня. В "Ригведе" — второе по числу упоминаний божество, культ к-рого сохраняет черты, восходящие к индоиранскому периоду; в гимнах его образ еще не отграничивается отчетливо от священного огня, к-рый он олицетворяет и к-рый занимает центральное место в ведийском ритуале наряду с Сомой, с которым А. чаще всего ассоциируется в Ведах. В гимнах А. прославляется как Пожиратель жертвы (Хуташана), возносящий ее к богам, жрец богов, посредник между ними и людьми. Связанный с повседневной жизнью людей, особенно же со свадебными и похоронными обрядами, А. — также бог домашнего очага, Принадлежащий всем людям (Вайшванара), Ведающий рожденных (Джатаведас). В Ведах тесно ассоциируется с мифич. родами жрецов огненного культа — Атхарванами, Ангирасами, Бхригу, принесшими огонь людям. В древних текстах подчеркивается множественность проявлений А. Объединяющий 3 сферы ведийской вселенной, А. — "трижды рожден" (в небе — солнце, на земле — огонь, в атмосфере — молния), имеет 3 обители; в гимнах часто отождествляется с др. богами, в чем усматривается тенденция к монотеизму. В гимнах образ А. еще слабо антропоморфизован; зооморфные его образы в Ведах — бык, конь, птица (посланец, связующий земной и небесный миры), козел (ассоциирующийся с разрушительным аспектом). Позднее значение А. умаляется. В послеведийском пантеоне А. занимает место в группе локапалов, подчиненной верховной индуистской триаде; антропоморфный образ определяется отчетливее. В моральном аспекте А. — всеведущий, выступает как испытывающий и свидетельствующий правду, в космическом — как создатель и разрушитель вселенной, испепеляющий ее в конце мирового цикла 4 юг. Ритуальная функция А. сохраняет значение в индуизме. Женой А. именуется Сваха — персонификация ритуального возглашения. В послеведийской лит-ре А. рассматривается также в физиологическом аспекте как элемент живого организма — "утробный" огонь (аударья). Представление об А., живущем в деревьях, восходит к ведийскому обряду добывания священного огня трением ритуальных палочек (арани).
В. Эрман

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь

Найдено схем по теме АГНИ — 0

Найдено научныех статей по теме АГНИ — 0

Найдено книг по теме АГНИ — 0

Найдено презентаций по теме АГНИ — 0

Найдено рефератов по теме АГНИ — 0