АДИ-БУДДА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

АДИ-БУДДА
Санскр.) Первый и Наивысший Будда - не признаваемый в
Южной Церкви. Вечный Свет.

Источник: Теософский словарь

АДИ-БУДДА
Дословно «первоначальный будда». Воплощение сущности всех будд и бодхисаттв, наиболее совершенное из Трех тел (Трикая) — Дхармакая. Из Ади-будды «возникают» (эманируют) все прочие будды и бодхисаттвы.
В китайском и японском буддизме Ади-буддой считается будда Вайрочана. В Индии представление об Ади-будде распространилось под влиянием «Калачакра-тантры» и популяризацией концепции калачакры (колеса времени).

Источник: Буддизм. Энциклопедия.

АДИ-БУДДА
(санскр. a–di-buddha, тиб. dang poI sangs rgyas, gdod mai sangs rgyas) — в Ваджраяне — Изначальный Будда, олицетворяющий вневременное единство всех будд и бодхисаттв, мифологический образ Тела Закона (дхарма-кайя), из которого производятся все будды созерцания (Тело блаженства), земные будды (Тело воплощения) и всё мироздание. Однако А.-Б. не является Богом-творцом, поскольку творение множества – это иллюзия (майя) индивидуального сознания, подлинная же реальность едина и нерасчленима. Представления об А.-Б. – продолжение махаянского учения о трёх телах Будды (трикайя), ещё один способ выражения невыразимого единства Абсолюта. А.-Б. называют четвёртым, объединяющим Телом Будды, или Самосущностным Телом (свабхавика-кайя), а также образом просветлённой природы ума — пустоты. Как термин А.-Б. впервые упоминается в тантрических текстах VII в. (например, «Манджушри-нама-сангити»). Развитие его доктрины относится к X–XI вв. и происходит в учении Калачакры (Колесо времени), получившем распространение в гималайских странах, Тибете, Монголии и России. В Китае, Корее и Японии образ А.-Б. развивался и преломлялся иначе, например, в виде вселенского Будды Вайрочаны в школе сингон. В различных тибетских школах буддизма обозначается именами: Ваджрадхара, Ваджрасаттва (гелук, сакья, кагью, кадам), Самантабхадра (ньингма). Другие имена будд, отождествляемых с А.-Б.: Ади-натха — Изначальный Владыка, Ади-дхарма-кайя — Изначальное Тело Истины, Сарва-буддха-адхипа — Повелитель всех будд и др.

Источник: Индотибетский буддизм. Энциклопедический словарь.