АФФИРМАТИВНОЕ СУЖДЕНИЕАФФИЦИРОВАТЬ

АФФИЦИРОВАНИЕ

Найдено 5 определений термина АФФИЦИРОВАНИЕ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [современное]

АФФИЦИРОВАНИЕ

лат. afficere— причинять) — термин Канта, означающий способность предмета воздействовать на органы чувств. В понятии “А.” нашел выражение материалистический момент в кантианстве: Кант признавал, что чувственные наглядные представления возникают в результате воздействия “вещей в себе” на органы чувств. Это понятие противостоит в кантовской системе понятию трансцендентальной апперцепции. Несмотря на А., вещи. по Канту, остаются непознаваемыми. Это понятие подвергалось критике со стороны неокантианцев и всех тех, кто превращал кантианство в последовательный идеализм.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Философский энциклопедический словарь

АФФИЦИРОВАНИЕ

нем. Affiziemng, от лат. afficere— причинять, действовать—понятие кантовской философии, означающее воздействие предметов на наши чувства. Не проводя четких терминологических разграничений, Кант по сути говорит о двух видах аффицирования. С одной стороны, это воздействие вещей в себе (трансцендентальных предметов) на априорные формы чувственности, пространство и время (в последнем случае речь идет о самоаффицировании, которое, правда, осуществляется не только «снизу», со стороны трансцендентального субъекта, но и «сверху», со стороны апперцепции). Результатом воздействия со стороны трансцендентального объекта является феноменальный мир модификаций «первичных качеств», многообразие внешнего чувства, в состав которого входят физические объекты (среди них есть и тела, наделенные органами, чувств). Воздействие этих пространственных объектов на органы чувств, к примеру, посредством света, представляет собой второй вид аффицирования, результатом которого оказываются «явления явлений» как непосредственные объекты эмпирического сознания. Различение Кантом двух видов аффицирования прямо подтверждается разведением им физических и трансцендентальных вещей в себе, а также указанием на неправомерность аналогии между пространством и такими субъективными качествами, как цвет и вкус.

В. В. Васильев

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Новая философская энциклопедия

Аффицирование

(нем. Affizierung от лат. afficere - причинять, действовать)

Понятие кантовской философии, означающее воздействие предметов на

наши чувства. Не проводя четких терминологических разграничений, Кант

по сути говорит о двух видах аффицирования. С одной стороны, это

воздействие вещей самих по себе (трансцендентальных предметов) на

априорные формы чувственности, пространство и время (в последнем

случае речь идет о самоаффицировании, которое правда, осуществляется не

только "снизу", со стороны трансцендентального субъекта, но и "сверху", со

стороны апперцепции). Результатом воздействия со стороны

трансцендентального объекта является феноменальный мир модификаций

"первичных качеств", многообразное внешнего чувства, в состав которого

входят физические объекты, среди которых есть и тела, наделенные

органами чувств. Воздействие этих пространственных объектов на органы

чувств, к примеру, посредством света, представляет собой второй вид

аффицирования, результатом которого оказываются "явления явлений" как

непосредственные объекты эмпирического сознания. Различение Кантом

двух видов аффицирования прямо подтверждается разведением им

физических и трансцендентальных вещей в себе, а также указанием на

неправомерность аналогии между пространством и такими субъективными

качествами, как цвет и вкус.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Термины кантовской философии

аффицирование

АФФИЦИРОВАНИЕ (от лат. afficere — действовать, воздействовать, причинять) — восходящее к схоластике понятие, означающее воздействие некоего объекта на предмет, способный к восприятию данного воздействия. Большинство мыслителей проводило различение между внешним и внутренним А. Так, Декарт истолковывал его как воздействие вещей на чувства и возбуждение в них определенных движений, в связи с чем различал в своем учении об аффектах восприятия, относящихся к внешним предметам, к нашему телу и к нашей душе (см.: Декарт Р. Соч.: В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 492—493). Тем не менее под влиянием некоторых кантовских интерпретаций более известна трактовка А. как внешнего воздействия. Кант связывал А. с чувственностью, дающей нам предметы, с рецептивностью, и противопоставлял его спонтанности человеческого рассудка или интеллектуальному созерцанию Бога: «Созерцание имеет место, только если нам дается предмет; а это [...] возможно, по крайней мере для нас, людей, лишь благодаря тому, что предмет некоторым образом воздействует на нашу душу» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 48). Хотя Кант ни в одной печатной работе прямо не утверждал А. человеческих чувств «вещью в себе», в исследовательской литературе не без оснований утвердилась именно такая трактовка. В пользу нее говорят и замечания Канта о внутреннем А., согласно которым мы изнутри подвергаемся воздействию со стороны нас самих как интеллигибельных существ и знаем себя лишь как явления. В последующей философии неоднократно предпринимались попытки интерпретировать А. иначе (И.Г. Фихте, Ф.В.И. Шеллинг и др.), однако до настоящего времени господствует трактовка кантовских комментаторов об А. как о воздействии вещи в себе на органы чувств человека.         А.Н. Круглое

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АФФИЦИРОВАНИЕ

от лат. afficio - причиняю, влияю, действую), понятие философии Канта, означающее воздействие внеш. объекта («вещи в себе») на душу, обладающую способностью чувств. восприятия. Термин «А.» берет начало в поздней схоластике. В «Филос. словаре» (1613) Гоклениус различал внеш. A. (affectio externa), к-рое испытывается субъектом в силу внеш. причины, и внутр. A. (affectio interne), проистекающее из начал, лежащих в самой душе. Согласно Декарту, вещи аффицируют чувства, вследствие чего в последних возбуждаются соответств. движения («Страсти души», 1649, §§ 23-25). Спиноза в «Этике» развивал учение об аффектах, определяя их как состояния тела, отображенные в душе; власть над ними достигается путем их адекватного познания. У Канта А. выступает связующим моментом между человеч. представлениями и непознаваемой «вещью в себе». Воздействие «вещи в себе» на органы чувств вызывает ощущение. Производимое вещами А. дает, согласно Канту, чувств, созерцанию мир явлений, хотя порядок и форма этих явлений привносятся в опыт самим субъектом.

Фихте переосмыслил кантовское понятие А., рассмотрев ощущение как своеобразную границу взаимодействия субъекта и объекта («Я» и «не-я»). Однако, поскольку источником деятельности выступает именно субъект, ощущение предстает у Фихте как граница деятельной активности субъекта. Аналогичный смысл А. приобретает у Шеллинга, к-рый толкует его не как простое воздействие объекта на чувства человека, а как проявление самодеятельности субъекта, отрицат. момент его собств. активности.

Отказавшись от кантовского учения об А. чувственности «вещью в себе», представители неокантианства (Г. Коген, П. Наторп) утверждали, что предмет познания не «дан», а всегда «задан» осн. функциями познания, фундамент. «принципами» и категориями мышления; поэтому данная в сознании действительность есть порождение понятий науки, а содержание ощущения проистекает из его естественнонауч. смысла.

Рациональные моменты кантовского учения об А. получили развитие в диалектико-материалистич. теории познания, рассматривающей ощущение как источник знаний человека об окружающем мире, как исходную основу процесса познания. См. Ощущение, Теория познания.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советский философский словарь

Найдено схем по теме АФФИЦИРОВАНИЕ — 0

Найдено научныех статей по теме АФФИЦИРОВАНИЕ — 0

Найдено книг по теме АФФИЦИРОВАНИЕ — 0

Найдено презентаций по теме АФФИЦИРОВАНИЕ — 0

Найдено рефератов по теме АФФИЦИРОВАНИЕ — 0